Kniga Nr1090

7. Возникновение Земли и жизни на ней.

“Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым” (из Символа Веры).

Теме возникновения мира и появления жизни на земле Священное Писание уделяет всего лишь две первые главы книги Бытия. Повествование это преследует не научную, а религиозную цель — факт, который необходимо учитывать при попытках согласования Библии с научными открытиями. Оно отличается краткостью и образностью, чтобы люди даже вовсе лишенные какого-либо образования могли усвоить основные религиозные истины касательно Бога, мира, и своего назначения на Земле.

Глубокая мудрость заключается в этой краткости, ибо детальное повествование о сложнейших процессах развития мира невозможно было бы вместить даже в объемистую библиотеку. А главное, в бесконечных подробностях утонуло бы то главное, что необходимо было сообщить.

Пророк Моисей описывает сотворение мира в виде величественных картин, охвативших ключевые этапы творения. Подобная образная форма повествования присуща в большей или меньшей мере всем пророческим книгам, в особенности книге Откровения, где в одном видении совмещаются сложные социально-религиозные явления, часто исторически отстоящие друга от друга многими столетиями. Тем не менее, несмотря на всю краткость и образность, некоторые подробности в Моисеевом повествовании опередили почти на четыре тысячелетия новейшие научные открытия,8 например:

* Мир не вечен, а возник внезапно около 15 миллиардов лет назад.9

* Он возник из ничего.

* После своего возникновения мир развился не хаотично, а по определенному плану, приведшему к появлению человека (“антропный принцип”).

* Дни творения в общих чертах правильно описывают последовательность геологических и биологических эпох, в которых более сложные и совершенные жизненные формы возникли из предшествовавших им более простых и примитивных.

* Они указывают на соучастие природы в лестнице творения — предвосхищая теорию эволюции.

* Они указывают на нематериальное происхождение человеческой души, наличие и свойства которой не выводимы из законов природы.

Итак, откроем первую главу в книге Бытия, где сказано:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:1-2).

Этой вводной фразой пророк Моисей охватывает всё творение Божие, о развитии которого он потом скажет более подробно. Здесь устанавливаются две фундаментальные истины, а именно что: