Всегда с Богом

О трезвости

Возлюбленные во Христе братья и сестры! Среди разных пороков, унижающих и порабощающих человека, едва ли не самый отвратительный — это греховное пристрастие к систематическому и безмерному винопитию. Вспомним, что говорит Священное Писание, как оно бичует пьяниц, как предупреждает тех людей, которым угрожает впадение в омут безудержного винопития. Пророк Исаия говорит: "Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (т.е. пива) и до позднего вечера разгорячают себя вином" (Ис. 5, 11). А пророк Иоиль так восклицал: "Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино" (Иоил. 1, 5). Пророк Осия называл пьянство отвратительным грехом (Ос. 4, 18) и предостерегал, что вино и напитки завладевают сердцем человека (Ос. 4, 11). Премудрый Соломон в своих Притчах так высказывается о пристрастии к вину: "Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притч. 20, 1). "Не будь между упивающимися вином… потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют" (Притч. 23, 20–21); "У кого вой? у кого стон?.. у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином"; "Не смотри на вино… как оно искрится в чаше… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид" (Притч. 23, 29–32). Как видим, Ветхозаветное Священное Писание не только категорически осуждало грех пьянства, но и указывало на трагические его последствия: болезни, обеднение, горе в семье. В Священном Писании Ветхого Завета имеются весьма строгие предписания, направленные против пьяниц. Так, в книге Второзакония читаем: "Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и… матери своей… то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего… и скажут: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти" (Втор. 21, 18–21). Священное Писание объясняет и причины, порождающие порок пьянства. Эти причины состоят в отсутствии у пьяниц веры в будущую вечную жизнь, в их всецелом уповании на безнаказанность наслаждений, получаемых в земной жизни. Они говорили в отчаянии: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22, 13). Ветхозаветные Священные книги одобряют тех, кто имеет полное воздержание от спиртных напитков. В книге пророка Иеремии сказано: "Слова Ионадава… который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня" (Иер. 35, 14). Новый Завет предъявляет к людям не менее строгие требования безусловной трезвости. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством" (Лк. 21, 34). Святые апостолы призывали христиан хранить трезвость и воздерживаться от злоупотребления вином: "…Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству…" (Рим. 13, 13); "не упивайтесь вином, от которого бывает распутство" (Еф. 5, 18); "…Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается… пьяницею… с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5, 11); "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Святой апостол Павел, обращаясь к своему ученику Титу, советует ему наблюдать за тем, чтобы старые женщины не порабощались пьянству, учили добру, вразумляли молодых… (Тит. 2, 3, 4). Святые отцы обличали гибельный порок пьянства. Приведем себе на память хотя бы такое свидетельство святителя Василия Великого, который в 14 беседе, названной "Против пьянствующих", говорит следующее: "…Пьяница теряет ум и уподобляется бессмысленным скотам… весь телесный состав от пьянства разрушается… у пьяниц глаза мутные, язык расслабленный, голос хриплый, поступь нетвердая… у них делаются припадки, мозг наполняется гнилью, голова страдает… Страсть винопития из всех страстей самая пагубнейшая, ибо подверженный сей страсти погубляет души и тело, разоряет семейство свое, пропивая и погубляя в вине все имение свое, как в бездонной пучине; таковой то же, что самоубийца, ибо от вина перегорает вся внутренность, и он умирает преждевременной смертью…". Это устрашающее предупреждение святого Василия Великого должно тронуть каждого, замечающего в себе порочную склонность к вину. Вот что говорит о винопитии святой Феодор Едесский: "Увеселяясь же вином… много переиспытаешь печалей. Праздники проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитиями, прогневишь паче Того, Кому посвящается празднество". (Добротолюбие, том 3, стр. 326). Блаженный Диадох дает такой совет увлекающимся безмерным употреблением вина: "Как земля, умеренно напояемая, с большим приплодом изращает вметаемое в нее чистое семя, а упояемая слишком обильными дождями приносит только терния и волчцы: так и земля сердца, когда употребляем вина в меру, естественные свои семена являет чистыми… когда же чрез меру одождим ее многопитием, износит только терния и волчцы всеми помыслами своими". (Добротолюбие, том 3, стр. 32). Среди подвижнических наставлений святых Варсонофия и Иоанна имеется такое, касающееся умеренности в пище и питии: "О мере воздержания в пище и питии отцы говорят, что должно употреблять того и другого несколько менее надлежащего, т.