Всегда с Богом

О здоровье

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Очень часто, когда мы хотим какому - либо человеку пожелать что - либо хорошее, мы желаем ему доброго здоровья. Поздравляя родных и знакомых с днем рождения, с каким - либо юбилеем, с Новым годом, мы опять же неизменно желаем им здоровья. Здоровье — это основа существования нашего земного тела, здоровье — это отсутствие каких-нибудь болезней и заболеваний. Здоровье — это нормальное функционирование всех органов нашего тела. С христианской точки зрения здоровье — это великий дар Божий, который надо хранить, беречь и не утрачивать. Святая Библия учит нас, что целостное здравое состояние человека тогда гармонично и нормально, когда здорово тело и здорова душа. Вот что говорит праведный Иисус сын Сирахов: "Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие, но и то и другое — дары Бога… Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долголетие…" (Сир. 1, 18–20). Однако, к сожалению, бытует среди людей совершенно неправильное мнение, будто бы для духовного развития вредно быть человеку здоровым и, наоборот, полезно всегда быть больным. Неверность таких рассуждений подтверждает вся история Святой Церкви и Священное Писание. Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно, желая проявить Свою любовь к людям, исцелял их от болезней, возвращал потерянное здоровье. Многие святые, как например, св. апостол и евангелист Лука, св. великомученик и целитель Пантелеимон, св. Сампсон - странноприимец, святые Косма, Дамиан и другие святые занимались лечением больных. В слове Божием так говорится о дозволенности обращаться к врачам и лекарствам: "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен…" (Сир. 38, 12). "…Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими" (Сир. 38, 34). Совсем другое дело, когда ставится вопрос о том, как надо относиться к посетившим нас болезням. Христианское учение содержит в себе достаточно ясное решение этого вопроса. Переносить болезни следует с терпением, с молитвой к Богу об укреплении наших телесных сил и с мудрым рассуждением о причинах нашей болезни. Причины болезни могут быть разные. Например, (1) наша неосторожность и невнимательность к окружающим условиям, окружающей температуре, невнимательность к видам пищи и т.д. В этом случае мы сами являемся причиной своей болезни. (2) Причины болезни могут лежать в неизвестной нам сфере нашего организма. Болезнь развивается, а мы о ней ничего не знаем. В данном случае наша вина значительно меньше. (3) Наконец, бывает редкий, правда, род болезней, который можно рассматривать как Божие наказание, имеющее либо воспитательное значение, либо имеющее своей целью пресечение нашей земной жизни. В этом случае мы смиренно предаемся воле Божией, благой и совершенной, и в молитвенном трепете ждем исхода болезни. Во всех трех случаях следует предпринимать вышеупомянутые действия, согласные с христианской верой: лечиться, терпеть и молиться об исцелении. Есть одна сторона всякой болезни, на которую необходимо обратить внимание. Всякая болезнь, всякая боль заставляет нас быть скромнее, смиреннее и в то же время быть внимательнее к своему духовному миру, строже к своим действиям и ошибкам. Иногда в часы острых страданий нашей душе открывается многое возвышенное из мира духовного, и мы благословляем Бога за посланные нам страдания, ибо не было бы страданий — не было бы высоких благодатных утешений, посылаемых от Бога и представляющих собою рост нашей души, ее духовно - нравственный расцвет и углубление в мудрость и рассудительность. В болезнях очень часто мы духом своим приближаемся к Богу и чувствуем Его силу и премудрость. В такие часы мы вспоминаем слова из Святой Библии: Господь "исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою" (Пс. 102, 3–4), "…Соблюдай Заповеди… и отдалит от тебя Господь всякую немощь" (Втор. 7, 11, 15), "…Не убоишься… язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень…", "…Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему…" (Пс. 90, 5, 6, 10). Итак, здравы ли мы, больны ли, пусть душа наша всегда будет близка к Богу. В посте и молитве послужим Господу. И Господь несомненно дарует нам здравие души и тела. Аминь.

Воскресение из мертвых

Христос Воскресе! В эти святые и спасительные Пасхальные дни мы все, дорогие во Христе братья и сестры, духовно торжествуем победу вечной жизни над смертью, восторженно прославляем Светлое Воскресение Христово и пребываем в радостной надежде на всеобщее воскресение, когда сбудется непреложное обетование Воскресшего Христа Спасителя: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25). Эта радостная христианская надежда на всеобщее воскресение покоится на вероучении Святой Православной Церкви, источником которого является Откровение Божие.

