Prep. Macarius of Optina

Вам есть скорби, но более внутренние, от своих страстей внутри лежащих в вас. Ты описала бурю, волнующую тебя помыслами, за оставление вас от пострига; тут представляется пренебрежение, уничижение, гонение, злоба и все, что только оскорбленное и остраствованное сердце приемлет и помыслами увеличивает; и сие написала в виде откровения своих помыслов, желая свободить себя от оных; но после, в другом письме, сознаешь себя неправою за ропот сей, а признаешь тут промысл Божий действующий, а не людскую злобу или мудрование. Сим ты меня утешила, и в сем вижу явную к вам милость Божию, что Он, ударя скорбями сердца ваши, смягчил их к покорности воле Его: а когда будете более винить себя, видя тут действующую страсть: славолюбие и честолюбие, то и утешение получите; и те самые, мнимо враждующие на вас, обратятся к вам с сердечною любовью, и получите душевное утешение. Ежели примете в уважение, что точно вы оскорблены, то когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, терновый венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями? – А ведь Он нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Пет.2:21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстем Его, когда добльственне и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби (1Пет.4:13). Вы находитесь в Божеском университете, – Он вас обучает, хочет сделать чтонибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему! – Рассматривая же здравым разумом, увидим, что страсти наши никак не могут быть удовлетворены и успокоить нас; а надобно им противиться и истреблять. Положим так (я пример видел): постригут кого в рясофор, удовлетворяя его желанию; долго не может быть покойна страсть; постригают других в мантию, – он уязвляется и страдает; но ежели и это исполнится, то у нас на саны, а у вас – на начальство страсть влечет; и до такой степени бывает болезнь, что не только не довольны бывают образом монашеским, но и жизни своей не рады. Не о всех сие можно заключить, но о страдающих страстью честолюбия; а другие другими страстями мучимы бывают, яко же и аз грешный: вас в одной страсти обличаю, а сам тьмами страстей увлекаюсь и весьма плохо противостою оным. Помолитесь, сестры, и за меня, да не како, вам говоря, сам неключим буду.

Почтеннейшая Ф. Хна! Вышеписанное частью и к тебе может отнестись; хотя ты и мирнее прежнего видишь себя, но все не мешает иметь самоукорение и стараться к оскорбившим стяжавать помирнее устроение, и не судить тех, кои нам кажутся дурными; каждого совесть и Бог есть судья, а покаяние всем отверсто. Мир Божий да пребудет с вами! И. М. 15 апреля 1847 года.

Письмо 474

Вижу, что маменька ваша крайне огорчается о вступлении в монастырь А. Вны и о своем одиночестве; о чем сердечно сожалею, и более о ее малодушии. А. Ве я не давал совета без ее воли вступать в монастырь, а когда она вступила, то верно уже с ее согласия; и конечно не без воли Божией; и болезнь ее доказывает; что она миру не нужна; какую же она может сделать помощь и отраду маменьке, лежа в постели? Впрочем я не препятствую ей жить дома, ежели бы она и одета была в монашеское платье; это да будет на их обеих воле и согласии; но понудить не имею власти; и на твое там пребывание я не имею власти: ты имеешь начальницу и общество сестер; ежели она позволит по этой нужде побыть тебе там некоторое время, то и я с сим соглашаюсь во уповании, что, за молитвами их и твоей родительницы, сохранит тебя Господь от опаснейших искушений.

Желаю тебе мира, здравия; остаюсь многрешный И. М. 30го апреля 1847 года.

Не знаю, Т. Уна, будет ли угодно или нет твоей маменьке, но я должен изложить мое мнение: не лучше ли и ей, для успокоения себя, переселиться к дочерям и жить с ними, оставя суету мирской жизни, которую и невольно должно будет оставить пришедшей смерти. Скажи, какое доставляют ей утешение домашние занятия, когда она не осушает глаз, отпустивши всех вас от себя? Ежели она имеет причину не оставлять мира оттого, что может хозяйство расстроиться: то когда придет смерть, и по неволе его оставит; найдутся люди, кои могут оное управить, а ей бы прилично, поручив хозяйство детям или кому другому, успокоить свою старость в обители, может быть, уже на закате дней своих. Кажется, вы говорили, что располагаете сделать имению раздел, то всего бы лучше отдать каждому свою часть и себя этим успокоить: верно, и на ее век достанет к прожитию. Впрочем все сие предоставляю ее воле и промыслу Божию, пекущемуся о спасении нашем.

Я сказал, что не препятствую А. Вне жить с маменькой, но кто знает, долго ли ее будет век, судя по слабому здоровью: тогда не будет ли сугубой скорби и о лишении, и отвлечении от обители?

Остаюсь желатель вашего спокойствия, многогрешный И. М.

Письмо 475

На письмо твое, полученное мною еще 19го февраля, до сих пор никак не собрался отвечать; тебя оставляют пробыть там до весны; теперь уже нечего больше делать; видно, там надобно остаться и родных утешить и самой отдохнуть, как ты пишешь. Для меня странно, что ты ублажаешь теперешнее твое бесскорбное положение, а монастырских скорбей ужасаешься. Не Бог ли тебя позвал на оный прискорбный и тесный путь? Он и устраивает скорби по мере твоего устроения и по силе; кто ж без скорби проживет век? И мирские люди находятся в больших скорбях, они также желают получить спасение, а Бог невольно поставляет их на прискорбный путь, чтобы ввести в живот вечный. Остерегись обольщаться мнимым твоим спокойствием, оно ненадежно, непрочно, временно: при какойнибудь перемене ты уже и спокойствия не найдешь, а притом же ежели бы ты и мир обрела, то и тут надобно опасаться подсад, как бы не попасть в прелесть. Мир приобретается борением со страстями: побеждением их и глубоким смирением только может быть прочен; ты хотя временно и утешишься мнимым спокойствием, а не увидишь, как подойдет душевное смущение, тоска, уныние без всякой причины: ты еще не испытала сего. И. М. 9го марта 1848 года.