Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

[1] Некоторые толковники считали и считают его совершенно общим увещанием к благодарности за милость Божию после полученного спасения из различных опасностей, из коих некоторые (четыре, а по особенному толкованию ст.33-41, шесть) особенно изображаются здесь.

[2] Храм во время написания псалма по-видимому еще не существовал; козни самарян также еще не начинались.

[3] Нельзя думать, что пленники действительно находились в пустынных странах, терпели голод и жажду и т.п.; пустыня здесь - образное обозначение печального положения пленников. Их голод и жажда были стремлением к св. земле, св. городу с его храмом и богослужением; в Вавилоне они не имели места для своего богослужения, не имели обительных городов, где бы они могли чувствовать себя как в Иерусалиме, чадами Божиими.

[4] К седящыя большею частью относят спасе (ст.13); другие же во избежание трудности при объяснении словорасположения, пред ст.10 ставят: знаю или вижу. - Словеса, как конкретное выражение Божественной воли.

[5] Путь беззакония = путь, к которому привела злоба их, т.е. путь бедствий; с этого пути Господь отвел их.

[6] Сходящии в море - для торговли (делания); дела Господня - спасение от страшной морской бури. Ст.21 изображает качку корабля и мучения мореплавателей. Старцы, πρεσβύτεροι = старейшины народные, в религиозных собраниях занимавшие возвышенное место.

[7] Подробное объяснение см. к Пс.56 и 59. Здесь только небольшие уклонения. В славе = в душе моей (ср.Пс.7:6); эта хвала должна быть не внешнею только, но выходить из основания души. - Верху небес = достигает до неба = бесконечна.

[8] С евр. ст.1 Боже! хвалы моей не молчи. Вместо еже любити мя - αντί του αγαπαν με (де: за то, что я их люблю, а не: вместо того, чтобы им (как бы следовало) любить меня. Аз же моляхся, - а я ничего не могу делать, как только молиться. Положиша на мя - устрояют против меня.

[9] Диавол, с евр. сатана (противник, клеветник, обвинитель), уже в книге Иова означает диавола (1:6); так как в этом псалме дело идет не о человеческом, но о Божественном суде, то здесь нужно понимать диавола в собств. смысле, как обвинителя людей пред Богом (Зах.3:1,2); диавол есть обвинитель порочного, Бог защитник праведника (ст.31). Под грешником, как указывает Паралипоменон, нужно разуметь также диавола, грешника изначального. Постави = облеки его должностию, именно обвинителя; не по собственной страсти в клевете сатана должен восстать против него, но по воле и поручению Божию, чтобы ожесточенный враг Давида был наконец осужден. - Да станет одесную его = да будет обвинителем; потому что пред судом обвинитель (Иов.30:12; Зах.3:1,2), равно как и защитник (ст.31, Пс.15:8), стояли по правую сторону обвиняемого. - Некоторые под диаволом и грешником разумеют земных судей.

[10] Молитва