е. не наполнять совершенно желудка. И всякий должен сам себе определить меру как в… пище, так и в вине. Впрочем мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства; во всем этом должна быть своя мера воздержания". (Добротолюбие, том 2, стр. 565). Но с особой страстностью боролся с пьянством великий проповедник святой Иоанн Златоуст. Вот что он пишет о пьяницах: "Пьяница — живой мертвец; пьянство — недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным Небо, так что вместе с позором здесь, и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание" (Творения, том 2, стр. 13). "…Не так разрушается земля, обременяемая постоянным обилием вод, как расшатывается, расслабляется, и исчезает сила тела, постоянно затопляемая питьем вина" (Том 2, стр. 12). "…Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения Божиим Царством? Лучше сказать: даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие в умеренности, а в неумеренности — бесчувственность…" (Том 2, стр. 711). "Не ядение худо — а вредно объядение, через это уничтожается и удовольствие от пищи. Равно как и не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл" (Том 4, стр. 74). "…Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. Итак, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию" (Том 4, стр. 301). Особое внимание обращал святой Иоанн Златоуст на пьянство женщин как на весьма дикое и неестественное явление. Он писал: "Нет ничего отвратительнее женщины, преданной пьянству; цвет лица ее увядает, ясность и кротость глаз помрачаются. Как неприятна женщина, дышащая зловонным и испортившимся вином, отрыгивающая испарения гнилого мяса, отягченная так, что не может встать!".. (Том 9, стр. 254). Святой Иоанн Златоуст призывает взглянуть на страшные последствия пьянства, отражающиеся на здоровье людей: "И болезни ног скоро нападают на них, и несвоевременное дрожание, и преждевременная старость, и головные боли, и потеря аппетита, почему они и нуждаются постоянно во врачах, в беспрестанных лекарствах и ежедневном лечении. Это ли удовольствие?".. (Том 12, стр. 567). Кстати, о болезнях. Как свидетельствует современная медицина, люди, подверженные алкоголизму, как правило, не доживают до старости, они уходят в вечность значительно раньше людей, ведущих трезвый образ жизни. Они всякую болезнь переносят значительно труднее, так как их организм уже расшатан, и болезнь удобнее и легче распространяется в таком организме. Самое же страшное состоит в том, что у алкоголиков постепенно отмирают клетки мозга, и чем чаще и больше человек употребляет алкогольные напитки, тем большее количество клеток головного мозга гибнет безвозвратно. А отсюда следует: значительная потеря памяти, расстройство нервной системы, ослабление творческих мыслительных сил. Особо нужно сказать о наследственности. Известно, что у родителей - алкоголиков очень часто рождаются дети - уроды, либо дети с расстроенной с детства психикой. Иногда последствия алкоголизма наблюдаются на внуках и правнуках. Можно назвать безумными тех мужа и жену, которые на своей свадьбе напиваются до потери сознания. Этот поступок напоминает самовольное посягательство на жизнь потомства. К сожалению, многие люди или забыли, или вовсе не знают о приведенных выше наставлениях и советах. Правда, в былые времена в России считалось недопустимым, чтоб жених и невеста даже прикасались к вину во время свадьбы. Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: "…пьяницы… Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению. Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней "тихой" жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: "…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20). Аминь.

