Prep. Macarius of Optina

Письмо 151

Горе мне, что разрушил твои планы, в мечте твоей рисовавшиеся и обещавшие успокоение впереди; чем за сие разделаюсь? Не знаю. Но помысл меня оправдывает тем, что твое предприятие основано не на кресте терпения, а на мнимом успокоении, которого, уверяю тебя, не получила бы: ибо страсти твои все были бы с тобою, – то могли ли бы они тебе дать покой? Бог тебе указал поприще и возложил послушание; проходя оное по совести, не погрешишь, а в случае какихлибо, по немощи, поползновений, приноси Господу покаяние и смиряйся. Но тебе хочется достигнуть Царствия Небесного не тесным путем и крестом терпения скорбей и искушений, а пространным и бесскорбным. Куда ж сей путь отводит? – не нужно подтверждать. Господь Своим ученикам обещал скорби и искушения, а по них и утешение, и св. Апостолы учили, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22); то как же мы хотим получить оное без скорбей? Или ищем отдыха? А св. отцы учат, что "бегаяй скорбей, обретает еще большия", и "бегаяй скорбей, уклоняется спасения". Скорби рождают разум, а от разума смирение, нужнейшее к нашему спасению. Наши же скорби не суть без вины, но суть порождение нашего страстного устроения, для исправления которого и для очищения страстей и скорби посылает Господь по мере нашей. – И так, будь же довольна тем местом, на коем тебя Господь поставил и подает случай бороться со страстями; при твоем произволении и противлении оным, помощь Божия всегда готова.

Отягощаешься работою, так что и правило и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна; хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу.

Аще будет воля Божия матери Ф. на выздоровление, то воздвигнет Господь ее от одра болезни; а когда нет; то да придет в покаянии и в надежде получения милости Божией в будущую жизнь. Бывшие ей искушения и всем нам должны быть уроком, что брань вражья неминуема, и дабы, не надеявшись на свои силы, прибегать к Богу, повергая перед Ним свою немощь и прося Его помощи.

От прислуги наносимая вам скорбь да упразднится; надобно поступать и с нею благоразумно: ведь она по неволе живет у вас и понятия не имеет, что должно противиться страстям; одна узда обуздывает их стыд. Но вам, как нельзя обойтись без них, то и надобно увещевать и страхом, и любовью, и снисхождением. Да ведь и от вольных не избежишь скорбей. Молитесь Богу, да пошлет вам по сердцу вашему могущую послужить вам и успокоить. Прошу молить за меня желающего тебе мира, здравия и спасения, многогрешного И. М. 1 февраля 1847 г.

Письмо 152

Достопочтенные о Господе мать К. и Т.У.!

Общая ваша скорбь о смерти матери Ф., и потому обще к вам и пишу; а более помогая моей лености.

Безмерною скорбью покойной матери Ф. не принесете никакой пользы, а себе причините большой вред. Она пошла в предопределенное ей время в будущую жизнь, чего никто не мог переменить; ибо в плане судеб Божиих тако было предназначено. Слава Богу, что она христианскою кончиною скончалась и с чувством раскаяния в надежде на милосердие Божие. Наш долг молить Господа о упокоении души ее в Царствии Небесном. Святой Апостол говорит: "Во всем скорбяще, но не стужающе си" (2Кор.4:8). Скорбь нам пользует, а стужение или малодушие вредит; то и вы, при скорби вашей, не малодушествуйте, и оная вам облегчится.

По заповеди братца вашего П., я должен молить о нем Господа, да поможет ему в трудных делах, порученных ему промыслом Божиим. Пусть и сам во всех случаях призывает Господа, ибо без Него не можем творить ничесоже. И когда бывают скорби по делам от неправодеющих, то должен помнить, что "вси хотящии благочестно жити, о Христе Иисусе, гоними будут" (2Тим.3:12). Впрочем не могут ничего ему учинить, аще не попущено будет что от Бога; токмо да наблюдает за собою, да не возвысокомудрствует и возомнит о себе много: ибо есть заповедь Божия: "Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом" (Лк.17:ю).

М.У. имела желание относиться в своих немощах и недоумениях и изъявила к тебе оное иметь; я, одобрив оное, предложил о сем тебе, и ежели не будет в тягость, то советую не отвергать от себя, не ища от них почести, а желая их пользы, которая не от твоего достоинства, но, по вере их, от Самого Бога дарствуется. 4 марта 1847 г.