Питанов В.Ю.-ЭЗОТЕРИЗМ КАК ПУТЬ К РАСИЗМУ-Содержание-Введение-1. Мы и наши авторитеты-2. Эклектика как излюбленная

У нас более чем достаточно оснований для обвинения эзотерических учений в эклектичности. Читателю же эзотерической литературы необходимо помнить, что, «используя вырванные из контекста факты и формулировки, произвольно объединяя противоположные воззрения, эклектика стремится вместе с тем создать видимость предельной логической последовательности и строгости»61. Но видимость не становится реальностью, равно как истина не проистекает из лжи, на которой строится все оккультное учение.

4. От относительной нравственности к духовному расизму

Мы уже говорили выше, что поведение человека определяется его нравственными установками, которые, в свою очередь, проистекают из ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Например, если главным в жизни человека является нажива, и при этом он считает, что Бога нет, то восьмая заповедь Декалога «не укради» вряд ли будет им соблюдена. Если все общество примет эту установку в качестве нормы, то последствия представить себе нетрудно. И сколько бы человека ни призывали к высокой морали, маловероятно, что он внемлет этому призыву, если у него не будет для этого серьезных оснований. Отсутствие абсолютных нравственных критериев, когда в качестве единственного критерия морали остается субъективная оправданность собственных действий, ведет к беспределу вседозволенности и безнравственности.

Не существует людей, не имеющих никаких нравственных установок, любые человеческие взаимоотношения имеют нравственную составляющую62. Однако «нравственный субъективизм неизбежен там, где жизнь лишена объективных религиозных основ»63, нравственные ценности не могут быть относительными, они должны быть абсолютными, каковыми они являются в христианстве.

Почему эзотерики с такой ненавистью относятся к христианству? Потому что оно является носителем абсолютных нравственных принципов. Эзотеризму близка коммунистическая идеология «классовой морали»: нравственно все то, что служит интересам пролетариата и его передового отряда - коммунистической партии. Если партия приказала во имя построения «светлого будущего» физически уничтожить половину населения страны, значит, сделайте это. Аналогичную картину мы наблюдаем в эзотерическом учении: нравственно все то, что служит интересам эзотерики. Но такая позиция чужда христианству, и поэтому христианство - на прицеле последователей «тайных наук». Эзотеризм заинтересован в смещении нравственных критериев, в том, чтобы мораль стала относительным понятием. Любое преступление будет приемлемо, если оно оправдывается «высокими» целями. Но средства всегда являют истинную цель; невозможно достичь благой цели, используя одиозные средства, а потому цель всегда соответствует средствам своего достижения, а средства - цели.

Наверное, никто не будет спорить, что вера в свидетельство Бога о Самом Себе через Священное Писание: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14) прямо противоречит вере атеистов в отсутствие Бога. Как известно, «…всякое дерево познается по плоду своему…» (Лк.6:44). Если мораль прямо связана с мировоззрением человека, каждый из нас может сделать собственные выводы о нравственных установках, формируемых христианством и атеизмом, сравнив результаты их воплощения в жизнь. Поэтому, если задаться вопросом, все ли равно во что верить, то здравым ответом будет лишь однозначно отрицательный.

Как определяют свое нравственное учение эзотерики? Елена Рерих от имени махатм пишет: «Урусвати (Елена Рерих. – В.П.) знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков»64. Но, если в самом деле основы учений всех веков тождественны, то тогда будут тождественны и плоды их реализации. Например, шестая заповедь Декалога гласит: «не убий» (Втор. 5:17). Если нравственная основа всех религий одинакова, то эта заповедь должна соблюдаться не только в христианстве. Как она реализуется, скажем, в индуизме? В индуизме существует обряд, называемый сати65, который заключается в том, что после смерти мужа вдова должна покончить с собой через самосожжение, заживо сгорев на том же погребальном костре, на котором сжигают тело ее мужа. Этот обряд в Индии запретили только после прихода англичан. Но нравственная совесть индуистов не была мучима существованием этого обряда, и сотни тысяч женщин, если не миллионы, были вынуждены принять такую смерть. При этом, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что это был не обряд какой-то маргинальной секты, а общепринятая практика, которая до сих пор приносит свои смертоносные плоды в некоторых деревнях Индии. Религиозное самоубийство в индуизме имеет достаточно широкое распространение: кроме уже описанного выше обряда сати, можно назвать обряд дикша66. Дикша - это религиозное самоубийство, совершаемое через самосожжение или самоутопление, чаще всего во имя бога Шивы. В средние века дикша считалась нормой, сейчас она менее распространена, но не прекратила своего существования. Цель дикши – очищение от кармы: индусы верят, что человек совершает подвиг, убивая себя во имя Шивы, и сразу попадает в его обитель. Некоторые почитатели богини Кали, которая, как и Шива, очень любит кровавые жертвоприношения, прежде чем совершить ритуальное самоубийство, отрезают себе части тела. Многие индуисты считают для себя честью покончить жизнь самоубийством, прыгнув под колеса гигантской колесницы во время обряда перевозки идолов из храма Джаганнатха в Ориссе в другой конец города67. И по сей день, ежегодно, несмотря на попытки индийского правительства снизить количество самоубийств, идолы храма Джаганнатха собирают обильный урожай крови. Также можно напомнить эзотерикам о ритуале джайнов, так называемом ритуале саллекхана68 - добровольной голодной смерти ради достижения высших сфер, о кровавых жертвоприношениях богине Дурге69, которой периодически, кроме животных, жертвуют и людей, что, кстати, происходит до сих пор. Но, может быть, индуизм - исключение из правил, а в высокоэтичном буддизме ничего такого нет? Обратимся к фактам. Японский обряд харакири не отменили ни традиционная японская религия синто, ни дзэн-буддизм, более того, они нашли ему нравственное обоснование: «подобная легкость лишения себя жизни … обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэновского учения…»70. Как видим, утверждение, что нравственная основа всех религий одинакова, является откровенной ложью, рассчитанной на людей, которые изучают мировые религии по книгам эзотериков. Неудивительно, что эзотерики так любят индуизм со всеми его извращениями, «любви к жизни» в самой теософии мало, более того, если христианство говорит о вечной жизни, то Е.П. Блаватская ее отвергает: «Убей любовь к жизни, но если убьешь ты любовь к жизни, да будет это не из жажды вечной жизни, но дабы заменить конечное пребывающим»71. В фразе «заменить конечное пребывающим» под «конечным» вероятно, имеется в виду земная жизнь, а вот под «пребывающим», - скорее всего, вечное пребывание в обществе тех учителей, которые распространяют подобные идеи72. Что же касается слов «не из жажды вечной жизни», то нетрудно догадаться против кого направлен этот выпад: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (выделено нами. – В.П.)» (1Ин.5:20).

Какие принципы определяют нравственную жизнь эзотерика? Оказывается, никакие: «Теософия не обладает готовым кодексом морали (выделено нами. - В.П.), ибо все ее положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она дает своим последователям наиболее высокие нравственные учения»73. Как видим, Анни Безант - второй президент теософского общества - утверждает, что теософам свойственна «высочайшая нравственность», и это при отсутствии четких нравственных принципов, определяющих ее. О том, каковы последствия веры в относительность нравственных принципов, мы уже выше писали. Что представляют собой нравственные принципы эзотериков? Абстрактной нравственности не существует, нравственные ценности проистекают, как автор выше уже неоднократно упоминал, из мировоззрения человека. Например, в Священном Писании сказано: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), из этого следует нравственный вывод: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин.14:23). Нравственность христиан проистекает из любви к Сыну Божиему, к Иисусу Христу, нравственность является естественным следствием этой любви, и без нее была бы невозможна. Следствием, проявлением любви ко Христу является соблюдение установленных Им нравственных принципов. Но ведь и эзотерики имеют учение, которое тоже приводит к определенным последствиям. Сравнивая плоды христианского и эзотерического учений, можно получить представление и о самом учении. Попытаемся сравнить некоторые нравственные принципы христианства и эзотеризма.