Это прославленное, одухотворенное новое тело будет воссоединено с нашей душой, и человек предстанет пред Престолом Божиим в ожидании своей будущей участи в потустороннем вечном мире. Воскресение умерших будет одновременным, всеобщим и мгновенным. В мгновение ока на земле не останется ни одного мертвого, как бы давно он ни умер и каким бы образом ни окончилась бы его жизнь. Тела живые в момент всеобщего воскресения Той же всемогущей Силой Божией будут изменены и станут точно такими же одухотворенными и нетленными, какими станут и тела всех умерших. Они не будут ощущать ни усталости, ни боли, ни немощей, ни болезней, но неисчерпаемая полнота всех жизненных сил будет обладать в них неистощимой энергией, вследствие чего новое наше тело сделается легким и тонким, способным мгновенно перемещаться на большие расстояния. Тогда станет невозможным делание греха, а следовательно, прекратится и вековечная борьба добра со злом в человеке. Эта наша нерушимая вера в будущее всеобщее Воскресение мертвых зиждется на указаниях Слова Божия. В Ветхом Завете страдалец Иов так говорил о себе: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25–27). Пророк Давид восклицал: "Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15, 10). Пророк Исаия свидетельствовал о будущем: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!" (Ис. 26, 19). У пророка Иезекииля образно представлено, как произойдет всеобщее воскресение: "И стали сближаться кости, кость с костью своею… и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них… и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои" (Иез. 37, 7, 8, 10). Один из мучеников Маккавеев так сказал своему мучителю: "…ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной" (2 Мак. 7, 9). В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос говорит Своим верным ученикам: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25). "Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24). "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин. 6, 39). "Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28–29). "Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин. 5, 21). "Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения" (Лк. 20, 35, 36). Так же и в Посланиях Апостольских ярко свидетельствуется убежденность в истине всеобщего воскресения, причем святые Апостолы подробно описывают грядущее воскресение мертвых: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… Сам Господь… сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4, 13, 14, 16, 17, 18). "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке… Последний же враг истребится — смерть… Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?". Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока… и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 22, 23, 26, 35–38, 42–44, 51–53). Святой Иоанн Богослов так рисует будущую картину всеобщего воскресения: "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них" (Отк. 20, 13). "Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет" (Отк. 21, 4). Святые Апостолы подчеркивают, что хотя воскресения тела сподобятся все умершие, но истинно духовной жизни — жизни в Духе Святом, в будущем веке сподобятся лишь избранные, те, которые еще на земле стали обителью Святого Духа: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8, 11). Как видим, Господь многоразличным образом сообщает нам то, что нам следует знать о будущем воскресении мертвых. И тем не менее даже все открытое нам не дает абсолютно ясной картины преобразования мира в последний его день, а лишь приоткрывает завесу, за которой хранится эта тайна. И среди открытых нам свидетельств Слова Божия многое не может вместить неподготовленный духовно человеческий ум. В таком случае мы обращаемся за помощью к толкованию святых отцов и учителей Церкви, которые помогают нам уразуметь Божественные глаголы, открывающие тайны будущего воскресения мертвых. Так, например, святой мученик Иустин, обращаясь к тем людям, которые не могут представить, каким образом может совершиться воссоздание истлевших мертвых тел, приводит общедоступную аналогию: "Почему Бог не мог бы из тех же элементов, из коих возникло и в которые по смерти обратилось человеческое тело, опять через ведомое Ему действие образовать то же самое тело, наподобие того, как ваятель сделанную им из глины или воска, из золота или из серебра, но от времени разрушившуюся статую опять силой своего искусства может воссоздать всецело и из прежнего ее материала… А Бог ужели так небрежет о Своем создании, что оно приходит в ничтожество, и Он не заботится о восстановлении его бытия?" ("О воскресении", гл. 5). Христианский апологет Татиан, объясняя веру во всеобщее воскресение тел, писал: "Хотя тело и истребит огонь, или погибнет оно в реках и морях, или же будет пожрано зверями, но сущность его сокроется в богатой сокровищнице Господа, Который, когда захочет, в прежнее состояние восстановит ее" ("Против эллинов", гл. 6). Тертуллиан образы будущего воскресения видел в чередующихся явлениях природы, которые носят на себе печать смерти и следующего за нею возрождения или воскресения: "Каковы, например, умирание растений и деревьев зимою и возрождение их весною, истлевание всякого рода семян и восстание их в лучших, прекрасных формах" ("О воскресении тел", гл. 12). По мысли святого Ефрема Сирина, "когда наступит воскресение мертвых, земля представит тело человеческое таким, каким приняла его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась перед Судиею" ("Слово о Суде и воскресении"). Святой Григорий Нисский писал: "Хотя индивидуальные элементы, по разрушении тела, обыкновенно смешиваются с общими стихийными элементами, но распоряжением воли Божией они привлекутся к душе и образуют вполне знакомый ей организм, которого все оставленные части она так легко распознает, как владетель какого - либо разбившегося сосуда" ("О душе и воскресении"). Святой Иоанн Златоуст высказывал мнение, что воскресшие тела будут тончайшими и легчайшими по сравнению с телами до воскресения и что они "сходны будут с ними по очертанию и виду, по примеру воскресшего тела Христова" ("Толкование на 1 - е Послание к Коринфянам"). Святой Иоанн Дамаскин говорил: "Воскресение есть вторичное восстановление того, что упало. Если смерть есть разлучение души с телом, то Воскресение, без сомнения, есть вторичное соединение души с телом и новое восстановление падшего и разрушившегося существа" ("О вере православной", гл. 4). Замечательный подвижник Русской Православной Церкви епископ Феофан Затворник пояснял в своем толковании святого апостола Павла: "Словами о том, что тело "восстает в силе" не всемогущество обещается, а упразднение того, чем оно немощно ныне. Будет оно деятельно без утомления, бодренно без потребности сна, не подверженно болезненным и разрушительным влияниям совне, быстродвижно, как мысль, мощно столько, что в исполнении должного не встретит преград со стороны сторонних вещей и стихии". Он же говорит далее: "Когда тление будет изгнано из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда все преисполнено будет радостью жизни" ("Толкование на 1 - е Послание к Коринфянам", гл. 15). Дорогие братья и сестры, углубившись ныне в мудрые слова Священного Писания и учителей церковных, повествующих о воскресении мертвых, молитвенно воздохнем ко Господу, попросим Его удостоить и нас, грешных, будущего радостного пребывания со Христом Спасителем нашим и воздадим Ему благодарность нашу за Его победу над смертью, которая открыла для всех нас врата Царства Небесного. "Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом" (1 Кор. 15, 57). Воистину Христос Воскресе! Аминь.

Время

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Господь Бог каждому человеку положил определенное время жизни на земле. Один живет долго, восемьдесят, девяносто лет, другой умирает в молодости, иной уходит из мира с детской невинностью, так и не познав, что такое жизнь взрослого человека. О продолжительности человеческой жизни и ее трудности так писал св. пророк Давид: "Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, а мы летим" (Пс. 89, 10). Итак, каждому следует прожить совершенно определенное, правда, одному Богу известное, количество лет, месяцев, дней. Первые годы жизни человека уходят на познание мира, на изучение всего, что окружает нас, на приобретение таких знаний, которые дадут возможность человеку занять то или иное положение в обществе, стать тем или иным тружеником, работающим на благо человечества. Последующие годы — годы взрослой жизни — это время труда, время, за которое человек должен сделать как можно больше, чтобы его труд послужил на благо его современникам и его потомкам. Естественно, каждый человек должен всемерно дорожить своим временем, не растрачивать его попусту, обдумывать каждое свое дело, стремясь избегать пустых и даже вредных действий и пытаясь использовать как можно больше часов и минут для своей пользы, для пользы своих близких и для блага всех людей. Каждый приходящий день человек должен благословлять как преподнесенный ему дар Божий, и в то же время как срок, который следует использовать как можно более разумно и полезно. Слово Божие не запрещает нам помимо повседневного труда пользоваться отдыхом, минутами радости, расширять свои знания о мире, о человеке, о Боге. Однако каждый день нашей жизни должен состоять из такой цепи дел, мыслей, чувств, радостей, добродетелей, поучений, которые бы совершенно исключили делание зла, причинение вреда людям и природе, а также и бесцельное ненужное провождение времени, хотя бы без вреда, но и без пользы. Именно к этому призывает нас святой апостол Петр, наставляя верующих, чтобы они жили "остальное во плоти