Вечный источник бессмертия

Господь Иисус, как благий и премудрый Учитель, сим обетованием приготовлял избранных учеников Своих к принятию непостижимого Таинства. И вот мы видим из евангельского повествования об установлении Евхаристии, как беспрекословно приняли апостолы это сверхъестественное Таинство.

В предыдущей беседе слышали мы, братия, как евангелисты и апостол Павел передают нам установление Таинства Евхаристии. На последней вечере Иисус Христос взял хлеб, благословил, преломил, и, раздавая его ученикам, сказал: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24).

И, взяв чашу с вином и воздав над нею хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря: Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).

Апостолы приняли небесный хлеб и вкусили; приняли чашу жизни и пили из нее с благоговейным безмолвием. Никто из них не показал знака сомнения или неверия, выслушав слова Господа; никто не предложил вопроса о сем таинственном действии. Ясно, что богоизбранные ученики приняли слова Господа Иисуса и вкусили Тела Его и Крови с несомненным убеждением в том, что это есть истинное Тело Его и истинная Кровь Его. Они своими очами уже неоднократно видели дела всемогущества Сына Божия; видели, как Иисус исцелял больных, прогонял демонов, ходил по водам, укрощал ветры, насыщал малым количеством хлебов множество народа, воскрешал мертвых.

Разве они могли сомневаться в том, что слова Его истинны, что предлагаемый хлеб есть истинно самое Тело Его и подаваемое вино - истинная Кровь Его? Они видели теперь в словах и действиях Господа Иисуса исполнение обещанного прежде - того, что Он даст им в пищу Плоть и Кровь. И, конечно, они сердцем исповедали: Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго. Слова Твои суть дух и жизнь; все возможно Богу (Ин. 6, 69; 6, 63; Мк. 19, 26).

Слова Господа: сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя, - рассматриваемые сами по себе, не могут быть истолкованы иначе, как только в собственном, прямом значении. И здравый разум предписывает правило: в понимании какого бы то ни было Писания не следует без необходимости отступать от буквального смысла слов. Но такой необходимости при чтении данных слов Спасителя не возникает.

Слова Иисуса Христа так ясны, просты и определенны, что никак нельзя придавать им переносное значение. Из совершенного Спасителем во время последней вечери ясно, что Он дает в пищу ученикам Свои Плоть и Кровь не так, как разумели маловерные и соблазнялись, чувственно понимая слова Господа, - но под видом хлеба и вина. Вкушение Тела и Крови Господних, таким образом, не представляет ничего чуждого нашей природе, а показывает только великое, непостижимое Таинство и безмерную высоту, ширину и глубину любви Спасителя Бога, дарующего человекам пренебесную спасительную пищу.

Буквального понимания слов требуют и самые обстоятельства установления Евхаристии. Иисус Христос совершал вечерю только с избранными Своими учениками. Он уже не беседовал в притчах, а наставлял прямо, как апостолы сами Ему заметили: Вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой (Ин. 16, 29). Это были уже последние часы пред Его муками, потому Господь, как Благий Учитель и Пастырь, со всей любовью старался утвердить учеников в истине, напутствовал их Своими наставлениями к преодолению предстоящих искушений и скорбей во время Его страданий и смерти.

Обыкновенно в прямом смысле понимаются правила и постановления достойного уважения учителя или законодателя. А здесь есть несравненно более побуждений принимать так слова Господа Спасителя, ибо Он устанавливает сие Таинство в утверждение Нового Завета и в доказательство Своей беспредельной любви к Своей Церкви. Все евангелисты совершенно согласно между собою передают сказанное Господом как выражающее великое установление, именно так, как изрек их Сам Спаситель: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя (Мф. 26, 26, 28).

И Сам Господь, Божественной Своей властью и всемогуществом учреждая это великое Таинство в знамение и утверждение Нового неизменного Завета, употребил слова, соответствующие установлению прообразовательного Завета, которое произошло через Моисея. Иисус Христос сказал: Сия есть Кровь Моя Нового Завета. Также и Моисей, взяв кровь и окропив ею народ, сказал: Это кровь Завета, который заключил Господь к вам о всех словах сих (Исх. 24, 8). Как там, в утверждение предстоящего Завета (см. 2 Кор. 3, 11) между Богом и избранным народом, Моисей проливал кровь тельца, которая прообразовала искупительную кровь Агнца, закланного за грехи мира на жертвеннике крестном, так и здесь, в утверждение нового, превосходнейшего Завета (см. 2 Кор. 3, 6 - 11) между Богом и новым Израилем - то есть верующими в Сына Божия - Иисус Христос подавал в чаше истинную Кровь Свою.

Не должно и невозможно, братия, иначе понимать слова Спасителя: Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя. Это ясно открывается и из того, что коль скоро начинают объяснять их как- нибудь по-другому, как это делают лжемудрствующие, отвергающие истинное учение Церкви Христовой, то впадают в бесчисленные несогласия и противоречия. Это является сильным обличением заблуждения тех, которые, оставляя путь здравого учения, путь единой истины, уклоняются на распутья и, забыв свет истины, блуждают во мраке. Путь истины один, а распутья заблуждений неисчислимы.

Апостол Павел ясно показывает нам, что в Таинстве Причащения, под видом хлеба и вина, подаются нам истинные Тело и Кровь Христовы. Он не был из числа двенадцати избранных учеников Христа; не слушал Господа в то время, когда Он обещал дать им в пищу Свои Плоть и Кровь; не был на последней вечере и не принимал потому из рук Господа благословенного хлеба и вина. Но он передает нам, как сам об этом свидетельствует, то, что принял от Господа. Ибо я от Самого Господа принял то, - говорит он, - что и вам передал (1 Кор. 11, 23).

Он писал к Коринфской Церкви: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?.. Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10:14,16-18, 20-21).

Апостол предостерегает христиан Коринфской Церкви от участия в идоложертвенных трапезах и, объясняя, почему не следует этого себе позволять, раскрывает силу Евхаристии. Слова апостола имеют такое значение: "Возлюбленные мои! Избегайте всякого общения с язычниками, потому что оно может опять ввергнуть вас в заблуждения языческие. Судите, прилично ли вам участвовать в служении идолам или в трапезах идоложертвенных? Не приобщаемся ли мы Крови Господней из чаши, которую благословил Господь, а потому и мы, служители алтаря, благословляем? Вкушая хлеб, который за таинственною трапезою преломляем, не причащаемся ли мы Тела Христова? А причащаться Тела и Крови Господней - не значит ли вступать в теснейшее единение с Господом, становиться единым таинственным телом с Ним?