Prep. Macarius of Optina

Предложение твое матушке есть скоромную пищу я не одобряю. Пусть бы она сама собою это делала и приносила бы более раскаяния, а то как будто бы, понуждена быв к сему, может иметь некоторое извинение. Впрочем я и с тем не совсем согласен, чтобы через ту только пищу можно исправить желудок, а думаю, напротив, – оная еще больше причинит болезни. Простой народ, мало ядущий мяса, а более хлеб, менее требуют лекарей, нежели высший класс, изнеженный роскошью. Не спорю, что вредна пища для больного желудка: грибы, капуста, соленая рыба и прочая грубая, неудобь варимая, но хлеб, вода и легкие огородные овощи не принесут вреда, а для поддержания жизни этого довольно. Познавая свои немощи, зазирай себя, кайся и старайся об исправлении.

Гнев происходит от гордости, а побеждается смирением. 27 апреля 1843 г.

Письмо 131

От 31 мая письмо ваше дошло до рук моих, из коего видя, что вы мирствуете с матерью игуменией, сердечно радуюсь и желаю, дабы мир сей сохранился ненарушимым и прочным. Вам кажется, этот мир оттого происходит, что вы не доводите до нее никаких неприятностей, а между тем находитесь в недоумении в некоторых случаях: ежели не довести до нее, то может последовать вред и соблазн, – а сказать, могут отпереться, и вам не поверят. Не всякому слуху можно верить, но ежели точно дознано какое неприличное обращение и даже можно уличить, то можно довести до игумении, а когда под сомнением, и она может оправдаться, то лучше предать воле Божией; Он сотворил нас самовластными, и по действию оного или награждает, или наказует. Ты тогда бы была виновна, когда бы через тебя допущен был соблазн, а когда ты чужда сего и еще скорбишь о сем, то Бог покрыет тебя. Когда, по общему их согласию, желают разойтись, и будет это к спокойствию, то не мешает дать совет; а ежели через сие произойдет еще вящшая вражда, то лучше советовать потерпеть скорби ко искусу и к очищению грехов, а также и к исцелению душевных немощей. Советую сестрам о терпении, когда оного не имеют, то должно себя укорять и зазирать, а их не соблазнять своим немирствием. 29го июня 1843 года.

Письмо 132

Слава Богу и благодарение Богу, что доехала благополучно и чувствуешь в себе мир и спокойствие: это тебе доставили молитвы св. угодника Божия Митрофана. Он, видя труд ваш и веру, исходатайствовал от Бога дар сей; а ты неправильно приписываешь мне в сем участие; даждь славу Богу и угоднику Его! Что ж дальше будет, единому Богу сведомо; но и мир всегдашний иметь не полезно; мы сего еще не заслужили, а паче не можем сохранить сего дара, не имея смирения.

Журнал твоих немощей можно так наблюдать. Хорошо бы и там кому открывать немощь свою, только не оным, а кто поопытнее; всего бы лучше духовнику, хоть не вседневно, но изредка, а все лучше снимать тину с души. Замечая же за собою оные немощи, надобно смирять себя и каяться перед Богом. Когда бы ни случилась борьба и побеждение, стараться читать такие статьи в книгах, которые вразумляют, как противляться оным и какие средства предпринимать к укрощению; – остерегаться зазирать и осуждать других, воздерживаться и более всего погружать себя во глубину смирения; а Господь силен даровать Свою помощь; к нашему благому произволению.

Что сказать о Т.У.? И родные ее удерживают, но и болезнь ее доставит ли удобство к монастырской жизни? Не знаю: она пишет, что хотят отпустить к тебе погостить и тогда она посмотрит на свою способность и расположение; родные же, как бы ее ни держали, но сильнее Бога не будут, а, видно, еще нет воли Божией на ее вступление.

Спрашиваешь о матери К., которая остается жить вместе с уговором жить мирно: да это и без уговора нужно; и хотя бы что случилось противное, надобно потерпеть друг друга и тем исцелить свои душевные язвы. Как не знать, какой могут принести вред ученицы? Она сама еще требует обучения в нравственности, а тут надобно на них сердиться за то, что не так понимают букву или смысл, а собою заняться и некогда, ни книги почитать и поучиться в ней. Св. отцы даже написали в отечнике, где отроки юные в обителях, там беса не надобно.

Разрешать на употребление скоромной пищи в понедельник невозможно, ибо в правилах св. отцов положено монахам постное ясти; власть дана разрешать грехи кающимся, а не правило св. отцов разрешать: я этого на себя не беру; кто как хочет, так и разумеет.