Kniga Nr1090

* После своего возникновения мир развился не хаотично, а по определенному плану, приведшему к появлению человека (“антропный принцип”).

* Дни творения в общих чертах правильно описывают последовательность геологических и биологических эпох, в которых более сложные и совершенные жизненные формы возникли из предшествовавших им более простых и примитивных.

* Они указывают на соучастие природы в лестнице творения — предвосхищая теорию эволюции.

* Они указывают на нематериальное происхождение человеческой души, наличие и свойства которой не выводимы из законов природы.

Итак, откроем первую главу в книге Бытия, где сказано:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:1-2).

Этой вводной фразой пророк Моисей охватывает всё творение Божие, о развитии которого он потом скажет более подробно. Здесь устанавливаются две фундаментальные истины, а именно что:

* Было “время,” когда физический мир не существовал.

* Мих возник не из чего-то прежде существовавшего, а сотворен Богом из ничего.

Словом “сотворил” (по-еврейски bara, см. Числ. 16:30; Ис. 45:7; Пс. 103:25-26; Ев. 3:4) Моисей опровергает как древние так и все последующие материалистические гипотезы о самостоятельном существовании и вечности мира, и указывает, что при творении Бог не употребил какую-либо прежде существующую материю или космическую энергию, а всё привел в бытие актом Своей всемогущей воли. Выражаясь образным языком святых отцов, “Он вызвал мир из небытия.” Эта же фраза отвергает и более поздние гностические и пантеистические представления о мире, как о ступенчатых эманациях из Абсолюта. Иными словами природа мира не имеет ничего общего с сущностью Творца, Который вечен и нематериален.

Согласно современной космологии мир возник внезапно — как бы из микроскопической точки, путем “Большого Взрыва” (Big Bang) каких-то 15 миллиардов лет тому назад, и с тех пор он расширяется во всех направлениях наподобие надувающегося шара. 10 Причем это расширение происходит не в существующем вечном пространстве, но само пространство образуется по мере расширения мира. Одновременно с пространством стало “течь” и время. Словом “в начале” (евр. bereshit) Моисей обозначил то первое мгновение, ту таинственную “грань” между бытием и небытием.11 С того “в начале” как бы “затикали” космические часы.12

Сверх-горячая плазма “Великого взрыва” по мере своего расширения стала остывать, позволяя элементарным частицам комбинироваться в простейшие атомы, — главным образом водорода с небольшой долей элементов гелия и лития. Потом, благодаря гравитации, космические тучи стали сгущаться в галактики и межгалактические ответвления, в которых по мере все большего сгущения стали вспыхивать звезды, образовываться черные дыры, квазары и другие экзотические космические формации.

Под “землей” Моисей подразумевает весь физический мир. Приблизительно 10 миллиардов лет после “Большого Взрыва” на краю галактики Млечный путь образовалась солнечная система с нашей планетой — Землей, которая поначалу была “безвидна и пуста.” Под “небом” — можно подразумевать всё, что находится за пределами Земли и вообще физического космоса — т.е. тот необъятный духовный мир, который населяют ангелы.

“И Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:2). Святые отцы в слове “Дух” понимают животворящего Духа Божия, Который таинственным “веянием” упорядочивал первобытный хаос и придавал жизнеспособность элементам Земли. Интересно заметить, что признаки “жизни” ощущаются уже на простейших степенях бытия. Действительно, самые мельчайшие субатомные корпускулы энергично движутся, вибрируют и при известных условиях соединяются в химические элементы, а также в сложнейшие молекулы. Даже то, что представляется нам абсолютной пустотой, вакуум, полно “жизни” — виртуальными частицами, которые мгновенно возникают и тут же исчезают, однако при известных условиях13 могут превратиться в реальные атомные частицы.