Дела Божии

"…Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…" (Ин. 9, 3). Всем известно замечательное евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. Ученики Христовы, указывая на слепого, спросили: "…Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…". И далее Господь сказал: "Доколе Я в мире, Я — свет миру…" (Ин. 9, 2, 3, 5). Затем Христос исцелил слепорожденного, чем привел в радостное изумление и самого исцеленного, и его родителей, и присутствующих при этом учеников Христовых. Стояли здесь и некоторые из фарисеев. Эти люди, ослепленные своей гордыней и не видящие и не понимающие, Кто стоит перед ними, начали укорять Христа в нарушении субботы и называть Его грешным человеком. Примечательны слова Спасителя, записанные в конце девятой главы Евангелия от Иоанна, повествующего об исцелении слепого: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы греха на себе; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Ин. 9, 39–41). Итак, при исцелении Господом слепорожденного явились "дела Божии". Эти дела Божии состояли в том, что Христос принес в мир Свой свет. Этот свет Христов обладает особым свойством: он превращает слепых в видящих и видящих в слепых. Это особое свойство света Христова следует понимать преимущественно в духовном смысле. Тот, кто был слеп духовно, кто был лишен истинного знания о Боге, тот через веру во Христа получает новое духовное зрение, он все видит посредством света Христова, для него становится доступным новое видение, его освещает "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1, 9). А тот, кто лишь воображал себя духовно зрячим и по - фарисейски хвалился своими многими, но ложными знаниями, тот в свете веры Христовой оказывается духовно слепым, не принимающим света Христова; и эта слепота, по слову Спасителя, представляет собой состояние тяжелого непрощенного греха: "грех остается на вас" (Ин. 9, 41). Сегодня, прослушав евангельское повествование об исцелении Господом слепого, многие из нас могут задать себе тот же вопрос, который задали Господу растерянные и удивленные фарисеи: "Неужели и мы слепы?". Конечно, нет, дорогие братья и сестры, мы все, составляющие Церковь Христову, не слепы. Мы просвещены светом Христа Спасителя. Мы веруем в свет, пришедший в мир (Ин. 3, 19). Мы видим путь, открытый нам Господом (Ин. 14, 5). Да мы и не стояли здесь, в православном храме, если бы были такими полными слепцами - фарисеями, о которых с укоризной говорил Господь. Однако, как в обычной жизни земные вещественные глаза у одних людей смотрят зорко и все видят в окружающем нас Божьем мире, а у других людей зрение слабое, недостаточное, так и в духовном смысле: некоторые из нас имеют духовное зрение неполноценное, замутненное грехами и житейскими пристрастиями. Такие люди не видят перед собой правильного жизненного пути, они нечетко различают истину и ложь, добро и зло, не ощущают на себе Промысла Божия, не чувствуют любви Божией, не видят истинного света Христова. И вот такие - то люди очень остро нуждаются в исцелении своей духовной слепоты, в восстановлении в себе полного и чистого духовного зрения. Вспомните, как поется в тропаре Недели о Слепом: "Духовныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, якоже слепый от рождения; покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый". Задумаемся, дорогие братья и сестры, над своим внутренним состоянием. И если кому - то из нас необходимо исцеление от духовной слепоты, обратимся с горячей молитвой к Господу Богу, чтобы Он вернул нам чистое духовное зрение, и чтобы над нами совершились дивные евангельские "дела Божии". Аминь.

Заступничество Богоматери

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Мы все, дорогие во Христе братья и сестры, хорошо знаем, что стремление к миру заложено в сердце каждого доброго человека. Что же касается нас, православных христиан, то вполне можно сказать, что нельзя быть православным христианином и не стремиться к миру. Мир на земле и его устроение — неотъемлемая часть нравственного закона, которым руководствуется Православная Церковь. Стремясь к миру, мы обращаем свои взоры к Священному Писанию, которое дает нам ясные указания, как достигать мира и показывает примеры этого, так и к жизнеописанию великих подвижников благочестия, которые своими подвигами и всей своею жизнью показали нам пример истинного миротворчества. Сейчас мы остановим свое внимание на миротворчестве совершеннейшей из живших на земле — Пречистой Деве Марии, Преблагословенной Матери Того, Кого святой