время… не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Петр. 4, 2). А святой апостол Павел просит верующих: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем…" (Гал. 6, 10). О большом значении разумного использования времени прекрасно сказал святой Иоанн Златоуст: "Разве ты не знаешь, что как мы, вручая слугам серебро, требуем отчета даже до последней полушки, так и Бог потребует от нас отчета в днях жизни нашей. Что мы скажем?.. Для тебя восходило солнце, луна освещала ночь и сиял разнообразный хор звезд; для тебя веяли ветры, текли реки, для тебя возникали травы и росли растения, для тебя ход природы совершал свойственный себе порядок, наступал день, проходила ночь. Все это делалось для тебя; а ты при таком служении тебе создания проводишь время в лености, исполняешь прихоти диавола и, взявши в наем у Бога такой долг, не платишь Ему, что следует…". Замечательные слова известного подвижника и учителя аввы Дорофея: "Если кто потеряет золото или серебро, то он вместо его может найти другое; если же потеряет время, живя в праздности и лености, то не возможет найти другого взамен потерянного…". Как видим, ценность времени имеет не только значение пользы, выгоды (чем больше человек трудится, чем больше познает мир, тем больше он приносит себе добра и тем больше доставляет себе радости), но время приобретает для нас значение нравственное, моральное. Отсюда возникает для нас необходимейшая обязанность — следить за правильным провождением времени. Для этого нужно заранее намечать все свои дела к предстоящему дню, продумывать, что к какому часу предстоит нам совершить, отбросить все то, что не будет для нас полезно, выбрать на первый план дела наиболее значимые, наиболее полезные и нужные, отложив на будущее, на более благоприятное время дела второстепенные. Ежедневно, отходя ко сну, нужно вспоминать весь свой день и оценивать его с точки зрения нашей веры, нашего христианского достоинства. И если увидим, что неправильно прошел наш день (а чаще всего так и бывает в практической жизни), нужно обратить всю свою внимательность к великому Божьему дару времени. Нужно позаботиться, чтоб последующие дни нашей жизни были более плодотворными, более насыщенными добром и светом, ибо каждый предстоящий день — это наш новый шаг к Вечности, и чем больше мы живем, тем вернее к ней приближаемся и тем меньше нам остается времени для служения Богу. Пусть же каждый шаг нашей жизни ведет нас не к посрамлению, не к стыду нашему, а к славе великого Бога и Спасителя нашего. Аминь.

О трезвости

Возлюбленные во Христе братья и сестры! Среди разных пороков, унижающих и порабощающих человека, едва ли не самый отвратительный — это греховное пристрастие к систематическому и безмерному винопитию. Вспомним, что говорит Священное Писание, как оно бичует пьяниц, как предупреждает тех людей, которым угрожает впадение в омут безудержного винопития. Пророк Исаия говорит: "Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. пива) и до позднего вечера разгорячают себя вином" (Ис. 5, 11). А пророк Иоиль так восклицал: "Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино" (Иоил. 1, 5). Пророк Осия называл пьянство отвратительным грехом (Ос. 4, 18) и предостерегал, что вино и напитки завладевают сердцем человека (Ос. 4, 11). Премудрый Соломон в своих Притчах так высказывается о пристрастии к вину: "Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). "Не будь между упивающимися вином… потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют" (Притч. 23, 20–21); "У кого вой? у кого стон?.. у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином"; "Не смотри на вино… как оно искрится в чаше… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" (Притч. 23, 29–32). Как видим, Ветхозаветное Священное Писание не только категорически осуждало грех пьянства, но и указывало на трагические его последствия: болезни, обеднение, горе в семье. В Священном Писании Ветхого Завета имеются весьма строгие предписания, направленные против пьяниц. Так, в книге Второзакония читаем: "Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и… матери своей… то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего… и скажут: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти" (Втор. 21, 18–21). Священное Писание объясняет и причины, порождающие порок пьянства. Эти причины состоят в отсутствии у пьяниц веры в будущую вечную жизнь, в их всецелом уповании на безнаказанность наслаждений, получаемых в земной жизни. Они говорили в отчаянии: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22, 13). Ветхозаветные Священные книги одобряют тех, кто имеет полное воздержание от спиртных напитков. В книге пророка Иеремии сказано: "Слова Ионадава… который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня" (Иер. 35, 14). Новый Завет предъявляет к людям не менее строгие требования безусловной трезвости. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством" (Лк. 21, 34). Святые апостолы призывали христиан хранить трезвость и воздерживаться от злоупотребления вином: "…Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству…" (Рим. 13, 13); "не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф. 5, 18); "…Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается… пьяницею… с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11); "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Святой апостол Павел, обращаясь к своему ученику Титу, советует ему наблюдать за тем, чтобы старые женщины не порабощались пьянству, учили добру, вразумляли молодых… (Тит. 2, 3, 4). Святые отцы обличали гибельный порок пьянства. Приведем себе на память хотя бы такое свидетельство святителя Василия Великого, который в 14 беседе, названной "Против пьянствующих", говорит следующее: "…Пьяница теряет ум и уподобляется бессмысленным скотам… весь телесный состав от пьянства разрушается… у пьяниц глаза мутные, язык расслабленный, голос хриплый, поступь нетвердая… у них делаются припадки, мозг наполняется гнилью, голова страдает… Страсть винопития из всех страстей самая пагубнейшая, ибо подверженный сей страсти погубляет души и тело, разоряет семейство свое, пропивая и погубляя в вине все имение свое, как в бездонной пучине; таковой то же, что самоубийца, ибо от вина перегорает вся внутренность, и он умирает преждевременной смертью…". Это устрашающее предупреждение святого Василия Великого должно тронуть каждого, замечающего в себе порочную склонность к вину. Вот что говорит о винопитии святой Феодор Едесский: "Увеселяясь же вином… много переиспытаешь печалей. Праздники проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитиями, прогневишь паче Того, Кому посвящается празднество". (Добротолюбие, том 3, стр. 326). Блаженный Диадох дает такой совет увлекающимся безмерным употреблением вина: "Как земля, умеренно напояемая, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое семя, а упояемая слишком обильными дождями приносит только терния и волчцы: так и земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена являет чистыми… когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терния и волчцы всеми помыслами своими". (Добротолюбие, том 3, стр. 32). Среди подвижнических наставлений святых Варсонофия и Иоанна имеется такое, касающееся умеренности в пище и питии: "О мере воздержания в пище и питии отцы говорят, что должно употреблять того и другого несколько менее надлежащего, т.е. не наполнять совершенно желудка. И всякий должен сам себе определить меру как в… пище, так и в вине. Впрочем мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства; во всем этом должна быть своя мера воздержания". (Добротолюбие, том 2, стр. 565). Но с особой страстностью боролся с пьянством великий проповедник святой Иоанн Златоуст. Вот что он пишет о пьяницах: "Пьяница — живой мертвец; пьянство — недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным Небо, так что вместе с позором здесь, и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание" (Творения, том 2, стр. 13). "…Не так разрушается земля, обременяемая постоянным обилием вод, как расшатывается, расслабляется, и исчезает сила тела, постоянно затопляемая питьем вина" (Том 2, стр. 12). "…Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения Божиим Царством? Лучше сказать: даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности — бесчувственность…" (Том 2, стр. 711). "Не ядение худо — а вредно объядение, через это уничтожается и удовольствие от пищи. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл" (Том 4, стр. 74). "…Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. Итак, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию" (Том 4, стр. 301). Особое внимание обращал святой Иоанн Златоуст на пьянство женщин как на весьма дикое и неестественное явление. Он писал: "Нет ничего отвратительнее женщины, преданной пьянству; цвет лица ее увядает, ясность и кротость глаз помрачаются. Как неприятна женщина, дышащая зловонным и испортившимся вином, отрыгивающая испарения гнилого мяса, отягченная так, что не может встать!".. (Том 9, стр. 254). Святой Иоанн Златоуст призывает взглянуть на страшные последствия пьянства, отражающиеся на здоровье людей: "И болезни ног скоро нападают на них, и несвоевременное дрожание, и преждевременная старость, и головные боли, и потеря аппетита, почему они и нуждаются постоянно во врачах, в беспрестанных лекарствах и ежедневном лечении. Это ли удовольствие?".. (Том 12, стр. 567). Кстати, о болезнях. Как свидетельствует современная медицина, люди, подверженные алкоголизму, как правило, не доживают до старости, они уходят в вечность значительно раньше людей, ведущих трезвый образ жизни. Они всякую болезнь переносят значительно труднее, так как их организм уже расшатан, и болезнь