Kniga Nr1398

Американская мозаика вероисповеданий

Североамериканский континент со времени его открытия в 1492 году постепенно стал местом эмиграции европейцев, происходящих, главным образом, из протестантских стран. В Новый Свет стремились не только смельчаки, обуреваемые жаждой быстрого обогащения. Часто там скрывались от религиозных и политических преследований. Таким образом, Северная Америка стала расписной мозаикой разнообразных протестантских исповеданий.

В 1585 году там появились англикане. В 1620 из Голландии прибыли первые конгрегационалисты. В 1614 и 1660 годах обосновались преследуемые пресвитериане из Англии, Шотландии и Ирландии. В 1632 году появилась первая группа менонитов, в 1639 — присоединились баптисты, называемые всеобщими, а пятью годами позже — партикулярные баптисты. Свой оттенок внесли в 1681 году квакеры, укрывавшиеся от преследований в Англии. Конечно, среди прибывших были также приверженцы лютеранства и реформистской Церкви, хотя они присоединились только в I половине XVIII века. Немного позднее, в 1760 году первые общины основали методисты.

Вторая половина XVIII века — это период появления очередных групп вероисповеданий, появившихся уже на континенте. Начало им дала негритянская среда, которая отделилась от белых и была недовольна нерешительной позицией своих церквей по отношению к рабству.

Формировавшаяся на протяжении долгого периода религиозная ситуация укрепилась и стала более стабильной в середине XIX века. Возникла ситуация доминирующего, но одновременно очень разнородного протестантизма. В этой среде появилось новое, интересующее нас религиозное движение. Доктрина этого движения примет, что и понятно, основные черты той ментальности, которая утвердилась там издавна.

Враждебность к католицизму

Другой знаменательной чертой религиозной ситуации на территории сегодняшних Соединенных Штатов была сильно укоренившаяся неприязнь и даже враждебность к католикам. С самого начала католиков там было немного. В 1785 году население 13 штатов составляло около 4 млн. Католиков тогда насчитывалось едва 25 тысяч, то есть 0,6%. Правда, в ближайшие несколько десятилетий наплыв европейцев из католических стран постоянно возрастал, однако фактом остается то, что враждебность, с какой они встречались на североамериканском континенте, привела к тому, что большинство из них вышло из Церкви. В 1820 году число тех, кто оставил Католическую Церковь, так как не смог сопротивляться давлению протестантизма, составило уже 225 тысяч человек.

Каким образом проявлялась эта неприязнь к католицизму? Например, для некоторых протестантских ветвей (и среди прочих — пуритан), католицизм был оскорбительным суеверием. Считалось, что с ним можно и нужно бороться при помощи клеветы, наведения подозрений и даже экономического бойкота. В 1827 году около 30 протестантских журналов, вдохновляемых баптистами, начали совместную акцию, в которой "папизм" именовался безнравственным, кощунственным и жестоким. В 1830 году в Нью-Йорке начал выходить журнал, который ставил своей целью ''привитие евангелистических учений против римской коррупции". В это время действует Протестантское Общество, организующее антикатолическую пропаганду. "Без колебаний, пишет один из историков, они прибегали к наиболее мерзким методам: различным непристойным публикациям, в которых шла речь о развратных исповедниках, совращенных на исповеди женщинах, тайных ходах между комнатами священников и монахинь и трупах новорожденных в монастырских садах. Эта компания клеветы принесла плоды в августе 1834 года, когда вооруженная банда напала на монастырь урсулянок недалеко от Бостона, выбрасывая среди ночи монахинь и их учениц на улицу и стреляя по монастырским строениям. В последующие годы нападения на монастыри стали столь частыми, что во многих городах верующие день и ночь охраняли их". (История Церкви, т. 4, Варшава, 1987 г.). Следует также знать, что эту антикатолическую кампанию использовала тогда республиканская партия. Один из пунктов ее программы содержал гарантию для американцев, что они смогут "почитать Бога наших отцов (...) без каких-либо ограничений со стороны римского первосвященника и угроз дьявольской инквизиции".

В сороковых годах XIX века в нескольких городах Соединенных Штатов дошло до серьезных споров по поводу пользования Священным Писанием. Антикатолическая пропаганда выдвинула обвинение в том, что священники запрещают верующим пользоваться Священным Писанием. Речь шла о чтении протестантских Библий, лишенных, как известно, нескольких книг. В 1840 году нью-йоркские католики выступили с протестом против принуждения их детей пользоваться в местных школах англиканской Библией короля Якова и пособиями, оскорбляющими их веру. До подобных протестов дошло и в Филадельфии. Протестанты в отместку начали организовывать там собрания в районах проживания католиков. Спор начал нарастать лавиной и перерос даже в настоящее сражение. Были раненые и убитые. Протестанты сожгли два храма, семинарию и множество домов, населенных ирландскими католиками. Епископ был вынужден покинуть город. Подобная акция готовилась и в Нью-Йорке, но там протестанты наткнулись на серьезное сопротивление. Епископ мобилизовал ирландцев и поставил вооруженную охрану вокруг храмов, объявив, что, если один из них будет атакован, католики также ответят атакой. Таким образом пыл протестантов был охлажден. Вандализма избежали, однако осталась ненависть к католическому населению.

В такой атмосфере появляются в Соединенных Штатах новые вероисповедания, такие как адвентизм, а позднее общество исследователей Священного Писания. В интересующем нас исповедании свидетелей Иеговы (вышедших из Исследователей Священного Писания) эта неприязнь была не только принята, но позднее с невероятной заботой взращена, и до сегодняшнего дня она является одной из главных черт их доктрины и деятельности.