пророк называет Миром нашим (Мих. 5, 5) и Кто Сам принес мир на землю (Ин. 14, 27). Но сначала обратим свой взор на одну из страниц нашей русской истории. Начало XVII века было тяжелым временем для русского народа: войны, голод, вторжение иноземцев, болезни и смерть повсюду. Но вот проглядывает свет в темноте. Русское правительство готовится к мирным переговорам со шведами. Русское посольство прибывает в г. Тихвин и ждет там. Узнав, что представители шведов приехали в Столбово, русские послы просят некоего игумена отслужить молебен перед чудотворной иконой Тихвинской. Несется молебное пение: "Пресвятая Богородица, спаси нас!". Со слезами на глазах молятся послы. С сердечным плачем молится народ перед святою иконой. Все умоляют Царицу Небесную помочь заключить желанный мир. Мир был заключен. По условиям мира город Тихвин остался за Россией, и чудотворная Тихвинская икона навсегда осталась великой святыней Русской Православной Церкви, и неизменно пред Тихвинской иконой в кондаке ее празднику возглашают верующие: "Радуйся Дево, мира спасение!" И не удивительно, что русские православные люди на протяжении всей истории своей страны, истории, столь богатой войнами, междуусобицами, морами и пожарами, привыкли обращать свой молитвенный взор к Царице Небесной — верной ходатаице о мире всего мира. Море тревожных слез пролили верующие пред чудотворными иконами, и множество раз Царица Мира помогала нашему народу, отчего еще жарче становилась любовь православных христиан к Божией Матери и Ее святым иконам. Вспомним икону "Знамение". Праздник ей был установлен в 1170 году, когда Новгороду по молитвам его жителей пред святой иконой было даровано освобождение в тяжкой битве с осаждавшими суздальцами. Позже, в 1566 г., эта же икона Богоматери прославилась тем, что по молитвам перед нею был остановлен сильный пожар в Новгороде. В 1611 году шведы, пытавшиеся захватить Новгород и храм Знамения в нем, были высшей силой не допущены в церковь, а в дальнейшем по молитвам верующих новгородцев и вовсе были изгнаны из города. Всем известна величайшая православная святыня — икона Пресвятой Богородицы Владимирская. В 1173 г. после убиения князя Андрея в городе Боголюбове возникли сильные нестроения и междоусобные неурядицы. Население стонало от горя. Прибывший из Вышгорода священник Николай в полном облачении прошел со святой Владимирской иконой по улицам всего города, и нестроения прекратились. В 1395 г. грозный и жестокий завоеватель Тамерлан, все сокрушавший на своем пути, приблизился к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич решил для защиты города перенести из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону. 2 августа ее встретил весь народ и духовенство со свечами, лампадами, с церковными песнопениями. Все со слезами молились Царице Небесной о спасении Москвы. И дрогнул железный Тамерлан. Увидев во сне множество войска, сопровождаемого святителями в сияющих ризах, и необыкновенную Женщину в ослепительном сиянии славы, Тамерлан покинул пределы русской земли. В 1521 г. крымский хан Махмет - Гирей был в нескольких верстах от Москвы с огромным войском, но молитвы православных москвичей пред святым образом Владимирской и на этот раз даровали мир Москве. Враг отступил, не причинив городу вреда. В день празднования Владимирской иконы в храмах наших торжественно поются такие слова тропаря: "молимся из Тебе Воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих…". Около 1260 года прославилась чудотворная икона Божией Матери Феодоровская. Костроме угрожало полное разорение от напавших на город татар. Князь костромской Василий (Квашня) выступил против иноземных захватчиков со святой иконой, и враги, пораженные необыкновенным сиянием, исходившим от иконы, обратились в бегство. Донская чудотворная икона получила свое наименование в память заступничества Богоматери во время битвы с Мамаем на берегу Дона. В день Куликовской битвы в 1380 году эту икону носили на древке в виде хоругви для ободрения русских войск при сражении с татарами - поработителями. Позже великий князь Дмитрий Иоаннович поместил ее в Московский Успенский собор в Кремле. В 1591 г. огромные полчища татар подступили к Москве. Царь Феодор Иоаннович велел совершить с Донской иконой и другими чудотворными иконами крестный ход вокруг Москвы и всю ночь, по свидетельству летописца, провел в молитве перед Донской иконой. На другой день татары, оставив свой стан, обратились в бегство. В 1612 году был установлен особый праздник в честь Казанской чудотворной иконы