Вечный источник бессмертия

Впрочем, надобно заметить, что в Таинстве Евхаристии, когда оно совершено, уже не хлеб и вино составляют видимую сторону, а только виды хлеба и вина, существо же их, силою Духа Божия, прелагается в существо истинного Тела и истинной Крови Христовых. Поэтому, по освящении предложения, хлеб и вино в существе своем являются истинными Телом и Кровью Христовыми - от хлеба и вина, предложенных на освященной трапезе прежде совершения Таинства, остается только внешность.

Поистине великое, непостижимое Таинство! Велика и безмерна глубина Божьего милосердия и человеколюбия! Великую милость и снисхождение являет к нам благой Господь в том, что чем выше и непостижимее эта тайна - существенное присутствие Тела и Крови Господних под видами хлеба и вина, - тем яснее открыта она верующим в Слове Божием: и в беседе Господней, в которой обещано Таинство, и в повествовании трех евангелистов и апостола Павла об установлении Евхаристии. Рассмотрим эти места порознь.

Когда Иисус Христос обещал дать в пищу Свое Тело и говорил: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51), - иудеи стали спорить между собою, недоумевая, как Он может дать им в пищу Свое Тело (Ин. 6,52). Иудеи, без сомнения, понимали слова Христа в собственном смысле 16 , разумея только обыкновенное чувственное тело, а не Божественное, какое обещал Иисус Христос преподать в Таинстве Евхаристии. Потому, не покоряя своего разума в послушание веры, они недоумевали, почитая невозможным, чтобы Иисус Христос мог дать в пищу Плоть Свою.

Однако Спаситель ничем не показал им, что они должны понимать услышанное не в прямом смысле, как делал в других случаях (см., например, Мф. 16, И). Напротив, Он решительно подтвердил сказанное, повторив все еще раз с большей полнотой, показывая таким образом, что слова Его истинны и неизменны и что вкушение той пищи, которую Он обещает дать, совершенно необходимо. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь жизни в себе (Ин.6, 53). Потом неоднократно говорил о том же, раскрывая плоды, получаемые от вкушения небесной пищи: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54 - 57).

Далее Иисус показал превосходство этой обещанной пищи над древней чудесной манной:Сей- то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58). Манна была действительно пищей, питавшей евреев во время странствования по пустыне. Так и сей хлеб будет истинной пищей для последователей Христовых - скитальцев, не имеющих на земле пребывающего града. С одним лишь различием, что вкушавшие манну получали пользу только для этой жизни, поддерживая жизнь телесную, а достойно вкушающие Тело и Кровь Христовы будут жить вечно.

Слова Господа Иисуса Христа возбудили во многих Его слушателях не веру, как хотел Иисус, а новые недоумения и сомнения. Многие из учеников Его говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать? (Ин. 6, 60). Чем больше Господь говорил о тайне, приемлемой только ве-рою, тем сильнее возбуждалось неверие и упорство в сомневающихся. Иисус, зная, что ученики ропщут на Него за учение об этой необыкновенной пище, сказал им: Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? (Ин. 6, 61 - 62). И тогда как увидите Меня Победителем смерти и ада, возносящимся на небо во славе? Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

Он словно объяснял ученикам: "То, что Я говорю, надобно понимать духовно, надобно слушать с верою, а не судить по плоти и не останавливаться на плотском разумении. Только такое слушание и разумение приносит животворное видение, чувственное же слушание и разумение, без веры, не принесут никакой пользы. Слова Мои полны Духа. Они выше всего чувственного, выше естественного порядка вещей и их законов. Принимаемые с верою, духовно, они дают жизнь вечную" 17 .

Господь Иисус, как благий и премудрый Учитель, сим обетованием приготовлял избранных учеников Своих к принятию непостижимого Таинства. И вот мы видим из евангельского повествования об установлении Евхаристии, как беспрекословно приняли апостолы это сверхъестественное Таинство.

В предыдущей беседе слышали мы, братия, как евангелисты и апостол Павел передают нам установление Таинства Евхаристии. На последней вечере Иисус Христос взял хлеб, благословил, преломил, и, раздавая его ученикам, сказал: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24).

И, взяв чашу с вином и воздав над нею хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря: Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).

Апостолы приняли небесный хлеб и вкусили; приняли чашу жизни и пили из нее с благоговейным безмолвием. Никто из них не показал знака сомнения или неверия, выслушав слова Господа; никто не предложил вопроса о сем таинственном действии. Ясно, что богоизбранные ученики приняли слова Господа Иисуса и вкусили Тела Его и Крови с несомненным убеждением в том, что это есть истинное Тело Его и истинная Кровь Его. Они своими очами уже неоднократно видели дела всемогущества Сына Божия; видели, как Иисус исцелял больных, прогонял демонов, ходил по водам, укрощал ветры, насыщал малым количеством хлебов множество народа, воскрешал мертвых.

Разве они могли сомневаться в том, что слова Его истинны, что предлагаемый хлеб есть истинно самое Тело Его и подаваемое вино - истинная Кровь Его? Они видели теперь в словах и действиях Господа Иисуса исполнение обещанного прежде - того, что Он даст им в пищу Плоть и Кровь. И, конечно, они сердцем исповедали: Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго. Слова Твои суть дух и жизнь; все возможно Богу (Ин. 6, 69; 6, 63; Мк. 19, 26).

Слова Господа: сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя, - рассматриваемые сами по себе, не могут быть истолкованы иначе, как только в собственном, прямом значении. И здравый разум предписывает правило: в понимании какого бы то ни было Писания не следует без необходимости отступать от буквального смысла слов. Но такой необходимости при чтении данных слов Спасителя не возникает.

Слова Иисуса Христа так ясны, просты и определенны, что никак нельзя придавать им переносное значение. Из совершенного Спасителем во время последней вечери ясно, что Он дает в пищу ученикам Свои Плоть и Кровь не так, как разумели маловерные и соблазнялись, чувственно понимая слова Господа, - но под видом хлеба и вина. Вкушение Тела и Крови Господних, таким образом, не представляет ничего чуждого нашей природе, а показывает только великое, непостижимое Таинство и безмерную высоту, ширину и глубину любви Спасителя Бога, дарующего человекам пренебесную спасительную пищу.