Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

[128] Отвратить лице - отвергнуть молитву; под "помазанным" разумеют некоторые Соломона, а другие - весь пленный народ, как помазанный. - Аще сохранят и д. могли действительно указывать на это пленники, так как по прошествии нескольких лет плена, они с раскаянием обратились к закону; "помазанный" и народ сделались богобоязненными.

[129] Ловитву θηραν (Все, что ловят сетями и др. - птиц, рыб и проч.); В Кодексе Алекс, неверно χηραν, отсюда в Вульгате niduam - вдову. - Облеку во спасение - дам спасение, милость, которую священники обильно получают для себя; но можно также разуметь в белом облачении их символически изображенное спасение, которое они ходатайствую другим.

[130] Эти два стиха толкователи почти единогласно относят к Мессии. Рог - могущественный, всех врагов побеждающий, царь (ср. Лук.1:9); поэтому далее и идет речь о посрамлении всех врагов. Мессия называется далее светом, так как Он прогоняет тьму и бедствия греха и на место их поставляет спасение (представленное в образе света); рог и свет (Лук.2:32) даются от Бога Давиду (помазаннику), так как Мессия происходит от него, есть сын его по человечеству. - Процветет и д. нужно относить к царскому венцу Давида или собственно изображаемого им Мессии. Святыня, по евр. переводу с евр. венец - незер; это слово означает то, чем одно лице отличается от другого, как принадлежащее к высшей области; и царский венец и диадима первосвященника и волосы назарея называются незер; здесь нужно разуметь венец - головное украшение (на нем) Мессии, указывающее в нем Царя и Первосвященника, Лице Святое. В Мессии вечно царствует Давид и венец Мессии есть в известном смысле венец Давида. Это образно представляется как цветение (процветет). Смысл: Мессия (Давид в нем) будет царствовать счастливо, как славный Первосвященник - Царь. LXX головное украшение - незер перевели αγίασμα - святость (святыня), так как носящее это украшение лице изображается освященным; помазано оно от Бога, потому и сказано: святыня моя.

[131] Жити - κατοικειν - обитать вместе.

[132] Яко миро, с евр. "добрый елей", священный елей изготовлялся из дорогих веществ. "Жить вместе так же добро и приятно, как драгоценный елей"... Намекается на Лев.8:12. Аарон не только, как простые священники, помазан был на челе, но в знак того, что он получил полноту священнических дарований, священное миро вылито было на голову его и, по изображению псалмопевца, в таком изобилии, что текло по его бороде и краям одежды (край отверстия, чрез которое проходила голова, а не нижние края одежды). Как Аарону чрез помазание сообщена была полнота божественной благодати, так, по мысли псалмопевца, религиозные собрания на Сионе подают участвующим в них обилие просвещающей и освящающей силы. - Роса на востоке составляет почти единственное освежение растениям; поэтому она здесь служит образом оживляющей благодати, получаемой при богослужении. Роса Аермонская, как она падает на Ермоне (на Севере), т.е. сильная, обильная роса. На собирающихся на Сионе падает обильная благодатная роса. Яко тамо и проч. - основание, почему собрания на Сионе так благодетельны, потому что там обитает Бог, подающий благословение.

[133] Некоторые толковники думают, что в ст.1-2 заключаются слова левитов сменяющим их на страже другим левитам и в ст.3 благожелание последних. Другие толковники слова первых двух стихов считают обращением к священникам входящих во двор храма богомольцев (в большие праздники целую ночь приносились жертвы от частных лиц), а слова стиха третьего - благожеланием богомольцам от священников. Воздежите - подымайте.

[134] Возводя облаки и д., так как облака на далеком горизонте по-видимому появляются, восходят на концах земли; молнии в дождь, так как за молнией следует дождь. Сокровища - в них Бог сохраняет ветры как бы заключенными.

[135] Умолится - умилосердится; с евр. "раздумает касательно рабов Своих".

[136] В евр. нет надписи; в слав, по переводу LXX надпись Давиду Иеремием. Сделавшие эту надпись имели в основании надписи предположение, что Давид, точно предвидя состояние пленников, написал этот псалом, а Иеремия, предсказавший плен, передал его пленникам для употребления.

[137] Если бы ст.8 действительно предполагал разрушение Вавилона, тогда псалом мог быть написан не раньше шестого года Дария Истаспа, разрушившего и стены и ворота Вавилона, вскоре после чего он пал.

[138] Реки Вавилона - Евфрат, Тигр, Ховар и Евлей; вследствие необходимости частых религиозных омовений, пленники охотнее всего могли селиться при реках; может быть, псалмопевец своим "сидением на реках" хотел изобразить Вавилон, как богатую водами страну, где везде вблизи есть реки.

[139] Безразлично, разуметь ли действительное повешение струнных инструментов (органы) в Вавилонии (посреде его) на вербах, растущих у рек, или же понимать ст.2 в переносном смысле; на струнных инструментах аккомпанировали обыкновенно только радостным песням, а пленники могли петь только плачевные. - Яко представляет основание, ясно вытекающее только из ст.3 - 4 повешения органов; они, несмотря на требования, не могли и не хотели, в своем несчастном положении, петь никаких песней с музыкой. Вавилоняне не имели в виду посмеяться над поющими евреями, но желали, чтоб они бросили свою скорбь о Сионе и жили в Вавилоне как и в Иерусалиме.

[140] Забвена буди десница, пусть усохнет правая рука моя, которою я в Иерусалиме на удивление многих ударял по струнам; или - "пусть забудут, что я когда-то был искусным музыкантом"; или - "пусть забудет меня моя десница" (Амвросий, Августин и др.). - Аще не предложу, если я не поставлю Иерусалим во главе, на первом месте (в начале) моих радостей, т.е. если Иерусалим и счастие его не будут высочайшею моею радостию. Можно также объяснять: если я не начну снова тогда только радоваться, когда Иерусалим будет восстановлен. С евр. "если не вознесу Иерусалима на верх веселия моего", т.е. выше всякой радости.

[141] В день Иерусалимль, с евр. "припомни сынам эдомс-ким день иерусалимский" и проч.; по LXX: напомни сынам Эдома касательно (την ημεραν) дня Иерусалима, т.е. вспомни о них, как о злорадостных врагах и накажи их за это; по Вульгате смысл: напомни им, как они злорадовались (Авд. II ст.). - Дщи Вавилона - город Вавилон. - Окаянная - ταλαίπορος - несчастная - приносящая нам погибель, несчастие. С евр. опустошенная, разгромленная; Вавилон называется здесь опустошенным не в том смысле, как бы опустошение его уже последовало от Дария Истаспа (тогда к чему же было бы желание псалмопевца!), но в живом предвидении того, что в будущем несомненно имело последовать.