в память освобождения Москвы от иноземного владычества в так называемое "смутное время". Польские войска находились тогда в Москве, шведские — в Новгороде, в стране царил хаос. Из г. Казани была привезена икона Пресвятой Богородицы, и находилась она в войсках князя Пожарского. Три дня перед нею совершались молебны об умиротворении нашей отчизны. Молился со всеми и прибывший в Москву из Греции архиепископ Арсений. В полночь его келья озарилась необыкновенным светом, и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость. Завтра Россия будет спасена". Воодушевленные этой вестью русские воины быстро взяли Кремль, а иноземные завоеватели начали оставлять пределы России. Чудотворную икону Одигитрию (Смоленскую) накануне Бородинской битвы носили среди русских воинов для благословения на предстоящий подвиг борьбы за спасение отечества. Сам Кутузов преклонил со слезами колени пред святыней нашей земли. Впоследствии Бородинское сражение решило весь исход интервенции Наполеона не в пользу гордого завоевателя, и Первая Великая Отечественная война была выиграна нашим народом. Нет возможности в кратком слове перечислить все множество случаев, когда горячие молитвы верующих пред чудотворными иконами совершали чудеса, и желанный мир приходил на жаждущую мира русскую землю. Великое множество молитв было вознесено перед святыми иконами Богоматери и в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. Неисчислимые потоки слез лились из глаз молящихся. И эти молитвенные слезы несомненно приблизили день Великой Победы, принесший мир нашей земле и многим народам земли. Молитвенное устремление верующих к Богоматери особенно ярко концентрируется в день праздника Ее, именуемого Покров. В этот день миллионы православных сердец обращаются к Хранительнице мира на Земле — Пресвятой Богородице. На Утрени под Покров в тексте канона мы молитвенно просим Богоматерь: "Гордыню и шатания низложи: советы неправедных князей разори, зачинающих рати погуби, о Божия Мати Царице всечестная!" В молитве, читающейся после Литургии, мы просим Пречистую о даровании нам мирной и благословенной жизни: "Испроси у Бога Сына Твоего пастырям нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание…". Пусть же молитвами Преблагословенной Девы вечно царит мир в наших сердцах, в нашей стране и во всем мире. В каждый праздник, посвященный Богоматери, а их у нас много в течение года, постараемся с особым усердием обращаться к Пресвятой Богородице с молитвой об утверждении этого желанного и прочного мира на веки вечные на всей нашей большой и прекрасной Земле! Аминь.

"Неуслышанные" молитвы

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! У каждого из нас, дорогие во Христе братья и сестры, бывают дни, когда среди ровно текущего времени жизни вдруг возникают непредвиденные тяжелые обстоятельства: опасная болезнь, неприятность, горе, случающиеся как с нами, так и с нашими родными и друзьями. И тогда ярким пламенем возгорается наша молитва к Господу Богу. Со слезами, с напряженностью, с настойчивостью просим мы Бога отвратить нависшую над нами опасность или спасти от бедствия и даже смерти дорогого для нас человека. С усердием и тщательностью подбираем мы самые убедительные слова молитвы. Ради того, чтобы наше прошение поскорее было исполнено, мы бываем готовы на большие лишения, пожертвования и даже на принесение особых, подчас трудно исполнимых обетов. Если результатом горячей молитвы бывает скорое исполнение Богом наших прошений, это естественно вызывает в нас большую радость и великую благодарность Господу за Его помощь, которую подчас можно назвать чудом Божиим. Однако, остановим свое внимание на противоположном случае, когда ни неотступность молитвы, ни ее жар, ни ее большая внутренняя сила не принесли желаемых результатов и, как говорят в народе, Господь "не услышал" этих горячих молитв. Многим бывает знакомо это горестное чувство оставленности, одиночества, бессилия, когда казалось, что Господь непременно "должен" был прийти на помощь, а Он не пришел, хотя молитва была так сильна, и исходила она из глубины верующего сердца, шла к Отцу Небесному от его преданного верующего чада, которому сам Отец обещал в Святом Евангелии: "Просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам…" (Мф. 7, 7). "О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам…" (Ин. 16, 23). "…Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите…" (Мф. 21, 22). И вдруг Господь не откликнулся на сыновние наши молитвы…Так неужели Он один раз обещает что - то своим