Kniga Nr1090

“И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один” (Быт. 1:3).

Минуя подробности развития космоса, пророк Моисей сосредоточивается на образовании Земли и возникновения жизни на ней.

Слова“да будет свет,” вероятно, указывают на тот момент, когда “зажглось” наше Солнце. Галактическая туча первобытной солнечной системы, состоящая главным образом из водорода и пыли разных элементов (возникших в предшествующих звездных процессах и взрывах) настолько сгустились под действием притяжения, что в центре уплотненного газового шара вспыхнула термоядерная реакция с обильным излучением света.14 Эта интерпретация не исключает другой, которая слова “да будет свет” относит к моменту “Большого Взрыва.” Оба эти события могут быть объединены в одно, потому что результатом обоих этих процессов было излучение света.15 Свет — это носитель энергии, порождающей все физические и жизненные процессы.

С древнейших времен появление жизни на земле было загадкой. Предположений существовало много, но фактических данных — никаких. Только начиная с 19-го столетия, благодаря открытиям в области геологии, палеонтологии, биологии и подобных науках, этапы развития жизни на земле стали проясняться. И что же? Оказывается, что жизненные формы на Земле возникли в той общей последовательности, как их описала книга Бытия — за три с половиной тысячи лет до этого!

Образование Богом Земли и всего того, что на ней, пророк Моисей разделил на семь периодов, которые символически назвал “днями.” В течение шести “дней” Бог образовывал Землю и населяющие ее живые существа, а в седьмой — “почил от дел Своих.” Сколько длились эти библейские “дни,” Моисей не определяет. Однако, поскольку седьмой день, в течение которого развертывается история человечества, длится уже многие тысячелетия, следует заключить, что и прочие дни были длинными периодами. Само число семь в Библии часто употребляется в символическом, а не в цифровом значении, подразумевая полноту и законченность чего-то, например: семь даров Духа Святого, семь печатей, семь казней и т.д.16

Кроме того, надо учесть, что пророк Моисей описывает события с точки зрения наблюдателя, созерцающего происходящее с поверхности земли. Причем, явления, которые не очевидны невооруженному глазу и не относятся к существу темы, как, например, развитие галактик, или появление микроорганизмов в водах, пророк опускает. Он ограничивается описанием того, что интересовало его современников. Основная идея та, что все разнообразие природы создал не случай, не языческие божества, а единый премудрый Творец.

“И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо” (Быт. 1:6-10).

Со временем газы, пыль и метеориты, которые вращались вокруг первобытного Солнца,17 стали собираться в астероиды, кометы, протопланеты, среди которых росла и набирала массу наша первобытная Земля. Всю эту вращающуюся вокруг Солнца хаотическую массу пророк Моисей назвал “водой над твердью,” т.е. над внешней оболочкой Земли, а пары, пыль и газы, окутывающие примитивную Землю — “водою под твердью.” Естественно, что здесь пророк применяется к менталитету своих современников, которые видимое небо воспринимали как твердый свод, или колпак, к которому, как фонарики “приделаны” звезды. На современном языке можно сказать, что под действием гравитации пары, пыль и газы уплотнились вокруг недавно возникшей земли, а межпланетные газы были вытолкнуты за пределы солнечной системы мощным солнечным ветром. Часть этих газов и пыли сгустились в так называемых “внешних” планетах — Юпитере, Сатурне и Нептуне. Образование планет солнечной системы и очищение межпланетного пространства завершает второй день творения.

До сравнительно недавних палеонтологических открытий ученые были бессильны объяснить, как возникло все то многообразие жизни, которое мы наблюдаем на Земле. В 19-м столетии Ч. Дарвин выдвинул теорию эволюции, которой пытался объяснить возникновения видов животных.18 Как и всякая теория, Дарвинская теория не охватывает всей сложности развития жизни и полна дыр и “белых пятен,” которые современные ученые пытаются выяснить. Главное же то, что даже с разными поправками и дополнениями, теория эволюции упускает главнейший фактор, который, согласно Библии, привел к возникновению жизни и который направлял развитие всего живого в известной нам последовательности. Этот “Фактор” — Бог!

Библия говорит не о случайном преемственном развитии, где господствует случай, а именно о целенаправленной творческой эволюции при синергии природы. Именно Создатель наделил природу способностью к самодеятельности или саморазвитию, руководя при этом важнейшими этапами в возникновении видов. Важно понять, что принцип творческого преемственного развития существует на всех уровнях бытия, благодаря чему простейшие и примитивные формы, при благоприятных условиях, организуются в более сложные и совершенные особи. Это соучастие природы в создании и развитии всего живого на Земле и есть ключ, который разрешает кажущийся конфликт между религией и наукой.

Принцип творческой самодеятельности логичен и с инженерной точки зрения: Создателю нет надобности отдельно создавать каждый химический элемент или каждый тип молекулы. Он наделил природу законами, которые содействуют возникновению и развитию жизни. Действительно, простейшие атомы водорода при термоядерном сгорании внутри звезд формируются в более сложные элементы — гелия, кислорода, углерода, кальция и т.д. Еще более тяжелые атомы, “металлы,” возникают при взрывах звезд (сверхновой). Элементы, возникшие в космических процессах, в свою очередь при известных условиях организуются в сложные органические молекулы. Их наличие в космосе подтверждается спектральным анализом света, проходящего через космическое пространство.

Идея соучастия мира в творческих актах не была чужда святоотеческой мысли. Так, святитель Григорий Нисский писал: “С первого творческого импульса все вещи существовали в своей заданности как бы некоторой оплодотворяющей силой, внедренной в мироздание для рождения всех вещей; но ни одна не имела еще отдельного и действительного бытия.” Блаженный Августин так развивает эту мысль: “... Подобно тому, как в зерне невидимо содержится все, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились во времени такими, какими их знаем мы.”

Святой Иоанн Кроншадтский так объясняет отношение Создателя к природе: “Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам, как к произведениям Своей бесконечной Премудрости. Поэтому и волю Свою Он обыкновенно совершает через природу и по ее законам, наказывая или благословляя нас через различные физические предметы и жизненные обстоятельства. Поэтому без крайней нужды не требуй от Него чуда.”