Prep. Macarius of Optina

Письмо 156

На письмо твое от 23 июня, хотя кратко, отвечаю: М.В. не надобно отвергать, когда ищет спасительного пути, а себя надобно считать недостойною сего и нисходить во глубину смирения; получаемая же ими польза происходить может от Самого Господа, по вере их, и ты тут ничто иное, как малое орудие, которым Сам Бог действует; по мере их веры, получают и пользу, а по неверию лишаются оной. – В скорбях и недоумениях можешь открывать ей свою душу, когда находишь от сего подкрепление и утешение, а о страстях не знаю, может ли она понести, не преткнувшись соблазном о сем? Помолись Господу, да наставит тебя, кому доверить свои немощи; и к кому будет извещаться сердце твое, той и возвещай. 1 июля 1847 г.

Письмо 157

На письмо М.N. ответствую, сколько подал Господь мне разума и понятия к ее пользе – открыть истину и показать средство к ее исправлению. Ты не понуждай ее насильно к послушанию тобою глаголемых ей. Когда хочет и послушает, то получит свободу от бедственного своего устроения; а не хочет, да будет на воле ее. Ты не искала ее подчинения, а покорилась прошению ее, то ежели она и оставит тебя, не скорби за сие; видно, что бес не терпит сего, чтобы открывались его злобные козни, не допускает до исполнения, но наводит самосмышление и ожесточение, слагая вину на других, а себя оправдая и тем укрепляя таившуюся между ними вражду. Я писал к ней, отнюдь не связуя ее и не понуждая, а только представлял истинный разум и пользу, какую приносит откровение и послушание. Надобно молиться за нее Богу, да подаст ей силу противиться вражьим ухищрениям. И матери В. надобно понуждать себя к самоукорению; то ее ради смирения и ее Господь умиротворит. – Во всем оном препоручаю вас промыслу Божию и Его покрову, а тебя да вразумит Он, как поступать в таких недоумениях: всего невозможно написать на всякий случай. 23 августа 1847 г.

Письмо 158

Письма твои от 12 октября и от 3 ноября получил. Из первого вижу, что ты была нездорова; и М.У. с доносом на тебя, что сама не бережешь своего здоровья, и чтобы тебе строго подтвердить – беречь оное. Я это хоть не в точности, но исполняю; советую не рисковать оным, а беречь: что будет прока, когда потеряешь оное, и надобно будет за тобою ходить? Лучше ты по возможности послужи другим. Жаль М.Д., что она крамолится о том, что гул детей учащихся мешает ей заняться собою, что происходит по совету вражью от ее самосмышления и рвения. Она еще не такой меры, чтобы предаться такому безмолвному уединению; она еще работает страстям: мнению, ярости, гневу и прочим душевным страстям; а не победивши их в сообращении с людьми и седши на уединение, услышит не детский шум, а бесовский, который тяжелее оного будет. Наше стремление должно быть к одной цели любви, а здесь не видно сей цели. Без любви ни пост, ни милостыня, ни мученичество, – явно, что – и не безмолвие – пользы не принесут. Вспомни того брата, который не оставил товарища своего приемшего брань Пи, но пошел с ним в город и до тех пор был с ним там, пока тот, пришед в чувство, обратился в келлию свою, – не предпочел безмолвие любви; также и многих видим оставляющих безмолвие и вдающих себе в молву, ради любви ближнего. С твоей стороны представь ей вред ее самосмышления; послушает – хорошо, а нет, – на ее воле да будет. Кто с верою вопрошает и не исполняет совета, тот погрешает.18 июля 1847 г.

Ты пишешь, что получила дозволение от игумении ехать к нам; но сие твое намерение испытуется насмешками и оскорблениями. Ежели чаете и веруете найти тут какуюлибо душевную пользу, то ненавидяй добра враг всячески старается сделать сему спону. Но вы будьте тверды в вере и неприступны, и аще будет на сие воля Божия, чтоб вам быть у нас, то ничто не воспрепятствует оному. На себя же я не надеюсь, чтобы мог доставить вам какуюлибо пользу, – разве по вере вашей Господь даст разум и слово рещи вам что на пользу, о чем просите и молите Его.

Письмо 159