Prep. Macarius of Optina

Ты говоришь, со вступлением в сию должность совершенно расстраиваешь себя. Виновата не должность, а наше устроение, и, видно, тогото ради и попустил Господь тебе быть в оной, дабы познала свою немощь и смирилась, не зазирала бы других в их немощах. Впрочем, надобно же бы комунибудь быть в сей должности, и ежели не нашли способнее тебя, а без твоих происков тебя определили, то, видно, есть на сие воля Божия, для вящшего твоего укрепления в терпении, так как ты в оном оскудеваешь. Прочти в Добротолюбии у св. Марка Подвижника в кратких главах двух сочинений; там довольно увидишь необходимость и пользу скорбей, и укрепит тебя Господь, и вразумит в недоумениях, как поступать.

Ты пишешь о враждующей сестре, то если сие продолжается еще, то самое лучшее средство – молись за нее Богу. Он умягчит ее сердце к миру; также молить и о подвигшихся на зависть против тебя.

Сестрица твоя В. С. еще младенец в духовной жизни; не видит, да и не может видеть вдаль; прельщается вашей обителью, глядя только на внешность, но о внутреннем устроении от нее сокрыто, так как и все монашеские брани и скорби ей не видны, и сие смотрением Божиим, по слову Иоанна Лествичника. Бог да управит путь ее, по воле Своей, куда Ему угодно.

Т. пишет, что стремление имеет к Су, но маменька против сего за то, что там келлий нет, в чем немало погрешает; может быть и успеет она понудить ее к переходу куданибудь из сих обителей, и устроит для нее келлию и внешний покой; но может ли дать ей душевный мир? сомнительно; а положительнее то, что заставит после раскаиваться и совестью терзаться. Мы не принуждаем ее к Су, но видим больше удобности к душевному устроению, а состоит это в ее воле,И. Л и И. М. 19 августа 1841 г.

Письмо 120

О мать К.! ты стоишь в воинстве духовном – Христовом; подвизайся терпением против восстающих на тебя скорбей и своих страстей. Как бы ты научилась терпению, когда бы не было скорбей, и какой бы венец получить могла? Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы быть успокаиваемым от благодати и получать успокоения, как ты некогда сим наслаждалась; но оно не прочно, не прошедши огня искушений; потомуто благодать, явивши себя, отступает и попускает нам быть ратованным, чтобы искусилось наше самовластие, однако ж все невидимою силою помогает. В духовной жизни крест выше утешений: от сих иногда приходят в высокоумие, а от оного, познав свою немощь, смирятся и получат помощь.

Письмо 121

Вы скорбите, что через занятие по должности лишились своего уединения, и замечаете себя во многом хуже против прежнего устроения; но вспомните, что в это проведенное вами время другая занимала сей пост и была как бы оградою для вас и для прочих в спокойном пребывании. По совершении же ею сего поприща, пал жребий и на вас, чтобы в свою очередь пожертвовать спокойствием для прочих, и это не без промысла и смотрения Божия происходит. Хлопоты ваши для общей пользы то же, что уединенное жительство; но из сего немалая польза, что вы видите скудною себя в добродетелях, – смиряетесь. Напротив же тогда, от мнимых своих исправлений, обольщаясь умом, имела тонкое и самой незаметное возношение: за это и брань была известная попущена.

Затрудняетесь в случающихся по должности недоумениях: в сих случаях надобно прибегать с молитвою к Богу; Он силен даровать оному разрешение; в некоторых же случаях, по молитве, можно принять совет от какойнибудь матери или сестры. Нельзя, чтобы не было и скорбей на житейском пути; ибо многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22). Ежели нужно войти в какойнибудь порядок и напомнить начальнице можно со смирением, а не настоятельно. Таким же образом можно сделать и в защиту других, о чем вы пояснили.

Из письма вашего видели мы страх ваш касательно переписки, – и чего нельзя похвалить; надо утверждаться верою, что силен Бог сохранить, ежели только есть польза. При желании вам мира и здравия душевного и телесного, остаюсь недостойный ваш богомолец мног. И. М. 16 мая 1841 г.