Prep. Macarius of Optina

Письмо 135

Ты жалуешься на скорби твои, да и от страстей не свободна; ежели бы не было еще и скорбей, то страсти сильнее бы действовали, почему и должно благодарить Бога о промысле Его, устрояющем наше спасение.

Устроивши, помощью Божией, себе откровение помыслов к матери Г., должна соблюдать сие с верою, и смирением, и страхом Божиим, говоря не простым разговором, но со стыдением и похулением себя; а Бог, по вере твоей, даст слово, которое послужит к подкреплению твоему, и свобождению от страстей, и успокоению совести.

А М.Е. советую читать отеческие книги, как для назидания себя, так и ближнему, в случае нужды, подания руки помощи. И когда будешь иметь от твоего к ней откровения пользу и успокоение, то уже в подробности и не нужно ко мне писать; а разве, когда найдешь нужду, при сильном стужении, или просто изъявить свою немощь, можешь воспомянуть о сем. Да даст тебе Господь мир.

Теперь обращаю слово к вам вообще с Т.У. Поздравляю обеих со вступлением во обитель, чего давно желали вы обе. Чудные дела Божии! и противными действиями устрояют полезное для нас; когда бы не было болезни, то не скоро бы маменька ваша согласилась тебя уволить. Ты же благодушно переноси болезнь и укрепляй себя чтением жития Пимена многоболезненного. Доколе этого довольно, а дальше рукоповедет тебя Господь истинным путем Своим. Да будет на вас мир и благословение Божие, – а я остаюсь ваш недостойный богомолец мног. И. М. 28 марта 1844 г.

Письмо 136

Достопочтеннейшая о Господе мать К.! Ни мало не удивляюсь, что ты имеешь скорби: это настоящий путь нашей жизни, и скорбями научаемся терпению и смирению, и все оные посылаются промыслом Божиим. Он же нас и укрепляет, и научает, как поступать в нашествии оных: то и должно всегда к Нему прибегать, прося помощи и вразумления, да не погрешим против воли Его, отревая скорби.

Во втором письме описываешь о ходящей к тебе сестре на откровение, что ее снедает ревность и подозрение. В таком устроении не только нет пользы от откровения, но даже великий вред; вместо того, чтобы получить врачевание от страстей, она более в оные увлекается; через откровение помыслов должна получать успокоение, а она его лишается. Какое ж это откровение? Пусть испытает писания отеческие, как должно открываться, – с верою и искренностью, и с большим смирением, и принимать наставления, как от Бога внушаемые. А чтобы требовать взаимной уверенности или сомневаться в нескромности об ее помыслах, этого нигде нет, и это сеть вражья, еще более запутывающая ее. Когда хочет ходить и открывать свои немощи с верою, без всякого сомнения, то получать будет пользу; а ежели с таким колебанием, как ты пишешь, то это уже не Божие дело, а вражеское, и надобно стараться оное прекратить, ища своей пользы душевной. Какое право имеет она на твое откровение? Ты, уверяя ее в твоем откровении к ней, больше ее расстроила, а надобно именно сказать, чтобы не смела сего требовать. Да сохранит вас Господь от таковых и подобных сетей и козней вражьих, а сподобит обрести истинный отеческий путь, коим они прошли и достигли Царствия Небесного, – и вам буди оное получить благодатью Божией. 31 мая 1844 г.

Письмо 137