Kniga Nr1090

* Было “время,” когда физический мир не существовал.

* Мих возник не из чего-то прежде существовавшего, а сотворен Богом из ничего.

Словом “сотворил” (по-еврейски bara, см. Числ. 16:30; Ис. 45:7; Пс. 103:25-26; Ев. 3:4) Моисей опровергает как древние так и все последующие материалистические гипотезы о самостоятельном существовании и вечности мира, и указывает, что при творении Бог не употребил какую-либо прежде существующую материю или космическую энергию, а всё привел в бытие актом Своей всемогущей воли. Выражаясь образным языком святых отцов, “Он вызвал мир из небытия.” Эта же фраза отвергает и более поздние гностические и пантеистические представления о мире, как о ступенчатых эманациях из Абсолюта. Иными словами природа мира не имеет ничего общего с сущностью Творца, Который вечен и нематериален.

Согласно современной космологии мир возник внезапно — как бы из микроскопической точки, путем “Большого Взрыва” (Big Bang) каких-то 15 миллиардов лет тому назад, и с тех пор он расширяется во всех направлениях наподобие надувающегося шара. 10 Причем это расширение происходит не в существующем вечном пространстве, но само пространство образуется по мере расширения мира. Одновременно с пространством стало “течь” и время. Словом “в начале” (евр. bereshit) Моисей обозначил то первое мгновение, ту таинственную “грань” между бытием и небытием.11 С того “в начале” как бы “затикали” космические часы.12

Сверх-горячая плазма “Великого взрыва” по мере своего расширения стала остывать, позволяя элементарным частицам комбинироваться в простейшие атомы, — главным образом водорода с небольшой долей элементов гелия и лития. Потом, благодаря гравитации, космические тучи стали сгущаться в галактики и межгалактические ответвления, в которых по мере все большего сгущения стали вспыхивать звезды, образовываться черные дыры, квазары и другие экзотические космические формации.

Под “землей” Моисей подразумевает весь физический мир. Приблизительно 10 миллиардов лет после “Большого Взрыва” на краю галактики Млечный путь образовалась солнечная система с нашей планетой — Землей, которая поначалу была “безвидна и пуста.” Под “небом” — можно подразумевать всё, что находится за пределами Земли и вообще физического космоса — т.е. тот необъятный духовный мир, который населяют ангелы.

“И Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:2). Святые отцы в слове “Дух” понимают животворящего Духа Божия, Который таинственным “веянием” упорядочивал первобытный хаос и придавал жизнеспособность элементам Земли. Интересно заметить, что признаки “жизни” ощущаются уже на простейших степенях бытия. Действительно, самые мельчайшие субатомные корпускулы энергично движутся, вибрируют и при известных условиях соединяются в химические элементы, а также в сложнейшие молекулы. Даже то, что представляется нам абсолютной пустотой, вакуум, полно “жизни” — виртуальными частицами, которые мгновенно возникают и тут же исчезают, однако при известных условиях13 могут превратиться в реальные атомные частицы.

“И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один” (Быт. 1:3).

Минуя подробности развития космоса, пророк Моисей сосредоточивается на образовании Земли и возникновения жизни на ней.

Слова“да будет свет,” вероятно, указывают на тот момент, когда “зажглось” наше Солнце. Галактическая туча первобытной солнечной системы, состоящая главным образом из водорода и пыли разных элементов (возникших в предшествующих звездных процессах и взрывах) настолько сгустились под действием притяжения, что в центре уплотненного газового шара вспыхнула термоядерная реакция с обильным излучением света.14 Эта интерпретация не исключает другой, которая слова “да будет свет” относит к моменту “Большого Взрыва.” Оба эти события могут быть объединены в одно, потому что результатом обоих этих процессов было излучение света.15 Свет — это носитель энергии, порождающей все физические и жизненные процессы.

С древнейших времен появление жизни на земле было загадкой. Предположений существовало много, но фактических данных — никаких. Только начиная с 19-го столетия, благодаря открытиям в области геологии, палеонтологии, биологии и подобных науках, этапы развития жизни на земле стали проясняться. И что же? Оказывается, что жизненные формы на Земле возникли в той общей последовательности, как их описала книга Бытия — за три с половиной тысячи лет до этого!

Образование Богом Земли и всего того, что на ней, пророк Моисей разделил на семь периодов, которые символически назвал “днями.” В течение шести “дней” Бог образовывал Землю и населяющие ее живые существа, а в седьмой — “почил от дел Своих.” Сколько длились эти библейские “дни,” Моисей не определяет. Однако, поскольку седьмой день, в течение которого развертывается история человечества, длится уже многие тысячелетия, следует заключить, что и прочие дни были длинными периодами. Само число семь в Библии часто употребляется в символическом, а не в цифровом значении, подразумевая полноту и законченность чего-то, например: семь даров Духа Святого, семь печатей, семь казней и т.д.16

Кроме того, надо учесть, что пророк Моисей описывает события с точки зрения наблюдателя, созерцающего происходящее с поверхности земли. Причем, явления, которые не очевидны невооруженному глазу и не относятся к существу темы, как, например, развитие галактик, или появление микроорганизмов в водах, пророк опускает. Он ограничивается описанием того, что интересовало его современников. Основная идея та, что все разнообразие природы создал не случай, не языческие божества, а единый премудрый Творец.

“И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо” (Быт. 1:6-10).