Orthodoxy and modernity. Digital Library

Уже 8-ой год я веду беседы с русской молодёжью, восьмой год тружусь с ней для того, чтобы научить её истинам веры Православной, дать ей основы христианской нравственности, воспитать русскими и православными людьми, достойными сынами их славных предков. Я был рад и счастлив, когда ежемесячно собиралась у меня в Архиерейском подворье эта молодёжь для беседы. Я ценил их высоко за это, пастырски и отечески умилялся, видя их пред собой иногда в числе 40 и больше. Но проходит время и состав численный молодёжи изменился. Многие уехали в Северную Америку на жительство, другие женились или замуж вышли, а третьи вообще по разным причинам перестали посещать наши собрания. Новые на их место не приходят. На Епархиальном Собрании призывал отцов Настоятелей помочь мне в деле воспитания нашей молодёжи религиозно и национально. Просил их и ныне прошу призвать, уговорить молодых своих прихожан посещать наши духовные беседы.

Гора Афон и Русское монашество

В текущем году отмечается 1000-летие святой Афонской горы — центра православного монашества и священнейшего места после Палестины. Этот юбилей совпадает с русским православным юбилеем. До сих пор на Афоне сохранились русские монастыри, русские пустынножители, святыни и колокола, кои уничтожены у нас на родине. К сожалению, многие православные на чужбине мало или вообще ничего не знают об Афоне. Задачей этой статьи, хотя вкратце познакомить наших читателей, какое значение имеет эта св. Гора для России и русского монашества. Ко времени принятия Русью Христианства, Афон уже имел славу святой Горы, места высоких аскетических подвигов и созерцательной жизни. Вскоре после просвещения светом Христовым Руси сюда потянулись русские люди, любители безмолвия и духовной жизни. Приобщаясь к высокой аскетической культуре святой Горы, некоторые из них возвращались обратно и переносили на родину опыты строгих иноческих подвигов и уставов монашеской жизни. Таким образом, установилась тесная духовная связь русского монашества с Афоном. Эта связь не ослабевала на протяжении веков.

Первым пострижеником был основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний. Возвратившись в Киев, преподобный Антоний перенёс правила афонского жития на родину. Преподобный Феодосий Печерский продолжал на Руси дело преподобного Атония. Уже начиная с 14-го века сношения русского монашества с Афоном становятся очень оживлёнными. Русь посещают афонские иноки, которые знакомят своих русских братьев с святоотеческими творениями, житиями святых, полагают здесь основания некоторым обителям, в коих вводят афонские уставы. Так, напр., в половине 14-го века в Россию прибыли афонские иноки: преподобные Лазарь и Феодосий, поселившиеся на севере и основавшие на Мурманском острове Онежского озера Успенский монастырь. В княжение Димитрия Донского прибыл в Москву афонский инок Дионисий, который отправился в Спасо-Каменный на Кубенском озере монастырь и был там игуменом, "предаде устав святой Горы монастырю". Высоко подвижническая жизнь монахов Кубенского монастыря привлекла туда жаждущих спасения души. Преподобный Арсений Каневский подвизался три года на Афоне, возвратившись на родину в 1393 году, основал монастырь на Каневском острове Ладожского озера. Московская Русь близко знакомится со святой Горой через обитель преподобного Сергия Радонежского. На Афоне полагал начало иноческой жизни преподобный Сергий Нуромский, который прийдя с Афона, отправился в пустынные вологодские леса, поселился на берегу р. Нурмы и основал монастырь Спасо-Преображенский. На святой Горе подвизались также Епифаний, ученик преподобного Сергия Радонежского и впоследствии составитель его жития, Иона, игумен Угрешский, занимавшийся на Афоне списыванием и переводом житий святых для русских обителей; игумен Тверского монастыря Савва, который, возвратившись со святой Горы, принёс с собой список Кормчей книги; преподобный Нил Сорский, несколько лет проживший на Афоне, в России создал особый тип "скитского жития", что дало основание справедливо называть его начальником иноческой скитской жизни. Старец Митрофан Бывальцев, пробывши на Афоне 9 лет, возвратившись на родину, свидетельствовал, что в России проводится та же жизнь в монастырях, которую он видел в киновиях святой Горы.

Всё это указывает, как сильно было воздействие Афона на русское монашество и как глубоко проникало оно в его среду. И не только на монашество влиял Афон, но также на возникавшую оригинальную русскую литературу, которую обогащали афонские иноки: Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, ставший самым плодовитым писателем Древней Руси. Над переводами святоотеческой литературы на русский язык много потрудились не только русские иноки, уходившие для этой цели на Афон, но и иноки Афонской горы. Характерным для всех этих переводов и рукописей является то, что все они имеют аскетическое содержание, свидетельствующее о нужде русских иноков именно в литературе такого направления. Афон, как образец и руководитель монашества, не утратил своего значения для России и в дальнейшем.

Религиозно-нравственный авторитет Афона оставался непоколебимым для России, несмотря на многие тяжёлые обстоятельства, в которых в последующие века пребывала св. Гора, порабощённая турками. Вследствие этих обстоятельств, на Кавказе, в 25 верстах от Сухуми, был основан монастырь, который получил название "Ново-Афонский Симоно-Кананитский", и являлся отделением Русского Пантелеймоновского Афонского монастыря. Духовно-нравственные связи между русским и афонским иночеством в течение многих столетий способствовали тому, что в России монашество сделалось хранителем и проводником в жизнь святоотеческого учения и высоко христианских подвигов. Ныне в России монашество уничтожено безбожниками, а на Афоне оно оскудело. Под влиянием материалистической культуры нашего времени сильно ослабел приток новых кандидатов, ищущих подвижнической жизни, что значительно уменьшило количество насельников в обителях святой Горы Афон. Русские монастыри там пришли в полный упадок. До первой мировой войны в этих монастырях было 3000 иноков, а ныне насчитывается не более 70. Притока новых сил нет. Верим, что Россия духовно и государственно возродится, а с нею расцветёт и русская монашеская жизнь на Афоне.

Богослужебные темы

Воцерковление жизни, август 1957 г.

В церковных кругах раздались голоса о необходимости воцерковления жизни русского общества в эмиграции. Эти высказывания, безусловно, имеют основание и на них следует обратить внимание. Время для этого созрело. Мы живём в предрассвете возрождения нашей родины. Это чувствуется по многим признакам. И мы должны начать подготовление себя к этому всерадостному событию.

Воцерковление жизни следует начинать с сознания, что каждый из нас принадлежит к Церкви, которая есть Тело Христово, а мы — члены этого Тела, коего Глава есть Христос.

Соответственно этому понятию необходимо строить свою жизнь личную и семейную, а также общественную. Нужно стать "живым камнем", из коих создана Церковь Христова и жить так, чтобы не сделаться негодным "камнем", выпавшим из постройки, или, по словам Самого Господа Иисуса Христа, засохшею ветвью, которая отсекается и бросается в огонь, как не приносящая плодов.

Чтобы не подвергнуться такой участи и не погибнуть навеки, нужно "воцерковить" свою жизнь, т. е. не числиться только в Церкви, а жить в ней, быть ее живым членом, исполняющим заповеди Божии и законы церковные. Надо изучать Слово Божие, молиться усердно Богу дома и в церкви, принимать деятельное участие в Богослужении, часто исповедоваться и причащаться Святых Тайн Тела и Крови Христовых а также творить добрые дела. Много чего нужно делать, чтобы быть православным по жизни, а не по названию только.