чадам, а в другой раз не исполняет этого? Пусть никоим образом никто так не думает. Наш Небесный Отец любит всех нас, любит каждого из нас в тысячу раз, в бесконечное число раз больше, чем любой земной отец любит своего земного сына. И здесь, в этой любви небесной, находится ключ к пониманию того, почему одна молитва бывает "услышана" Богом, а другая "не услышана". Каковыми же могут быть причины неисполненности наших горячих, усердных молитв? Как часто мы замечаем, что малые дети со слезами, настойчиво, даже с криком требуют чего - либо от своих родителей, но родители, нежно любящие своих детей, ласково убеждают их в том, что эти требования либо неосуществимы, либо вредны для детей. И как часто дети продолжают плакать, так и не поняв здравых объяснений своих родителей. Вот — по аналогии — первая причина неисполнения наших молитв Богом: мы, по неведению своему, часто, как дети, просим не того, что действительно нам нужно и полезно. Недаром говорит святой апостол Иаков: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро…" (Иак. 4, 3). И святой апостол Иоанн Богослов говорит: "…вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас…" (1 Ин. 5, 14). Как видим, непременным условием доходчивости нашей молитвы до Бога является обязательное совпадение нашей человеческой воли с волей Божией. А в чем состоит воля Божия о нас? Она прежде всего состоит в том, чтобы "все люди спаслись и достигли познания истины…" (1 Тим. 2, 4). И эта всеблагая воля Божия осуществляется над нами многоразличными путями.

Итак, главная причина неосуществленности наших молитв — это их несоответствие с волей Божией. Но есть и другие причины, лежащие уже не в Боге, а в нас самих. Одна из таких причин — наше нравственное недостоинство. Задумаемся над таким простым вопросом: всегда ли мы бываем достойны получить просимое, даже если мы просим, даже если мы просим то, что не противно воле Божией? Когда мы обращаемся к Великому Всеблагому Всесовершенному Духу Божию, нам без сомнения и самим следует хотя бы в момент молитвы быть в известной степени добрыми, чистыми, совершенными. Однако, всегда ли мы ощущаем в себе достоинство предстоять перед Великим Богом и просить, требовать от Него милостей? Далеко не всегда. Не пытаемся ли мы иногда совместить несовместимое, когда, находясь в грехе и пороке, дерзаем соединиться в молитве с Единым Чистым? Святой Иоанн Златоуст таким наглядным сравнением объясняет необходимость нравственной чистоты для достижения просимого в молитве: "Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою: как же ты сам дерзаешь в нечистоте приступить к Богу?" (Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 51). И действительно, надо обладать большой степенью наивности и даже глупости, чтобы, не имея на то морального основания, требовать от Господа Бога, чтобы Он, как автомат, немедленно исполнял все наши желания. Верно, Господь всегда готов исполнить любую молитву Своих чад по Своей неизреченной любви к нам, людям. Но готовы ли к этому мы, Его чада? К сожалению, не всегда. Недаром Слово Божие говорит о грешниках: "И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них…" (Мих. 3, 4). Итак, дорогие во Христе братья и сестры, поразмыслив с духовной рассудительностью над таким явлением, когда жаркие наши молитвы не бывают в скором времени осуществлены Богом, решим сами в себе всегда в дальнейшем не только горячо просить Бога о помощи, но и прибавлять мудрые священные слова: "Если будет, Господи, на это Твоя святая воля". И тут же одновременно воскликнем в покаянии: "Прости мне, Господи, множество моих согрешений, помоги мне, Господи, очистить от них мою душу; и если я горячо прошу Тебя, Господи, услышать мою молитву, то услыши меня, не помянув многих моих беззаконий, в которых я каюсь всем сердцем и от которых помоги мне, Господи, избавиться Твоею всесильною Благодатию". Недаром великий русский учитель благочестия Святитель Игнатий Брянчанинов учил, что "истинная молитва есть голос истинного покаяния…" (Соч., том. III, с. 160). Святитель же Феофан Вышенский Затворник преподает всем молящимся такой совет: "Когда просим у Господа в молитве чего - либо из земных благ, то надо иметь в уме", "если Ты видишь, Господи, что то - то полезно для спасения моего, то даруй мне…" ("Мысли на каждый день года"). Такая осмысленная, мудрая христианская молитва не только приблизит нас к ее осуществлению, но и поможет нам самим нравственно очиститься и духом своим приблизиться к идеалу христианского совершенства — единению с Богом. Аминь.