В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Святой Максим Исповедник так определяет гордость: «…тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности»74. Эзотерики вполне соответствуют этому критерию. Например, Е.П. Блаватская писала: «Человек не может быть спасен никакой внешней силой – это вечный закон»75; «Утвердитесь на мысли, что никто кроме вас самих не в состоянии помочь вам, и постепенно оборвите всякую привязанность ко всему»76. Итак, «Божеской помощи» эзотерики не признают, а как насчет «человеческой немощности»? На этот вопрос откровенно ответил Вивеканада: «Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку. И величайшей ошибкой, говорит веданта, было бы говорить, что вы слабы, что вы грешник, несчастное создание, говорить, что у вас нет сил и вы не можете сделать то или другое. Всякий раз, когда вы думаете подобным образом, вы, можно сказать, добавляете еще одно звено к той цепи, которая не дает вам подняться, вы накладываете еще один слой гипнотизма на свою собственную душу. Поэтому не прав тот, кто думает, что он слаб, не прав тот, кто считает, что он порочен, и человек думающий подобным образом, бросает в мир порочные мысли»77. Е.П. Блаватская доводит этот парад гордыни до его логического завершения: «Он (ученик. – В.П.) должен принять в качестве Бога, которому он жертвует, либо себя, либо другого реального Бога – Ишвару78, и все его дела и стремления происходят или во имя себя, или во имя Всего»79; «… отныне ты (достигший реализации, ставший «посвященным». - В.П.) для себя и Бог, и Учитель, и предмет своего собственного искания…»80. Фактически, все заканчивается банальным повторением искушения Евы: то же желание стать богом без Бога (Быт.3:4-5).

Степень нравствености эзотерического учения можно оценить, приняв во внимание тот факт, что эзотеризм признает законы кармы и реинкарнации, несмотря на их откровенную антигуманность. Вот что пишет по этому вопросу профессор Н. Гайслер: «В конечном счете, реинкарнация антигуманистична. Она отрицает сострадание в обществе. Любой, кто помогает тысячам нищих, больных, увечных, бездомных и умирающих от голода людей на улицах Индии, действуют против закона кармы. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придется вернуться еще раз и страдать еще больше, чтобы избыть этот долг. Согласно традиционным индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму, и не чужую, а свою собственную. Социальная помощь, которая существует в Индии – это результат не индуистских, а внешних, преимущественно христианских влияний. Индуизм не породил такого человека как мать Тереза»81. Как видим, христианская заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7) к последователям эзотеризма не относится. Развитию каких душевных качеств способствуют, например, такие утверждения Е.П. Блаватской: «Денно и нощно размышляй о нереальности самого себя и окружающего мира»82? Идея иллюзорности мира позаимствована эзотериками опять же из индуизма, но из этой идеи следует весьма определенный вывод, который озвучил йог Чинамайананда: «Все причины … страданий человека являются просто умственными построениями самого человека и иллюзорны»83. Интересно отметить, что Елена Рерих писала: «Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане как нереальную или менее реальную, нежели в других мирах. Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейшего усовершенствования и сознательного существования в мире тонком»84. Как видим, по одному и тому же вопросу у Е.П. Блаватская и Елена Рерих придерживаются противоположных мнений. Как поступать эзотерику, если он встречает в книгах своих учителей взаимоисключающие утверждения? Эзотеризм предлагает собственное объяснение этой трудности: «Все недоумения и обвинения в противоречии объясняются все той же трудностью для неподготовленного сознания вместить противоположения»85. Елена Рерих также добавляет: «…от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас нечто неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула – доверие до конца (выделено нами. – В.П.)»86. В общем, если на клетке с тигром написано «ягненок», не верьте своим глазам и идите до конца, пока не «вместите противоположения».

Хотелось бы надеяться, что не все эзотерики принимают безнравственные концепции своих учителей как руководство к действию, в качестве предостережения для них можно привести следующие слова Священного Писания, свидетельствующие о необходимости сострадательного отношения к окружающим: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне87. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф.25:37-46).