удобнее и легче распространяется в таком организме. Самое же страшное состоит в том, что у алкоголиков постепенно отмирают клетки мозга, и чем чаще и больше человек употребляет алкогольные напитки, тем большее количество клеток головного мозга гибнет безвозвратно. А отсюда следует: значительная потеря памяти, расстройство нервной системы, ослабление творческих мыслительных сил. Особо нужно сказать о наследственности. Известно, что у родителей - алкоголиков очень часто рождаются дети - уроды, либо дети с расстроенной с детства психикой. Иногда последствия алкоголизма наблюдаются на внуках и правнуках. Можно назвать безумными тех мужа и жену, которые на своей свадьбе напиваются до потери сознания. Этот поступок напоминает самовольное посягательство на жизнь потомства. К сожалению, многие люди или забыли, или вовсе не знают о приведенных выше наставлениях и советах. Правда, в былые времена в России считалось недопустимым, чтоб жених и невеста даже прикасались к вину во время свадьбы. Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению. Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней "тихой" жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: "…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20). Аминь.

Дела Божии

"…Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…" (Ин. 9, 3). Всем известно замечательное евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. Ученики Христовы, указывая на слепого, спросили: "…Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…". И далее Господь сказал: "Доколе Я в мире, Я — свет миру…" (Ин. 9, 2, 3, 5). Затем Христос исцелил слепорожденного, чем привел в радостное изумление и самого исцеленного, и его родителей, и присутствующих при этом учеников Христовых. Стояли здесь и некоторые из фарисеев. Эти люди, ослепленные своей гордыней и не видящие и не понимающие, Кто стоит перед ними, начали укорять Христа в нарушении субботы и называть Его грешным человеком. Примечательны слова Спасителя, записанные в конце девятой главы Евангелия от Иоанна, повествующего об исцелении слепого: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы греха на себе; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Ин. 9, 39–41). Итак, при исцелении Господом слепорожденного явились "дела Божии". Эти дела Божии состояли в том, что Христос принес в мир Свой свет. Этот свет Христов обладает особым свойством: он превращает слепых в видящих и видящих в слепых. Это особое свойство света Христова следует понимать преимущественно в духовном смысле. Тот, кто был слеп духовно, кто был лишен истинного знания о Боге, тот через веру во Христа получает новое духовное зрение, он все видит посредством света Христова, для него становится доступным новое видение, его освещает "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1, 9). А тот, кто лишь воображал себя духовно зрячим и по - фарисейски хвалился своими многими, но ложными знаниями, тот в свете веры Христовой оказывается духовно слепым, не принимающим света Христова; и эта слепота, по слову Спасителя, представляет собой состояние тяжелого непрощенного греха: "грех остается на вас" (Ин. 9, 41). Сегодня, прослушав евангельское повествование об исцелении Господом слепого, многие из нас могут задать себе тот же вопрос, который задали Господу растерянные и удивленные фарисеи: "Неужели и мы слепы?". Конечно, нет, дорогие братья и сестры, мы все, составляющие Церковь Христову, не слепы. Мы просвещены светом Христа Спасителя. Мы веруем в свет, пришедший в мир (Ин. 3, 19). Мы видим путь, открытый нам Господом (Ин. 14, 5). Да мы и не стояли здесь, в православном храме, если бы были такими полными слепцами - фарисеями, о которых с укоризной говорил Господь. Однако, как в обычной жизни земные вещественные глаза у одних людей смотрят зорко и все видят в окружающем нас Божьем мире, а у других людей зрение слабое, недостаточное, так и в духовном смысле: некоторые из нас имеют духовное зрение неполноценное, замутненное грехами и житейскими пристрастиями. Такие люди не видят перед собой правильного жизненного пути, они нечетко различают истину и ложь, добро и зло, не ощущают на себе Промысла Божия, не чувствуют любви Божией, не видят истинного света Христова. И вот такие - то люди очень остро нуждаются в исцелении своей духовной слепоты, в восстановлении в себе полного и чистого духовного зрения. Вспомните, как поется в тропаре Недели о Слепом: "Духовныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, якоже слепый от рождения; покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый". Задумаемся, дорогие братья и сестры, над своим внутренним состоянием. И если кому - то из нас необходимо исцеление от духовной слепоты, обратимся с горячей молитвой к Господу Богу, чтобы Он вернул нам чистое духовное зрение, и чтобы над нами совершились дивные евангельские "дела Божии". Аминь.

