Ириней (Орда), еп.-О РЕЛИГИОЗНОМ-ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-САРДОНИКС, 2004 г.-Содержание-Предисловие-О том, что воспитание

Эта чувственность – величайшее зло и пагуба для человека. Если справедливо, что дерево узнаётся по плодам, то должно сказать, что чувственность человека есть ядовитое дерево, так как оно приносит столь ужасные плоды.

Первый гнусный плод его есть лесть, отвращение к труду и ко всему доброму, где требуется какое-либо усилие и напряжение. Чувственный человек не знает наслаждения труда и разумной деятельности, это всегда для него тяжесть, бремя, проклятие, но никогда – средство добродетели, серьезная важная обязанность и установленный Богом порядок. Чувственный человек боится телесного труда, так как он причиняет беспокойство его изнеженности; он боится умственного труда, так как тот требует напряжения духовных сил. Немало, конечно, встречалось вам в жизни людей, о которых в обществе такое мнение: “ Человек этот мог бы сделать много прекрасного в своей профессии, какой вышел бы из него образцовый мастер! Но он ничего не делает!” Где же причина? Чувственность, которая делает человека ленивым, так что он ничего не может делать, и при самых благоприятных обстоятельствах терпит нужду и бедность. Он целый день готов о чем угодно толковать: и о Боге, и о мире, и о худых временах; он мог бы пользоваться благосостоянием, если бы для него ленивая жизнь в его чувственном ничегонеделании не была бы приятнее благосостояния при честном труде.

То же и с духовной деятельностью. Это часто можно видеть и в школе. Часто встречаются там богато одаренные, талантливые дети, которые учатся играючи, так что от них склонны бывают ожидать великого в жизни, но, однако, из них ничего не выходит! Почему? Потому, что из таких детей выросли чувственные, ленивые юноши и мужи, закопавшие в землю талант свой, вместо того, чтобы усиленной деятельностью удвоить его. Такие люди столь же малоспособны и к высшему стремлению и добродетели; как из-за чувственности они убегают и боятся всякого телесного и душевного напряжения, так они негодны и для всякого напряжения. Болото чувственности засосало не мало добра; иной имел от Бога призвание и расположение быть образцом нравственного совершенства, но погиб потому, что чувственность, как свинцовая гора, повисла над ним, и стремление к совершенству погрязло в лености и недеятельности.

Второй плод чувственности есть неумеренность в пище и пьянство. Не даром говориться: “ в рюмке утонуло больше людей, чем в Волге”. Нет здесь надобности выяснять, сколько горя, бедствий и страданий причиняет людям пьянство. Это видит всякий на своих знакомых, соседях, а то, пожалуй, и более близких себе лицах, которых чувственность довела до потери образа Божия и утраты человеческого подобия.

Третий плод чувственности это распутство. Если есть что на земле прекрасного и небесного, то это именно – невинность детская, юношеская, девическая; но если есть на земле что-либо гнусного, омерзительного, скотского, то это – изувеченная развратом душа. Не буду ныне говорить об этом плоде чувственности. Вы сами знаете, куда распутство приводит пленников своих: в больницу, в дом сумасшедших и острог!

Родители! Если хотите спасти детей своих от этих мест, берегите от чувственности и плодов её; помните слова Христовы: Блаженные чистые сердцем.

Но что же нам делать, спросите вы, против развития в детях чувственности? Прежде всего, учите детей своих трудиться, внушайте им уважение ко всякому честному труду и работе, пусть они заучат и твердо помнят слова апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (1Фес. 3,10). Учите их, что труд никогда не составляет стыда, но что, напротив, стыд человеку – леность и праздность его. Указывайте им на пример Святого семейства, где Господь Иисус Христос помогал в труде Своей Пречистой Матери и Своему воспитателю Иосифу-древоделу. И если даже вашим детям и не предвидится надобности трудами рук своих зарабатывать хлеб, тем не менее, учите их телесному труду. Известно, что в некоторых царских и княжеских семействах все члены обязаны учиться какому-либо ремеслу. Не будет, поэтому, стыдом, если и ваши дети станут учиться, например, ручному труду. Апостол Павел был избранный человек Божий и великий проповедник, апостол веры, и не стыдился заниматься ремеслом, которому он научился в детстве, хотя был сыном знатных родителей. Рассказывайте об этом своим детям и не терпите в них праздности, которая есть начало и матерь всех пороков.

Приучайте детей своих к простой пище, приучайте есть в определенное время, чтобы они не в уголке где-нибудь глотали сласти, а всегда за столом получали и ели назначенное для них. Учите детей пользоваться с благодарностью к Богу всем, что дается им в пищу, и внушайте им, что человек живет не для того, чтобы есть, но ест для того, чтобы жить. Хотите обрадовать и наградить ребенка, никогда не давайте таких подарков, которые служат к развитию сластолюбия; учите дитя презирать рабов этой страсти.

Но главное – берегите сколько возможно больше детей своих от употребления чего бы то ни было возбуждающего и хмельного; самый здоровый напиток для детей – вода и молоко. Какой страшный и физический и нравственный вред причиняют родители своим детям, приучая их пить вино или другое что хмельное.

Наконец, родители, убеждаю вас, приимите к сердцу слова Господа: блаженные чистые сердцем. Вы должны заботиться о том, чтобы на детях ваших исполнились слова эти! Каким же образом?

Прежде всего, сохраняйте в сердцах детей прирожденную детям стыдливость. Милостивый Господь сам существенно облегчил ваш труд: чистое и невинное дитя дал Он в ваши руки, и в помощь вам – ангела-хранителя невинности его. Он вложил в детскую душу стыдливость. Родители должны только охранять и развивать вложенное Богом в душу ребенка. Большей частью они сами виноваты, если погибает в ребенке нежный цвет невинности; но в таком случае к родителям относятся слова Друга детей: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк. 17,1).

Прежде всего, необходимо, поэтому, чтобы родители сами в своих сердцах были чисты и целомудренны. Древний опыт – что страсти, в виде наследства, переходят от родителей к детям. Большей частью страсти, отличающие родителей, рано обнаруживаются в их детях.

Необходимо, чтобы родители осмотрительны были в своих речах и поступках. О, сколько зла можно причинить неосторожностью и откровенностью в одежде и поступках! Сколько горя можно причинить разнузданными словами, грязными и гнилыми, сказанными в присутствие детей! Смотрите также, родители, какие у вас в комнатах картины, статуэтки. Если есть что-либо соблазнительное, то подумайте только: дети ваши смотрят на это всякий день, а когда подрастут, станут думать о том, говорить о том. Какие будут последствия? Пусть не говорят, что дитя еще ничего не понимает. Может быть. Но несомненно, что у него есть любопытство и что найдется, кто-нибудь удовлетворить его любопытству. Вы, как христиане, должны думать о том, чтобы ваши дети никогда при вас не слышали и не видели ничего противного честной стыдливости.

Укрепляйте в детях врожденную в них стыдливость. Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым; не допускайте, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя сделать от него то, что противно врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда; напротив благодарите Бога, что имеете такое дитя, и хвалите его за это! Обращайте внимание ребенка на всякое сделанное им неприличие в стоянии, сидении, походке, движениях и словах. Исправляйте это немедленно – сначала словами: “стыдно это! Ангел-Хранитель твой увидит это!” - а если это не помогает, то в следующий раз без дальнейших разглагольствий и речей нужно сделать соответственное наказание.