Prep. Macarius of Optina

Письмо 136

Достопочтеннейшая о Господе мать К.! Ни мало не удивляюсь, что ты имеешь скорби: это настоящий путь нашей жизни, и скорбями научаемся терпению и смирению, и все оные посылаются промыслом Божиим. Он же нас и укрепляет, и научает, как поступать в нашествии оных: то и должно всегда к Нему прибегать, прося помощи и вразумления, да не погрешим против воли Его, отревая скорби.

Во втором письме описываешь о ходящей к тебе сестре на откровение, что ее снедает ревность и подозрение. В таком устроении не только нет пользы от откровения, но даже великий вред; вместо того, чтобы получить врачевание от страстей, она более в оные увлекается; через откровение помыслов должна получать успокоение, а она его лишается. Какое ж это откровение? Пусть испытает писания отеческие, как должно открываться, – с верою и искренностью, и с большим смирением, и принимать наставления, как от Бога внушаемые. А чтобы требовать взаимной уверенности или сомневаться в нескромности об ее помыслах, этого нигде нет, и это сеть вражья, еще более запутывающая ее. Когда хочет ходить и открывать свои немощи с верою, без всякого сомнения, то получать будет пользу; а ежели с таким колебанием, как ты пишешь, то это уже не Божие дело, а вражеское, и надобно стараться оное прекратить, ища своей пользы душевной. Какое право имеет она на твое откровение? Ты, уверяя ее в твоем откровении к ней, больше ее расстроила, а надобно именно сказать, чтобы не смела сего требовать. Да сохранит вас Господь от таковых и подобных сетей и козней вражьих, а сподобит обрести истинный отеческий путь, коим они прошли и достигли Царствия Небесного, – и вам буди оное получить благодатью Божией. 31 мая 1844 г.

Письмо 137

Очень рад, что получила решение на свое недоумение касательно той сестры, о которой ты писала. Искренне сожалею о страдании М.У., подкрепи ее, Господи, смиренно о сем молю и ей советую призывать в помощь Господа и помнить, что недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться в нас (Рим.8:18). Бог силен бы избавить ее от сих страданий, но, видно, надобна к испытанию ее веры и любви к Богу сия мера. Всякому предлежит искушение, и всякому своего рода; каждому должно понести свой крест, а какой именно, это не в нашей воле состоит; вольные злострадания мы сами можем себе налагать, а в невольных Бог знает, кому что послать. И. М. 15 июля 1844 г.

Письмо 138

Достопочтенные о Господе мать К. и М.У.!

От 24 июля и от 13 августа письма ваши я получил. К сожалению не вижу отрадного облегчения болезни М.У.; предпринимаемые средства не воспользовали, но более расстроили здоровье. Кто знает будущее? А Господь попускает так быть; может быть, это и послужит на спасение. Верно бы не могла так вольных трудов понести, а иногда бы и уклонилась на какую сторону; ведь страсти многоразличны; теперь же невольный труд и нехотя переносим, хотя и с пренемоганием, но несем. Слава премудрому о нас Божию промыслу! Когда дают совет еще полечиться, то не надобно оным пренебрегать, – только просить Бога послать такого лекаря искусного, – вразумить его, и дать силу принимаемым лекарствам; также и того надобно послушать, когда маменька зовет, и игумения соглашается отпустить к ней. Когда поздоровеешь, можно опять приехать.