Ириней (Орда), еп.-О РЕЛИГИОЗНОМ-ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-САРДОНИКС, 2004 г.-Содержание-Предисловие-О том, что воспитание

ПОУЧЕНИЕ

О воспитании в детях невинности и чистоты сердца

Блаженные чистые сердцем (Мф. 5,8)

Есть ветер, называемый самум или сирокко; дует он из жаркой, сухой пустыни, и сам страшно жаркий, жгучий, гибельный для всего живого: где продул этот ветер, засыхает и погибает всё цветущее и растущее на полях и садах. На терновник и репейник, которые его могут переносить, он, впрочем, не производит действия, а погибают от него полезные растения, плоды которых служат пищей человеку и животным. Этот убийственный, гибельный ветер мне представляется образом одного из пагубных направлений нашего времени, которое, как самум, сушит и уничтожает в жизни людей все прекрасное: и начинающее цветение и зрелые плоды добродетели. Это разрушительное поветрие в нравственной области составляет разнузданность чувственных плотских похотей и любострастия. Это – величайшее зло и гибель нашего времени. От него гибнут семейства, оно позорит и мужчин и женщин, губит юношество, оставляет следы своего ядовитого, отвратительного дыхания и на малых детях. Не видится и преград этому гибельному направлению духа времени. Тем необходимее, поэтому, с нашей стороны внушить вам, родители, чтобы вы неустанной заботливостью и неумолимой строгостью предохраняли детей своих от этой гибельной заразы. Если вы надлежащим образом поймете пагубность преобладания в ваших детях чувственности, тогда поймете слова Господа: блаженные чистые сердцем – и тогда все свои заботы вы употребите на то, чтобы уберечь невинность и чистоту своих детей.

Чудным существом вышел человек из рук Божиих: душа его носит образ Божий, а по телу он близко подходит к высшим породам мира животного. По намерениям божественным, душа должна господствовать над плотью, над её чувственными побуждениями. Так и было в начале - когда душа человека была послушна и покорна Богу, тело со своими чувственными влечениями, стремлениями подчинялось душе, не отягощая её и не подвергая её искушеньям.

Иначе стало дело после грехопадения. Душа человеческая возмутилась против Бога: низшее отказалось от послушания высшему. И чем согрешил человек против Бога, тем он и наказан. Как дух человека восстал против Бога, так и плоть его восстала против духа. Вследствие праведного наказания, чувственные стремленья и похоти телесной природы человека стали тиранствовать над духовными стремленьями человека, требуя, чтобы он слушался и служил плотским похотям. Так произошла в человеке склонность делать то, что ласкает чувственность и услаждает её: человек стал плотским. Сущность чувственности и плотской похоти состоит в том, что душа подчиняется плотским похотям, что плотская похоть господствует над человеком, разнуздывает, ослепляет его, не дает подумать о Боге, о вере, о заповедях и воле Божией и убивает в человеке чистое, божественное, святое.

Эта чувственность – величайшее зло и пагуба для человека. Если справедливо, что дерево узнаётся по плодам, то должно сказать, что чувственность человека есть ядовитое дерево, так как оно приносит столь ужасные плоды.

Первый гнусный плод его есть лесть, отвращение к труду и ко всему доброму, где требуется какое-либо усилие и напряжение. Чувственный человек не знает наслаждения труда и разумной деятельности, это всегда для него тяжесть, бремя, проклятие, но никогда – средство добродетели, серьезная важная обязанность и установленный Богом порядок. Чувственный человек боится телесного труда, так как он причиняет беспокойство его изнеженности; он боится умственного труда, так как тот требует напряжения духовных сил. Немало, конечно, встречалось вам в жизни людей, о которых в обществе такое мнение: “ Человек этот мог бы сделать много прекрасного в своей профессии, какой вышел бы из него образцовый мастер! Но он ничего не делает!” Где же причина? Чувственность, которая делает человека ленивым, так что он ничего не может делать, и при самых благоприятных обстоятельствах терпит нужду и бедность. Он целый день готов о чем угодно толковать: и о Боге, и о мире, и о худых временах; он мог бы пользоваться благосостоянием, если бы для него ленивая жизнь в его чувственном ничегонеделании не была бы приятнее благосостояния при честном труде.

То же и с духовной деятельностью. Это часто можно видеть и в школе. Часто встречаются там богато одаренные, талантливые дети, которые учатся играючи, так что от них склонны бывают ожидать великого в жизни, но, однако, из них ничего не выходит! Почему? Потому, что из таких детей выросли чувственные, ленивые юноши и мужи, закопавшие в землю талант свой, вместо того, чтобы усиленной деятельностью удвоить его. Такие люди столь же малоспособны и к высшему стремлению и добродетели; как из-за чувственности они убегают и боятся всякого телесного и душевного напряжения, так они негодны и для всякого напряжения. Болото чувственности засосало не мало добра; иной имел от Бога призвание и расположение быть образцом нравственного совершенства, но погиб потому, что чувственность, как свинцовая гора, повисла над ним, и стремление к совершенству погрязло в лености и недеятельности.

Второй плод чувственности есть неумеренность в пище и пьянство. Не даром говориться: “ в рюмке утонуло больше людей, чем в Волге”. Нет здесь надобности выяснять, сколько горя, бедствий и страданий причиняет людям пьянство. Это видит всякий на своих знакомых, соседях, а то, пожалуй, и более близких себе лицах, которых чувственность довела до потери образа Божия и утраты человеческого подобия.

Третий плод чувственности это распутство. Если есть что на земле прекрасного и небесного, то это именно – невинность детская, юношеская, девическая; но если есть на земле что-либо гнусного, омерзительного, скотского, то это – изувеченная развратом душа. Не буду ныне говорить об этом плоде чувственности. Вы сами знаете, куда распутство приводит пленников своих: в больницу, в дом сумасшедших и острог!

Родители! Если хотите спасти детей своих от этих мест, берегите от чувственности и плодов её; помните слова Христовы: Блаженные чистые сердцем.

Но что же нам делать, спросите вы, против развития в детях чувственности? Прежде всего, учите детей своих трудиться, внушайте им уважение ко всякому честному труду и работе, пусть они заучат и твердо помнят слова апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (1Фес. 3,10). Учите их, что труд никогда не составляет стыда, но что, напротив, стыд человеку – леность и праздность его. Указывайте им на пример Святого семейства, где Господь Иисус Христос помогал в труде Своей Пречистой Матери и Своему воспитателю Иосифу-древоделу. И если даже вашим детям и не предвидится надобности трудами рук своих зарабатывать хлеб, тем не менее, учите их телесному труду. Известно, что в некоторых царских и княжеских семействах все члены обязаны учиться какому-либо ремеслу. Не будет, поэтому, стыдом, если и ваши дети станут учиться, например, ручному труду. Апостол Павел был избранный человек Божий и великий проповедник, апостол веры, и не стыдился заниматься ремеслом, которому он научился в детстве, хотя был сыном знатных родителей. Рассказывайте об этом своим детям и не терпите в них праздности, которая есть начало и матерь всех пороков.