Заступничество Богоматери

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Мы все, дорогие во Христе братья и сестры, хорошо знаем, что стремление к миру заложено в сердце каждого доброго человека. Что же касается нас, православных христиан, то вполне можно сказать, что нельзя быть православным христианином и не стремиться к миру. Мир на земле и его устроение — неотъемлемая часть нравственного закона, которым руководствуется Православная Церковь. Стремясь к миру, мы обращаем свои взоры к Священному Писанию, которое дает нам ясные указания, как достигать мира и показывает примеры этого, так и к жизнеописанию великих подвижников благочестия, которые своими подвигами и всей своею жизнью показали нам пример истинного миротворчества. Сейчас мы остановим свое внимание на миротворчестве совершеннейшей из живших на земле — Пречистой Деве Марии, Преблагословенной Матери Того, Кого святой пророк называет Миром нашим (Мих. 5, 5) и Кто Сам принес мир на землю (Ин. 14, 27). Но сначала обратим свой взор на одну из страниц нашей русской истории. Начало XVII века было тяжелым временем для русского народа: войны, голод, вторжение иноземцев, болезни и смерть повсюду. Но вот проглядывает свет в темноте. Русское правительство готовится к мирным переговорам со шведами. Русское посольство прибывает в г. Тихвин и ждет там. Узнав, что представители шведов приехали в Столбово, русские послы просят некоего игумена отслужить молебен перед чудотворной иконой Тихвинской. Несется молебное пение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!". Со слезами на глазах молятся послы. С сердечным плачем молится народ перед святою иконой. Все умоляют Царицу Небесную помочь заключить желанный мир. Мир был заключен. По условиям мира город Тихвин остался за Россией, и чудотворная Тихвинская икона навсегда осталась великой святыней Русской Православной Церкви, и неизменно пред Тихвинской иконой в кондаке ее празднику возглашают верующие: "Радуйся Дево, мира спасение!" И не удивительно, что русские православные люди на протяжении всей истории своей страны, истории, столь богатой войнами, междуусобицами, морами и пожарами, привыкли обращать свой молитвенный взор к Царице Небесной — верной ходатаице о мире всего мира. Море тревожных слез пролили верующие пред чудотворными иконами, и множество раз Царица Мира помогала нашему народу, отчего еще жарче становилась любовь православных христиан к Божией Матери и Ее святым иконам. Вспомним икону "Знамение". Праздник ей был установлен в 1170 году, когда Новгороду по молитвам его жителей пред святой иконой было даровано освобождение в тяжкой битве с осаждавшими суздальцами. Позже, в 1566 г., эта же икона Богоматери прославилась тем, что по молитвам перед нею был остановлен сильный пожар в Новгороде. В 1611 году шведы, пытавшиеся захватить Новгород и храм Знамения в нем, были высшей силой не допущены в церковь, а в дальнейшем по молитвам верующих новгородцев и вовсе были изгнаны из города. Всем известна величайшая православная святыня — икона Пресвятой Богородицы Владимирская. В 1173 г. после убиения князя Андрея в городе Боголюбове возникли сильные нестроения и междоусобные неурядицы. Население стонало от горя. Прибывший из Вышгорода священник Николай в полном облачении прошел со святой Владимирской иконой по улицам всего города, и нестроения прекратились. В 1395 г. грозный и жестокий завоеватель Тамерлан, все сокрушавший на своем пути, приблизился к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич решил для защиты города перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону. 2 августа ее встретил весь народ и духовенство со свечами, лампадами, с церковными песнопениями. Все со слезами молились Царице Небесной о спасении Москвы. И дрогнул железный Тамерлан. Увидев во сне множество войска, сопровождаемого святителями в сияющих ризах, и необыкновенную Женщину в ослепительном сиянии славы, Тамерлан покинул пределы русской земли. В 1521 г. крымский хан Махмет - Гирей был в нескольких верстах от Москвы