Prep. Macarius of Optina

Мать Т. сама причиною своего неустроения; я писал ей довольно о сем, а ты покажи ей те учения св. отцов, которые о сем наставляют. Надобно, чтобы она совсем искоренила мысль свою, что ты обращаешься с другими лучше; ибо этим самым все основание, на коем созидается спасение, разоряется. Всем вашим о Христе сестрам, знающим мою худость, – мир и благословение Божие, и желаю спасения. Мног. И. М. 15 октября 1846 года.

Письмо 150

Не нахожу никакой пользы в твоем намерении ехать в Се на долгое время, для научения их порядку монастырскому. Можешь и ты ими соблазниться, и они тобою соблазнятся, и в устроенном порядке много случается неудобств и искушений, которых никак нельзя предвидеть; а понести оные, надобно совершенно там жить, а в гостинку будет токмо одна теория, несообразная с местными вашими обычаями и нравами. В целое общество ввести новый порядок весьма трудно и почти невозможно; а случается устраивать порядок какойнибудь обители, но такими людьми, которые проходили сами жизнь оную долговременно и познали искусом; и на новом месте или в новом собрании общества; с таковыми же помощниками и разве малая часть из прежних к ним присовокупится.

И так мой совет, – оставить сие намерение без внимания, а жить по уставам и правилам, св. отцами положенным. Ты не заметила, что здесь вмешалась тонко страсть властолюбия; исторгни ее, пока еще молода и не пустила глубоко корней. Мир тебе и сестрам твоим! Остаюсь желатель вашего спасения многог. И. М. 4 января 1847 года.

Письмо 151

Горе мне, что разрушил твои планы, в мечте твоей рисовавшиеся и обещавшие успокоение впереди; чем за сие разделаюсь? Не знаю. Но помысл меня оправдывает тем, что твое предприятие основано не на кресте терпения, а на мнимом успокоении, которого, уверяю тебя, не получила бы: ибо страсти твои все были бы с тобою, – то могли ли бы они тебе дать покой? Бог тебе указал поприще и возложил послушание; проходя оное по совести, не погрешишь, а в случае какихлибо, по немощи, поползновений, приноси Господу покаяние и смиряйся. Но тебе хочется достигнуть Царствия Небесного не тесным путем и крестом терпения скорбей и искушений, а пространным и бесскорбным. Куда ж сей путь отводит? – не нужно подтверждать. Господь Своим ученикам обещал скорби и искушения, а по них и утешение, и св. Апостолы учили, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22); то как же мы хотим получить оное без скорбей? Или ищем отдыха? А св. отцы учат, что "бегаяй скорбей, обретает еще большия", и "бегаяй скорбей, уклоняется спасения". Скорби рождают разум, а от разума смирение, нужнейшее к нашему спасению. Наши же скорби не суть без вины, но суть порождение нашего страстного устроения, для исправления которого и для очищения страстей и скорби посылает Господь по мере нашей. – И так, будь же довольна тем местом, на коем тебя Господь поставил и подает случай бороться со страстями; при твоем произволении и противлении оным, помощь Божия всегда готова.

Отягощаешься работою, так что и правило и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна; хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу.

Аще будет воля Божия матери Ф. на выздоровление, то воздвигнет Господь ее от одра болезни; а когда нет; то да придет в покаянии и в надежде получения милости Божией в будущую жизнь. Бывшие ей искушения и всем нам должны быть уроком, что брань вражья неминуема, и дабы, не надеявшись на свои силы, прибегать к Богу, повергая перед Ним свою немощь и прося Его помощи.

От прислуги наносимая вам скорбь да упразднится; надобно поступать и с нею благоразумно: ведь она по неволе живет у вас и понятия не имеет, что должно противиться страстям; одна узда обуздывает их стыд. Но вам, как нельзя обойтись без них, то и надобно увещевать и страхом, и любовью, и снисхождением. Да ведь и от вольных не избежишь скорбей. Молитесь Богу, да пошлет вам по сердцу вашему могущую послужить вам и успокоить. Прошу молить за меня желающего тебе мира, здравия и спасения, многогрешного И. М. 1 февраля 1847 г.