Поучение в день Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Нынешний светлый и радостный церковный праздник, дорогие братия и сестры, посвящен Господу Богу Духу Святому. По православному христианскому учению, открытому нам в Священном Писании и хранимому в Святой Церкви Христовой, Дух Святой есть третье Лицо Святой Троицы. Ему принадлежит такая же слава, честь и поклонение, как Богу Отцу и Богу Сыну. Дух Святой обладает такими же совершенствами бытия, как и первые два Лица Божественной Троицы. Это значит, что Духу Святому присуще всеведение, всемогущество, вездесущие. Это значит, что Дух Святой есть Творец всего видимого и невидимого мира. Это значит, что одним из свойств Духа Святого является благодатное возрождение, спасение и освящение людей. Вот над этим последним из перечисленных свойств Святого Духа мы и задумаемся сегодня, обратив свое сердечное внимание на то, что собою представляет благодатное освящение верующих Господом Богом Духом Святым Животворящим. Это благодатное освящение состоит в том, что Сам Дух Святой невидимо сообщается всем истинно верующим, вселяясь в каждого достойного христианина и пребывая в нем Своею силою. Поэтому святой апостол Павел и восклицает в Первом послании к Коринфянам: "Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16). Что же нужно для того, чтобы стать храмом Святого Духа? И как вселяется в человека Дух Святой? Для того, чтобы принять в свое сердце Духа Святого, недостаточно одного лишь желания. В Царство Святого Духа, в Царство Божие может войти только тот, кто является истинным христианином, то есть человеком не только крещеным, но таким, кто непрестанно духовно совершенствуется, обновляется, духовно возрождается. Господь говорит: "…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие…" (Ин. 3, 5). А вот слова святого апостола Павла: "…истина во Иисусе,— отложить прежний образ жизни ветхого человека,.. а обновиться духом ума вашего…" (Еф. 4, 21–23). Вселение Святого Духа в человека происходит через усердную молитву. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что если мы в молитве будем просить Духа Святого, то "Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него…" (Лк. 11, 13). Вот мы и просим ныне Бога о вселении Святого Духа словами церковной молитвы: "Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины,.. прииди и вселися в ны…". И Господь Бог Дух Святой приходит и вселяется в нас, если, конечно, видит, что мы достойны этого. Сила Божия, посредством которой совершается вселение в нас Святого Духа и которая ведет нас по пути духовного очищения, духовной свободы, духовного совершенства, называется Благодатью. Человек, который сподобился вселения Святого Духа, называется человеком духовным или облагодарствованным. А вся жизнь, которую проводит такой облагодарствованный человек, ставший храмом Святого Духа, называется духовной жизнью. Когда Дух Святой вселяется в человека, человек, ставший обителью Святого Духа, просвещается светом Христова учения, его сердце согревается любовью к Богу и ближним, его душа очищается от всякой греховной скверны, и такой человек еще здесь, на земле, становится, как говорят христианские подвижники, "гражданином Царства Божия". Такого духовного человека Бог приобщает к Своей собственной Божественной жизни. С таким духовным человеком Бог соединяет Себя, осуществляя заветные евангельские обетования, данные верующим: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет…" (Ин. 14, 16, 17). Особенное же, наиболее тесное единение души человека с Духом Святым происходит при причащении верующего Святых Христовых Таин. Господь сказал в Евангелии: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем…" (Ин. 6, 56). Духовному человеку Бог открывает сокровенные Тайны бытия: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам…" (Ин. 14, 26). "…Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…" (Ин. 16, 13). Дух Святой, поселяющийся в душе человека, как яркий луч света среди окружающей темноты, освещает наш путь, дает познать наши прежние заблуждения и нашу неправду, указывает нам единственно верный путь к истинной жизни — Христу Спасителю, Который сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь…" (Ин. 14, 6). Такой духовно просвещенный человек пребывает в неизреченном и радостном свете, как о том и говорил Господь: "Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин. 12, 46). Такой возлюбленный Господом духовный человек познает тайны любви Божией, он всех любит, он так же дышит любовью, как мы дышим воздухом. О таких людях говорил Господь: "По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). Итак, как видим, в сердце духовного человека всегда пребывает мир, радость, гармония мыслей, чувств и желаний, свет, любовь и полное удовлетворение истинной жизнью. Таковы плоды вселения в человеческую душу Господа Бога Духа Святого. Такова прекрасная светозарная жизнь одухотворенного человека, жизнь, именуемая духовной жизнью. В нынешний праздник, посвященный Святому Духу, помолимся, дорогие братия и сестры, Господу Богу Духу Святому, чтобы Он сподобил нас, очистил нас и спас наши души: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша". Аминь.

