Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

[27] Под потоком многие отцы и древние толковники разумеют уничиженное состояние и особенно страдания (дикое бушевание земных властей против Христа - бушевание потока; - скорое поражение этих сил - скорое истощение потока) Иисуса Христа, на Своем пути в земной жизни. Он пил из этого дикого, мутного потока, и поэтому (сего ради) Бог сделал Его победителем, возвысил Его одесную Себя (ср. Пс.17:5, 123:4-5, Фил.2:8 и д.). - Пить из близлежащего ручья (ср. Суд.7:4 и д.) характеризует закаленного героя, который во время похода ничем не задерживается, но быстро спешит к своей цели; за эту неудержимость и твердость (сего ради) Мессия уверен в окончательной победе (вознесет главу). На пути относится к пиет, а не к потоку.

[28] Некоторые хотят относить его происхождение ко временам после плена, именно когда возвратившиеся страдали под давлением самарян и в борьбе с нуждою и бедствиями, и когда многие тяготились законом (Мал.3:14,15). Псалмопевец хочет ободрять малодушных указанием на чудеса в древние времена и побудить к точному исполнению закона. Но радостный тон псалма (открывающийся уже в "аллилуйя") не соответствует этому положению

[29] В совете; стоящее здесь евр. слово означает близость, а по связи речи дружественное собрание израильтян, чад Божиих, при богослужении, следов, синоним к собрание; LXX же под словом βουλη разумели собрание в тесном кругу, частное собрание праведников.

[30] Изыскана во всех волях Его; с еврейского переводят весьма различно; кажется, вернее всего будет такой перевод: "велики дела Божий, изысканы они по предназначениям своим".

[31] Память сотворил есть чудес - величием чудес Он позаботился о памятовании их (память); по другим: и установлением известных праздников, наприм. Пасхи, Он позаботился о том, чтобы сохранилось воспоминание о великих Его делах. Помянет и проч. = чудесное насыщение имело свое основание в верности Бога завету, было подтверждением Его.

[32] Возвести; Бог фактически проповедовал о силе и крепости Своих дел, когда Он так легко ввел Израиля в наследие язычников (дати им). Истребление хананеев было делом божественной правды - они давно ее заслужили -и верности к Аврааму, семени которого обещана была земля (истина и суд).

[33] Разум и проч. то разумение, т.е. религиозное познание, есть истинно, которое воплощается в действиях; доброе, истинное познание усвояется теми, которые живут по нем, истину Откровения испытывают в жизни. Ин.7:17.

[34] Благ, т.е. благо тому, который и проч. Устроит словеса - дела на судебном разбирательстве.

[35] Правда пребывает, его праведность продолжается вечно в своих счастливых временных последствиях, простирающихся на детей и внуков, она имеет значение и на вечность.

[36] Тьма - образ несчастия; свет - образ спасения, блаженства (Пс.96:11, Ис.58:7,8, 60:1 и д.); Сам Господь милосердный восходит ему, как свет во тьме (Ис.60:1-3).

[37] Воззрит с удовольствием, с радостью посмотрит на погибающих врагов. Рог - власть; она возрастает, вырабатывается в борьбе с врагами и одолевает их, блистательно (в славе) побеждает их.

[38] Отроцы и в классическом словоупотреблении - слуги; здесь разумеются служители единого Бога, в противоположность к идолопоклонникам. Имя = Бог, как открывающий Себя, делающий Себе имя; в этом откровении Своем Он представляет Себя везде (и в мире язычников; откровение в природе) достойным прославления, потому Он везде и всегда должен быть прославляем. - Хвально -, достойно хвалы.

[39] Высок над всеми языки - может быть, Бог не задолго пред сим показал Свою власть над язычниками в пользу Своего по-видимому слабого народа, который они хотели уничтожить. Над небесы, потому что Он, как Творец, выше неба, всего, самого высокого. ст.7-9 представляет частное развитие на смиренныя призираяй; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях (ст.7-8) и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. - Иметь свое местопребывание во прахе (от земли) и на навозной куче (на гноище) - знак величайшей бедности и беспомощности. Неплодов в доме легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей дать бесплодной детей = вселить ее в доме, в семействе - такому благословению Божию она очень радуется; ср. 1Цар.1 и 2.

[40] Впрочем, больше, чем в семидесяти еврейских рукописях два эти псалма составляют один. Этот псалом принадлежит к числу галлел, которые, как уже было замечено, были употребляемы во время иудейской пасхальной вечери в двух отделениях, первое Пс.113 (по евр. счислению) и пс.113:1-8 (по счислению LXX) при начале пасх, вечери, а 115 (по LXX 114:9 и д.) до 118 (117) включительно при конце ее.