Kniga Nr1090

Достаточен творческий толчок, и органические молекулы организуются в клетки, микроорганизмы, вирусы, бактерии, морские водоросли и т.д. Принцип творческой эволюции прослеживается в Библии на всех ступенях развития жизни. Действительно, продолжим чтение книги Бытия:

“И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий” (Быт. 1:11-13).

Поначалу толстый покров паров и газов окутывали Землю плотной, непрозрачной атмосферой.19 Когда её поверхность достаточно остыла, пары стали оседать, потекли ручьи и реки, стали образовываться озера и первобытные моря-океаны. Вода — необходимое условие для жизни. При наличии воды и солнечного света, велением Творца воды наполнились первобытными микроорганизмами, водяными растениями, а позже и суша — первобытными тогда еще бессемянными растениями. Все это входит в третий “день” творения.

“И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый” (Быт. 1:14-18).

Водяные микроорганизмы совместно с первобытными растениями очищают атмосферу от тяжелых газов, выделяя кислород. До этого времени, если бы кто-нибудь с поверхности земли смотрел в верх, он не видел бы ничего, кроме размытого света. Очертания Солнца, Луны и звезд скрывались за плотной пеленой, окутывавшей землю. В подобном состоянии находится соседняя с нами планета Венера. Если стоять на ее поверхности, то тоже не увидишь ни Солнца ни неба, а только размытый желтоватый свет. Когда же очищенная от уплотненных газов атмосфера Земли сделалась прозрачной, “вдруг” стало видным небо. Вот почему “создание” Солнца, Луны и вообще звездного неба Моисеем приурочено к периоду после возникновения растений, т.е. к четвертому “дню.” Не зная этого факта, безбожники высмеивали библейское повествование о сотворении Солнца после растений, упрекая составителя Библии в незнании простейшего факта, что растения живут фотосинтезом. Однако, согласно Библии, свет освещал землю еще с первого дня творения (“да будет свет!”). Только очертания его источника было сокрыто от зрителя, смотрящего с поверхности Земли.

Самый процесс возникновения жизни, при котором органические молекулы сформировались в живые клетки микроорганизмов, бактерий, и позже растений является предметом научного исследования. В каждой ступени творения генетические изменения настолько радикальны и новы, что современная наука еще не в состоянии установить, как они произошли. Где проходит грань между чудесным актом Творца и естественным развитием — остается тайной.

Тем не менее, сам принцип соучастия природы в творении указан еще в книге Бытия. Поэтому никто не должен соблазняться, если какое-либо новое научное открытие объяснит еще одну загадку в развитии жизни. Здесь всё, что наука обнаружит, будет лишь раскрытием еще одной закономерности в природе, свидетельством непостижимой премудрости Творца.

Но продолжим чтение Библии:

“И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной [и стало так.] И сотворил (bara, евр.) Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так… И увидел Бог, что это хорошо” (Быт. 1:20-25).

Наличие свободного кислорода в воде и в атмосфере сделало возможным возникновение более сложных форм жизни. Известно, что вслед за бактериями и простейшими микроорганизмами, появляются всевозможные морские существа, затем — пресмыкающиеся, насекомые, потом позвоночные рыбы и всевозможные ящеры, и только после них, как более совершенные по своей структуре, — птицы. Именно такую картину возникновения земных живых существ бытописатель раскрывает перед нами в пятом и шестом дни творения.

Говоря о появлении животных, наделенных душой живой, то есть психическими свойствами, бытописатель употребил еврейское слово bara — сотворил, — что совершенно справедливо, так как он сообщил о принципиально новом акте творения. О свете, тверди, воде и звездах сказано, что они созданы, ибо они созидались из уже существующей материи. О душе живой — психике — говорится, что она именно творится.

Конечно, психика предполагает существование определенной материальной базы, на основе которой она может появиться, — существование нервной системы и мозга — хотя бы еще примитивного.

Однако, физиологические процессы, обеспечивающие функционирование нервной системы, отнюдь не исчерпывают все богатство психических явлений. Психика как более высокая форма жизни не может быть продуктом качественно более бедной основы; она не может быть сведена к физиологии. Нервная система, как таковая, есть только орган. Она не может быть причиной целесообразных и зачастую очень далеко рассчитанных, разумных действий живых существ. Защита жизни, забота о потомстве, способы ловли, добычи и прочие действия не могут быть сведены к физиологическим процессам. Психика представляет собой нечто принципиально новое, потому что она, не имея протяженности, является внепространственная реальность. Она не эквивалентна и ни одному виду энергии. Все известные физике виды энергии могут переходить друг в друга. Но психическая энергия не переходит ни в одну из них. В то время, как процессы превращения энергии регулируются строго определенными численными эквивалентами, психика не подчиняется этому закону. Она — нечто таинственное для науки.

Книга Бытия широкими мазками зарисовывает всё новые ступени в творении. Не мгновенно, а постепенно Творец направляет все к намеченной Им цели, имея полный контроль над слепыми процессами. Природа, в свою очередь, повинуется Его велениям не как пассивный и слепой инструмент, а как активный соучастник. Каждая “вещь” в природе обладает присущей ей степенью свободы (degree of freedom). Человек, находясь на вершине лестницы творения, обладает максимальной свободой — не только физического, но и духовно-нравственного выбора. Животные свободны передвигаться и удовлетворять свои животные потребности, но лишены нравственной свободы и поэтому не могут сознательно совершенствоваться. Растения — дышат, впитывают влагу, растут, размножаются, но не свободны делать то, что делают выше стоящие виды. Атомы и элементарные частицы, обладая самой малой степенью свободы, в благоприятных условиях организуются в сложные молекулярные структуры, которые приобретают совсем новые и неожиданные свойства. Все эти категории “свобод,” по нашему убеждению, есть дар Творца: “Где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3:17).