Prep. Macarius of Optina

Письмо 465

Письма ваши от 29 февраля получил. Слава Богу, что вы по келлии умиротворились и по отношению помирнели; никогда не надобно доходить до малодушия в находящих искушениях, но благодушно ожидать избытия, и все на пользу обратится. Ежели бы не было скорбей, как бы мы научились терпению? А притом и бесчиние наше, коим мы, добровольно подвергаясь, прогневляем Бога, требует наказания для очищения.

Я пишу к вам обеим вместе, потому что у вас одни и те же немощи, в письмах ваших изъясненные; понуждайте себя на благое, ибо без понуждения нельзя приучить себя к добродетели и трудам; а где есть наше понуждение, следовательно есть и произволение, на которое Господь призирает и подает Свою помощь к исполнению. В немощах смиряйтесь, а других не зазирайте, и это помощь Божию привлекает; а обеим дать надобно меру и цену, и дабы под видом немощи совсем не вознерадеть о должном. И. М. 10 марта 1842 года.

Письмо 466

Зазрение рождается у тебя, Т. Уна, от гордости фарисейской; ты видишь сучек в глазе ближнего, а свое око бревном завалено. Свои поползновения и падения могут отвратить сего беса; читай у св. Лествичника о гордости и смирении, о неосуждении ближних; также у аввы Дорофея о сем же; то, может быть, и внедрится в память твою то, что за зазрение ближних бываем оставляемы Богом и падаем в те же или еще и лютейшие пороки, дабы познали свою немощь и смирились. Случающееся у вас по келлии с соседкою столкновение необходимо для познания себя и для нетерпения чегонибудь, которое весьма нужно ко спасению. Где будете употреблять самоукорение, там ничтоже успеет враг; а не убегай от сообращения с сестрами; я много раз всем вам и матери В. говорил и писал; она на это отвечает, что отнюдь не запрещает, разве только какой существенный вред может кто пострадать через неприличное сообращение; то это не только я, но и сам Апостол повелевает отлучатися от всякого брата, безчинно ходяща, а не по преданию (2Сол.3:6); только во всяком случае надобно не считать, что мы лучше других проходим жизнь. Еу силен Бог сохранить от злого вреда, только да имеет страх Божий; всяк из нас ценит свои только скорби, а За, бедная, вот уже и монахиня, имеет келлию и прочее, а какие несет скорби, так что находится в недоумении; когда хотим проходить бесскорбную жизнь, то что из нас будет? Пишет св. Златоуст в прологе августа у дня: "Свиния паче, а не человек был бы, объядаяся и упиваяся и не от единого от скорбных стужаем". Прочтите все это слово, оно много исполнено пользы; и болезнь твою, Ф. Х на, к сим же сочислить можно. И. М. 30 марта 1842 года.

Письмо 467

Жалуешься на теперешнюю свою нестерпимую брань; причиною оной зазрение твое ближних в их недостатках или пороках. Когда же, видя себя побежденной какоюнибудь страстью, то о сем только и печешься, как бы избавиться от оной и не смеешь судить других, находящихся также на поприще борьбы с многоразличными страстями, которые в сей борьбе иногда падают, а иногда побеждают; венцы же уготовляются в будущем веке. Чем кто смиреннее, тем крепче на брани воинствует, а смиряют нас иногда наши же грехи. Для тогото и попускаются нам падения, к познанию нашей немощи и смирению. Св. Петр Дамаскин пишет: "Когда кто видит свои грехи, яко песок морский, то это есть начало просвещения души и знак здравия ее". О сем и нам должно пещись, чтобы видеть свои грехи и сокрушаться о сем сердцем, а не других зазирать; тогда и страсти наши укротятся.

При желании тебе мира, здравия и спасения, остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный И. М. 6 июня 1842 года.