Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

[41] Указывают некоторые на время после плена, когда возвратившиеся много терпели от враждебных соседей; но подобное часто было и до плена.

[42] Во исходе и проч. Изведение из Египта первее всего имело целию сделать Израиля самостоятельным народом и носителем откровения (язык свят). Варвар - говорящий другим языком, вообще чужеземец. Иудея - земля ханаанская - поставлено вместо жителей ее; потомкам Иуды было вверено откровение, они были (в сравнении с язычниками) святой народ (Исх.19:6) святыня Божия; и так как сам Бог был Царем Израиля (теократия), то последний был Его жилищем, областью.

[43] Море виде - не сказано, что видело море, так как псалмопевец хочет еще только спросить, что оно видело и что его так устрашило; чуть только оно увидело, едва раскрыло свои глаза, и уже побежало. Горы взыграстеся нужно, конечно, относить к трясению (Исх.19:18) Синая и соседних гор во время законодательства. В ст.7 и 8 содержится ответ на предыдущий вопрос, мы трепещем пред всемогущим Богом (ст.8), совершающим чудеса в пользу Своего народа.

[44] Не нам и проч. - мы, конечно, не заслужили Твоей помощи, но Твоя собственная честь требует, чтобы Ты помог нам против языческих соседей ради (о) Твоей милости и верности обетованиям (истине).

[45] Ст.17-19 по масоретской пунктуации повелительные. Дом Израилев - весь народ как общество; дом Аарон - священники и левиты; боящиеся Господа - прозелиты, в Новом Завете называющиеся φοβούμενοι (Деян.10:2, 13:16); по другим - весь народ, или же - почитатели Бога между язычниками.

[46] Ст.20 и 21 с еврейского: "Господь помнит нас, благословляет" и т.д.

[47] Перемена лиц (вы, ст.22 - 23) лучше всего объясняется предположением, что здесь говорит хор священников, которым снова отвечает народ.

[48]

[53] Если соединять этот псалом с предыдущим, то под спасением, за которое псалмопевец хочет благодарить (ст.3), нужно разуметь упомянутое в Пс.114:4 освобождение от опасности смерти. - Если не принимать этого псалма в индивидуальном значении, то под "разрешением уз" (ст.7) можно разуметь освобождение из вавилонского плена; в этом случае возвратившиеся из плена заявляют в этом псалме, что они будут приносить Богу благодарственные жертвы.

[54] Веровах - здесь вера в верность Бога своим обетованиям и правду Его, в чем ео ipso заключалась и надежда на спасение. Тем же - поелику моя вера была столь сильна, то поэтому (δίο) я и высказывался так при самых тяжелых обстоятельствах; же - для обозначения резкой противоположности между действительным положением псалмопевца и его уверенностию.

[55] Изступление, т.е. ума моего; ср. Пс.30:23; - состояние вне себя от горя и бедствия. Всяк человек ложь