Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Будем стараться читать такие книги и, конечно, будем не только читать, но и исполнять прочитанное, то есть исполнять заповеди Божии. И тогда непременно благодать Святого Духа прейдет в наши сердца, и в наших сердцах обретется святая Пятидесятница. Аминь.

Иже во всем мире мученик Твоих

Церковь празднует память всех святых, которые своей жизнью принесли плоды святости. Будучи руководимы благодатью Духа Святого, они достигли духовного совершенства и наставили других людей на путь к Богу. Святых превеликое множество. "Многое ваши имена и большие дарования", - говорит церковное песнопение. Если мы раскроем святцы и начнем их считать, то собьемся со счета. Мало того, о многих святых мы ничего не знаем, утрачены воспоминания о их жизни, остались только их имена, которые есть в святцах. Некоторые подвизались в безвестности и всячески скрывали себя от мира. О них до нас тоже ничего не дошло. Есть даже святые, чьи имена не дошли до нас, поэтому мы видим что в святцах написано так: мученик такой-то и иже с ним; воинмученик такой-то, епископ такой-то и с ним две тысячи мучеников. Вот эти две тысячи мучеников - это тоже святые, но мы даже не знаем их имен. Но тем не менее перед Богом они святы и Господь их всех знает. Если мы будем смотреть святцы далее, то увидим, что в первые века христианства святых было больше, чем в последние времена. Почему же так? Ведь количество людей увеличивается, растет и количество христиан. Благовествуется Евангелие, православная Церковь уже существует во всем мире и во всех странах света. Но тем не менее факт остается фактом: в первые века святых было больше и дарования они имели большие, чем святые последних времен. Когда читаем жизнеописания святых первых веков, мы видим, что они были чудотворцы, великие прозорливцы, пророки, почти все они имели дар исцеления. Среди них были великие святители, великие проповедники Слова Божия. Множество разнообразных даров имели святые первых времен, они были Ангелы земные и небесные человеки.

Святые же последних времен - обыкновенные люди. Если мы посмотрим сколько святых канонизировано в XIX веке, то увидим, что их можно перечесть по пальцам. И такие святые как Филарет Московский, Иннокентий Московский, Герман Аляскинский, и другие угодники Божии не совершали чудес (по крайней мере, об этом не сказано в их житиях), но они святы. Святы по своим делам, святы по той духовности, которую они несли другим людям. Пожалуй, только святой праведный Иоанн Кронштадтский открыто совершал чудеса. Но святой праведный Иоанн - это особое явление, это Богом данное чудо для русского народа. Русский народ в его времена уже стал отвращаться, отпадать от Бога, а через его благовествование, через его чудеса многие люди вернулись к покаянию. Тех же, кто не вернулся, св. Иоанн Кронштадский открыто обличал. Господь показал, что жива в Церкви благодать Духа Святого, Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

Многие святые еще не канонизированы. Но Святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, иконописец, были канонизированы спустя шестьсот лет после их праведной кончины. Несомненно то, что в XIX и XX веках было много праведников, и они еще ждут своего прославления.

Тем не менее Господь сказал: "Когда Я приду, найду ли веру на земле" (Лк. 18, 8). И мы видим, что святость оскудевает как оскудевает в народе благочестие. Как я уже говорил, святитель Нифонт, Патриарх Цареградский, живший в VI веке, так пророчествовал о последних временах: до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, впрочем, в последние времена те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей, но пойдут путем делания, растворенного смирением. В царствии небесном они окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями, потому что тогда никто не будет совершать перед глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и пробуждали их с усердием стремиться на подвиги. И другие Отцы первых веков также пророчествовали о том, что святые будут всегда, но в последние времена они не сотворят чудес. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что пока живы святые, стоит и мир; а как только прекратится молитва святых за весь мир, наступит и конец мира. Поэтому в Церкви святость была всегда, есть она и сейчас.

Но святость всегда была незаметна. Когда христиане были настолько благочестивы, что понимали святость, - например, христиане первых веков, апостольского века, - то они все были святыми. Поэтому мы читаем в Посланиях апостола Павла: "Святым, которые в Риме, и тем, которые от Кесарева дома" (Рим. 1,7); то есть все члены первой апостольской Церкви были святы. Потом благочестие и святость стали оскудевать.

Святые первых веков были более заметны, их понимали, их принимали. В последние века то, что называется благочестием по большей части лицемерие, а не настоящее благочестие, и святых не принимают, их гонят и преследуют. Вообще гонения и скорби - это удел всех святых всех времен, но особенно святых последних веков. И сейчас есть среди нас святые, но они не являют себя миру. Они в тишине своих келий молятся Богу, проповедуют Слово Божие, но мало кто догадывается о той святости, которую они в себе носят.

Помните, как проходил в 1998 г. Архиерейский Собор? Все мы так ждали прославления, канонизации Царской семьи. Так и не дождались. Государь Император Николай Александрович, его Царственная супруга Александра Феодоровна и Царские дети были прославлены лишь спустя два года, на Соборе 2000 г. Тогда, в 1998 г., некоторые возроптали: "Как же так, почему архиереи не приняли этого решения?" А дело не в архиереях, это такой Промысл Божий, без Промысла Божия никто не может быть причислен к лику святых. Да, несомненно, Государь свят и по своей праведной жизни, и тем более по своей мученической кончине. Но любой святой - это дар Божий народу, а дары даются только по одной причине - за покаяние.

И, тогда видимо, мы были недостойны этого дара. Не принесла еще Россия покаяние в грехе цареубийства и в тех грехах, которые привели к цареубийству, то есть в отступлении от Бога. И, действительно, о каком покаянии может идти речь, когда люди, называющие себя православными, ходят с красными знаменами, с портретами Ленина и Сталина. Господь говорит в Евангелии: "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши" (Лк. 11, 47); называя отцами тех, которые избили пророков, вы сами свидетельствуете, что вы дети избивших пророки, значит, вы соблаговолите делам их. Поэтому, если мы называем отцами и дедами тех, кто разрушал храмы, тех, кто расстреливал священнослужителей и монахов, кто уничтожал русское крестьянство, то мы подпадаем под Божие проклятие.

Можно подумать, что история России - это непрестанные бунты, революции, страшные войны, непрестанные скорби. В целом это именно так. Господь говорит: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Ап. 3, 19). Но история России - это, прежде всего, история ее святости. И эта история не окончена. Недавно были найдены несколько писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к Николаю Николаевичу Муравьеву, правителю Кавказского края. Это был очень благочестивый человек, большой друг святителя Игнатия, много поспособствовавший тому, чтобы он принял епископский сан. В одном из этих писем, коnорые были опубликованы в нашем издательстве, есть замечательные пророчества о России.

"Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европою. Человеческие усилия не могут уничтожить и изменить судеб Божиих. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше, нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в сто миллионов.

Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения, но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной, - положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению.

В 38-ой и 39-ой главах книги пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь очень высокого уровня материального развития перед концом мира и заключить своим концом историю странствования на земле человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса: многочисленное войско, которое будет в этом государстве, подобно песку морскому. Святой Андрей Критский, церковный писатель VII века, объясняя 20-ю главу Апокалипсиса и находя пророчество ее тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: "Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божией, народ, самый многочисленный и воинственный. Перед концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы".