Prep. Macarius of Optina

Письмо 152

Достопочтенные о Господе мать К. и Т.У.!

Общая ваша скорбь о смерти матери Ф., и потому обще к вам и пишу; а более помогая моей лености.

Безмерною скорбью покойной матери Ф. не принесете никакой пользы, а себе причините большой вред. Она пошла в предопределенное ей время в будущую жизнь, чего никто не мог переменить; ибо в плане судеб Божиих тако было предназначено. Слава Богу, что она христианскою кончиною скончалась и с чувством раскаяния в надежде на милосердие Божие. Наш долг молить Господа о упокоении души ее в Царствии Небесном. Святой Апостол говорит: "Во всем скорбяще, но не стужающе си" (2Кор.4:8). Скорбь нам пользует, а стужение или малодушие вредит; то и вы, при скорби вашей, не малодушествуйте, и оная вам облегчится.

По заповеди братца вашего П., я должен молить о нем Господа, да поможет ему в трудных делах, порученных ему промыслом Божиим. Пусть и сам во всех случаях призывает Господа, ибо без Него не можем творить ничесоже. И когда бывают скорби по делам от неправодеющих, то должен помнить, что "вси хотящии благочестно жити, о Христе Иисусе, гоними будут" (2Тим.3:12). Впрочем не могут ничего ему учинить, аще не попущено будет что от Бога; токмо да наблюдает за собою, да не возвысокомудрствует и возомнит о себе много: ибо есть заповедь Божия: "Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом" (Лк.17:ю).

М.У. имела желание относиться в своих немощах и недоумениях и изъявила к тебе оное иметь; я, одобрив оное, предложил о сем тебе, и ежели не будет в тягость, то советую не отвергать от себя, не ища от них почести, а желая их пользы, которая не от твоего достоинства, но, по вере их, от Самого Бога дарствуется. 4 марта 1847 г.

Письмо 153

Достопочтенная о Господе мать К.!

От 3го и от 17го марта письма я твои получил. За правило Ч. получила епитимию; что тут мудрого и важного? Можно так рассудить: видно, она исполняла правило с тщеславием, с мнением о себе, считая себя лучше других, и их осуждала за неисправление, того ради и попустил Господь быть возбранению; но не все ли равно, и то за правило можно почесть, которое игумения наложила: все молитвы же к Единому Богу, – пусть будет спокойна. Ежели она исправляла четочное правило, то не нужно было и огня зажигать. Конечно, в неисполнении чеголибо можно каяться на духу священнику.

Хотя ты и не проходила сама пути послушания с откровением, но приходящих к тебе с оным не должна отвергать; по вере их Бог подаст тебе истинный разум, что сказать им по потребе каждой, для пользы душ их; только старайся быть, ни яко обладающе причту, но образ бывай стаду (1Пет.5:3), состражди в немощах их душевных и телесных.

За желания мне благодати, – не чувствовать труда в ответах на письма ваши, – благодарю. Да чтобы я мог сделать, аще бы благодать Божия не поспешествовала мне, по вере вашей, в ответах? Я чувствую себя немощна, скудоумна и многогрешна, то что может быть от меня? А когда вы получаете какое утешение, – благодарите о сем Бога. Ежели угодно Господу употребить мою худость яко орудие или какой инструмент в деле сем, то кто славится: орудие или делатель?