Всегда с Богом

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Невидимые нити всю жизнь соединяют верующего человека с Творцом всего сущего — Господом Богом. В купели Крещения благодать Божия проникает в сердце христианина и далее из года в год, со дня на день растет и совершенствуется духовная его жизнь, в молитвах и таинствах церковных крепнет сила духа, усиливается таинственное единение верующей души с Подателем всего святого, светлого, доброго — Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Естественно, что чем крепче эта духовная связь человека с Богом, чем чаще происходит духовное общение христианина с своим Творцом, тем более полно ощущает верующий пребывающую в его душе Божественную благодать, тем ближе его душа к Богу. Еще в Ветхом Завете сказано о праведном Енохе, что он "ходил пред Богом" (Быт. 5, 24). Ходить пред Богом — значит постоянно чувствовать Бога своими сердечными очами, постоянно устраивать свою жизнь соответственно с Законом Божиим, постоянно наблюдать за своими поступками и мыслями, постоянно ощущать на себе невидимую помощь Бога, Его любовь, Его милость. Такое "хождение пред Богом" бывает иногда настолько благоговейным, что человек чувствует, будто каждый его шаг видит Сам Бог, видит, одобряет и укрепляет пути человека. Святой пророк Давид писал: "Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь…" (Пс. 15, 8). Он же восклицал, будучи глубоко тронут постоянным ощущением близости к себе Божества: "Я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим… Бог — твердыня сердца моего и часть моя во век" (Пс. 72, 23, 24, 26). Премудрый царь Соломон писал: "Бог есть свидетель внутренних чувств и истинный зритель сердца" (Прем. 1, 6). Самое полное единение Бога с человеком принес в мир Господь наш Иисус Христос. В один из последних дней Своей земной жизни Он провозгласил: "…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Наиболее глубокое единение человека с Богом стало возможным с установлением Богом на земле таинства Причащения Тела и Крови Христовых. Кто принимает в свое сердце Самого Христа, и в великом священнодействии происходит таинственное единение Духа Божия и духа человеческого. Это единение тем крепче и тем продолжительнее, чем усерднее хранит человек - христианин чистоту своей души, чистоту совести, чем сосредоточеннее он пламенеет в молитве к Богу. Молитва — одно из главных условий прочного единения души с Богом. Молитва наша должна быть чистой. Она должна быть искренней. Молитва должна быть вся проникнута любовью к Богу. Но кроме молитвы требуется, чтобы вся наша жизнь была проникнута глубокою религиозностью. Встаем утром от сна,— изображаем на себе крестное знамение, и вот уже наша мысль с Богом. Находимся в пути, в труде, посещаем своих близких — всегда и везде нам следует помнить о Боге, и Бог будет сопутствовать нам в пути, будет помогать в труде, будет вдохновлять нас на добрые дела и на добрые слова при общении с людьми. Мы должны быть всегда с Богом. И Бог всегда будет в нас. Постоянное единение с Богом на земле — это залог нашей близости к Богу в будущей жизни. Уходя из этого мира, заканчивая свое земное существование, мы ни на миг не расстаемся с Богом. Наоборот, в наши последние земные минуты близость к Богу будет ощущаться нами особенно благодатно, особенно радостно и глубоко. Так приложим же все наши духовные усилия к тому, чтобы быть всегда с Богом! Аминь.

Слово злое и слово доброе