Prep. Macarius of Optina

Зазрение рождается у тебя, Т. Уна, от гордости фарисейской; ты видишь сучек в глазе ближнего, а свое око бревном завалено. Свои поползновения и падения могут отвратить сего беса; читай у св. Лествичника о гордости и смирении, о неосуждении ближних; также у аввы Дорофея о сем же; то, может быть, и внедрится в память твою то, что за зазрение ближних бываем оставляемы Богом и падаем в те же или еще и лютейшие пороки, дабы познали свою немощь и смирились. Случающееся у вас по келлии с соседкою столкновение необходимо для познания себя и для нетерпения чегонибудь, которое весьма нужно ко спасению. Где будете употреблять самоукорение, там ничтоже успеет враг; а не убегай от сообращения с сестрами; я много раз всем вам и матери В. говорил и писал; она на это отвечает, что отнюдь не запрещает, разве только какой существенный вред может кто пострадать через неприличное сообращение; то это не только я, но и сам Апостол повелевает отлучатися от всякого брата, безчинно ходяща, а не по преданию (2Сол.3:6); только во всяком случае надобно не считать, что мы лучше других проходим жизнь. Еу силен Бог сохранить от злого вреда, только да имеет страх Божий; всяк из нас ценит свои только скорби, а За, бедная, вот уже и монахиня, имеет келлию и прочее, а какие несет скорби, так что находится в недоумении; когда хотим проходить бесскорбную жизнь, то что из нас будет? Пишет св. Златоуст в прологе августа у дня: "Свиния паче, а не человек был бы, объядаяся и упиваяся и не от единого от скорбных стужаем". Прочтите все это слово, оно много исполнено пользы; и болезнь твою, Ф. Х на, к сим же сочислить можно. И. М. 30 марта 1842 года.

Письмо 467

Жалуешься на теперешнюю свою нестерпимую брань; причиною оной зазрение твое ближних в их недостатках или пороках. Когда же, видя себя побежденной какоюнибудь страстью, то о сем только и печешься, как бы избавиться от оной и не смеешь судить других, находящихся также на поприще борьбы с многоразличными страстями, которые в сей борьбе иногда падают, а иногда побеждают; венцы же уготовляются в будущем веке. Чем кто смиреннее, тем крепче на брани воинствует, а смиряют нас иногда наши же грехи. Для тогото и попускаются нам падения, к познанию нашей немощи и смирению. Св. Петр Дамаскин пишет: "Когда кто видит свои грехи, яко песок морский, то это есть начало просвещения души и знак здравия ее". О сем и нам должно пещись, чтобы видеть свои грехи и сокрушаться о сем сердцем, а не других зазирать; тогда и страсти наши укротятся.

При желании тебе мира, здравия и спасения, остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный И. М. 6 июня 1842 года.

Письмо 468

На вопросы твои не отрекаюсь говорить, хотя сам ничтоже благо сотворих. Игра с детьми не может быть одобрена, хотя и нет чувства, но может быть; учить детей, – батюшка не благословил в обители иметь этой молвы; а частно и временно, притом же из послушания к матери, можно, однако и тут надобно беречься действия вражьего. Читать для пользы других можно и излишнее против назначенного, но с самоукорением, как о сем и сама пишешь. О бываемых у вас в доме всенощных в годовые праздники с поспешностью от причетников, то говорить ли им о сем или нет, к исправлению, и стать за имя Божие: ревность твоя не по разуму; сколько у вас прихожан – не знаю, а ежели и еще кто захочет дома служить всенощные, то у служащих и сил не достанет; сверх того – что надобно в церкви служить всенощную, приходские и домашние дела понуждают их к таковой поспешности; хотя и нельзя этого похвалить, но надобно измерить силы их. Ты думаешь, как у нас в монастырях исправляют; но это невозможно там; здесь довольно и певчих, и служащих, и нет других занятий, притом же одна всенощная; в таком случае можно поговорить, но не настоятельно и не дерзко, а предложить со смирением: когда возможно, то сделают, а когда нет, то надобно им уступить, а всего бы лучше быть в церкви на соборной всенощной, которая для того и установлена, чтобы люди сходились совокупно прославлять Бога единым сердцем и едиными усты; там бы можно и не спеша послужить; но, кажется, обычай сей в мирской церкви давно вошел, чтобы скоро служить, и трудно его переменить, а паче нам с тобою.

Бог, богатый в милости, всегда силен даровать нам успокоение, аще только будем того достойны и будет нам полезно; а дотоле попускает утесняться скорбями и различными искушениями, всё устраивая на нашу пользу, что видите и на себе; довольное время не имев спокойного пристанища и своего уголка, получили келлию и в оной не находили совершенного успокоения; почему и другую устраивает вам иметь; благодарите Его благость за такое милостивое о вас промышление. Ты только прочитавши книгу Исаака Сирина познала, что не начинала еще жить, как должно, а то неужели мечтала о себе нечто высоко? Это прелесть! Вникни же, о чем больше учит св. Исаак Сирин, больше всего о терпении и смирении, с коими уже все купно добродетели соединены. Этому надобно и следовать и ежедневно учиться сему. И. М. 22 сентября 1842 года.

Письмо 469