Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

[34] Благ, т.е. благо тому, который и проч. Устроит словеса - дела на судебном разбирательстве.

[35] Правда пребывает, его праведность продолжается вечно в своих счастливых временных последствиях, простирающихся на детей и внуков, она имеет значение и на вечность.

[36] Тьма - образ несчастия; свет - образ спасения, блаженства (Пс.96:11, Ис.58:7,8, 60:1 и д.); Сам Господь милосердный восходит ему, как свет во тьме (Ис.60:1-3).

[37] Воззрит с удовольствием, с радостью посмотрит на погибающих врагов. Рог - власть; она возрастает, вырабатывается в борьбе с врагами и одолевает их, блистательно (в славе) побеждает их.

[38] Отроцы и в классическом словоупотреблении - слуги; здесь разумеются служители единого Бога, в противоположность к идолопоклонникам. Имя = Бог, как открывающий Себя, делающий Себе имя; в этом откровении Своем Он представляет Себя везде (и в мире язычников; откровение в природе) достойным прославления, потому Он везде и всегда должен быть прославляем. - Хвально -, достойно хвалы.

[39] Высок над всеми языки - может быть, Бог не задолго пред сим показал Свою власть над язычниками в пользу Своего по-видимому слабого народа, который они хотели уничтожить. Над небесы, потому что Он, как Творец, выше неба, всего, самого высокого. ст.7-9 представляет частное развитие на смиренныя призираяй; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях (ст.7-8) и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. - Иметь свое местопребывание во прахе (от земли) и на навозной куче (на гноище) - знак величайшей бедности и беспомощности. Неплодов в доме легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей дать бесплодной детей = вселить ее в доме, в семействе - такому благословению Божию она очень радуется; ср. 1Цар.1 и 2.

[40] Впрочем, больше, чем в семидесяти еврейских рукописях два эти псалма составляют один. Этот псалом принадлежит к числу галлел, которые, как уже было замечено, были употребляемы во время иудейской пасхальной вечери в двух отделениях, первое Пс.113 (по евр. счислению) и пс.113:1-8 (по счислению LXX) при начале пасх, вечери, а 115 (по LXX 114:9 и д.) до 118 (117) включительно при конце ее.

[41] Указывают некоторые на время после плена, когда возвратившиеся много терпели от враждебных соседей; но подобное часто было и до плена.

[42] Во исходе и проч. Изведение из Египта первее всего имело целию сделать Израиля самостоятельным народом и носителем откровения (язык свят). Варвар - говорящий другим языком, вообще чужеземец. Иудея - земля ханаанская - поставлено вместо жителей ее; потомкам Иуды было вверено откровение, они были (в сравнении с язычниками) святой народ (Исх.19:6) святыня Божия; и так как сам Бог был Царем Израиля (теократия), то последний был Его жилищем, областью.

[43] Море виде - не сказано, что видело море, так как псалмопевец хочет еще только спросить, что оно видело и что его так устрашило; чуть только оно увидело, едва раскрыло свои глаза, и уже побежало. Горы взыграстеся нужно, конечно, относить к трясению (Исх.19:18) Синая и соседних гор во время законодательства. В ст.7 и 8 содержится ответ на предыдущий вопрос, мы трепещем пред всемогущим Богом (ст.8), совершающим чудеса в пользу Своего народа.

[44] Не нам и проч. - мы, конечно, не заслужили Твоей помощи, но Твоя собственная честь требует, чтобы Ты помог нам против языческих соседей ради (о) Твоей милости и верности обетованиям (истине).

[45] Ст.17-19 по масоретской пунктуации повелительные. Дом Израилев - весь народ как общество; дом Аарон - священники и левиты; боящиеся Господа - прозелиты, в Новом Завете называющиеся φοβούμενοι (Деян.10:2, 13:16); по другим - весь народ, или же - почитатели Бога между язычниками.

[46] Ст.20 и 21 с еврейского: "Господь помнит нас, благословляет" и т.д.

[47] Перемена лиц (вы, ст.22 - 23) лучше всего объясняется предположением, что здесь говорит хор священников, которым снова отвечает народ.