с огромным войском, но молитвы православных москвичей пред святым образом Владимирской и на этот раз даровали мир Москве. Враг отступил, не причинив городу вреда. В день празднования Владимирской иконы в храмах наших торжественно поются такие слова тропаря: "молимся из Тебе Воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих…". Около 1260 года прославилась чудотворная икона Божией Матери Феодоровская. Костроме угрожало полное разорение от напавших на город татар. Князь костромской Василий (Квашня) выступил против иноземных захватчиков со святой иконой, и враги, пораженные необыкновенным сиянием, исходившим от иконы, обратились в бегство. Донская чудотворная икона получила свое наименование в память заступничества Богоматери во время битвы с Мамаем на берегу Дона. В день Куликовской битвы в 1380 году эту икону носили на древке в виде хоругви для ободрения русских войск при сражении с татарами - поработителями. Позже великий князь Дмитрий Иоаннович поместил ее в Московский Успенский собор в Кремле. В 1591 г. огромные полчища татар подступили к Москве. Царь Феодор Иоаннович велел совершить с Донской иконой и другими чудотворными иконами крестный ход вокруг Москвы и всю ночь, по свидетельству летописца, провел в молитве перед Донской иконой. На другой день татары, оставив свой стан, обратились в бегство. В 1612 году был установлен особый праздник в честь Казанской чудотворной иконы в память освобождения Москвы от иноземного владычества в так называемое "смутное время". Польские войска находились тогда в Москве, шведские — в Новгороде, в стране царил хаос. Из г. Казани была привезена икона Пресвятой Богородицы, и находилась она в войсках князя Пожарского. Три дня перед нею совершались молебны об умиротворении нашей отчизны. Молился со всеми и прибывший в Москву из Греции архиепископ Арсений. В полночь его келья озарилась необыкновенным светом, и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость. Завтра Россия будет спасена". Воодушевленные этой вестью русские воины быстро взяли Кремль, а иноземные завоеватели начали оставлять пределы России. Чудотворную икону Одигитрию (Смоленскую) накануне Бородинской битвы носили среди русских воинов для благословения на предстоящий подвиг борьбы за спасение отечества. Сам Кутузов преклонил со слезами колени пред святыней нашей земли. Впоследствии Бородинское сражение решило весь исход интервенции Наполеона не в пользу гордого завоевателя, и Первая Великая Отечественная война была выиграна нашим народом. Нет возможности в кратком слове перечислить все множество случаев, когда горячие молитвы верующих пред чудотворными иконами совершали чудеса, и желанный мир приходил на жаждущую мира русскую землю. Великое множество молитв было вознесено перед святыми иконами Богоматери и в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Неисчислимые потоки слез лились из глаз молящихся. И эти молитвенные слезы несомненно приблизили день Великой Победы, принесший мир нашей земле и многим народам земли. Молитвенное устремление верующих к Богоматери особенно ярко концентрируется в день праздника Ее, именуемого Покров. В этот день миллионы православных сердец обращаются к Хранительнице мира на Земле — Пресвятой Богородице. На Утрени под Покров в тексте канона мы молитвенно просим Богоматерь: "Гордыню и шатания низложи: советы неправедных князей разори, зачинающих рати погуби, о Божия Мати Царице всечестная!" В молитве, читающейся после Литургии, мы просим Пречистую о даровании нам мирной и благословенной жизни: "Испроси у Бога Сына Твоего пастырям нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание…". Пусть же молитвами Преблагословенной Девы вечно царит мир в наших сердцах, в нашей стране и во всем мире. В каждый праздник, посвященный Богоматери, а их у нас много в течение года, постараемся с особым усердием обращаться к Пресвятой Богородице с молитвой об утверждении этого желанного и прочного мира на веки вечные на всей нашей большой и прекрасной Земле! Аминь.

"Неуслышанные" молитвы