Вечный источник бессмертия

Буквального понимания слов требуют и самые обстоятельства установления Евхаристии. Иисус Христос совершал вечерю только с избранными Своими учениками. Он уже не беседовал в притчах, а наставлял прямо, как апостолы сами Ему заметили: Вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой (Ин. 16, 29). Это были уже последние часы пред Его муками, потому Господь, как Благий Учитель и Пастырь, со всей любовью старался утвердить учеников в истине, напутствовал их Своими наставлениями к преодолению предстоящих искушений и скорбей во время Его страданий и смерти.

Обыкновенно в прямом смысле понимаются правила и постановления достойного уважения учителя или законодателя. А здесь есть несравненно более побуждений принимать так слова Господа Спасителя, ибо Он устанавливает сие Таинство в утверждение Нового Завета и в доказательство Своей беспредельной любви к Своей Церкви. Все евангелисты совершенно согласно между собою передают сказанное Господом как выражающее великое установление, именно так, как изрек их Сам Спаситель: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя (Мф. 26, 26, 28).

И Сам Господь, Божественной Своей властью и всемогуществом учреждая это великое Таинство в знамение и утверждение Нового неизменного Завета, употребил слова, соответствующие установлению прообразовательного Завета, которое произошло через Моисея. Иисус Христос сказал: Сия есть Кровь Моя Нового Завета. Также и Моисей, взяв кровь и окропив ею народ, сказал: Это кровь Завета, который заключил Господь к вам о всех словах сих (Исх. 24, 8). Как там, в утверждение предстоящего Завета (см. 2 Кор. 3, 11) между Богом и избранным народом, Моисей проливал кровь тельца, которая прообразовала искупительную кровь Агнца, закланного за грехи мира на жертвеннике крестном, так и здесь, в утверждение нового, превосходнейшего Завета (см. 2 Кор. 3, 6 - 11) между Богом и новым Израилем - то есть верующими в Сына Божия - Иисус Христос подавал в чаше истинную Кровь Свою.

Не должно и невозможно, братия, иначе понимать слова Спасителя: Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя. Это ясно открывается и из того, что коль скоро начинают объяснять их как- нибудь по-другому, как это делают лжемудрствующие, отвергающие истинное учение Церкви Христовой, то впадают в бесчисленные несогласия и противоречия. Это является сильным обличением заблуждения тех, которые, оставляя путь здравого учения, путь единой истины, уклоняются на распутья и, забыв свет истины, блуждают во мраке. Путь истины один, а распутья заблуждений неисчислимы.

Апостол Павел ясно показывает нам, что в Таинстве Причащения, под видом хлеба и вина, подаются нам истинные Тело и Кровь Христовы. Он не был из числа двенадцати избранных учеников Христа; не слушал Господа в то время, когда Он обещал дать им в пищу Свои Плоть и Кровь; не был на последней вечере и не принимал потому из рук Господа благословенного хлеба и вина. Но он передает нам, как сам об этом свидетельствует, то, что принял от Господа. Ибо я от Самого Господа принял то, - говорит он, - что и вам передал (1 Кор. 11, 23).

Он писал к Коринфской Церкви: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?.. Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10:14,16-18, 20-21).

Апостол предостерегает христиан Коринфской Церкви от участия в идоложертвенных трапезах и, объясняя, почему не следует этого себе позволять, раскрывает силу Евхаристии. Слова апостола имеют такое значение: "Возлюбленные мои! Избегайте всякого общения с язычниками, потому что оно может опять ввергнуть вас в заблуждения языческие. Судите, прилично ли вам участвовать в служении идолам или в трапезах идоложертвенных? Не приобщаемся ли мы Крови Господней из чаши, которую благословил Господь, а потому и мы, служители алтаря, благословляем? Вкушая хлеб, который за таинственною трапезою преломляем, не причащаемся ли мы Тела Христова? А причащаться Тела и Крови Господней - не значит ли вступать в теснейшее единение с Господом, становиться единым таинственным телом с Ним?

Посмотрите на Израиля по плоти - на тех иудеев, которые и доныне едят жертвы - не участники ли они жертвоприношений? Так и вы, общаясь с язычниками в идоложертвенных трапезах, участвуете с ними в идолослужении. Но язычники, принося жертвы, делают угодное бесам, а не Богу; я же не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Поскольку нельзя вам пить чашу Господню и чашу бесовскую, нельзя вам участвовать в трапезе Господней и в трапезе бесовской".

Видите, братия, сколь доступно говорит апостол о том, что в Таинстве Евхаристии предлагаются нам Тело и Кровь Христовы как бескровная жертва, как таинственная спасительная трапеза! Святой Павел, наученный Господом и бывший в общении с прочими апостолами, говорит о Таинстве Тела и Крови Господних как о величайшем даре Божием, таинственно соединяющем христиан в одно тело! Он противопоставляет сей чудный дар и жертвам языческим, и жертвам иудейским и так превозносит его! Нет общения света со тьмою (см. 2 Кор. 6, 14) - вкушающим сию трапезу нельзя общаться с язычниками.

Послушайте еще, какое апостол в том же послании внушает благоговение к Евхаристии - Телу и Крови Господа: Я принял от Самого Господа то, что и передал вам, что Господь Иисус в ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чаилу после вечери, говоря: "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание". Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господних. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает (1 Кор. 11, 23 - 30).

Итак, апостол Павел не только повторяет то, что писали евангелисты, то есть, как Господь установил это спасительное Таинство в последнюю ночь перед Своими страданиями; он не только убедительно изображает, как благой Господь предлагает нам в этом Таинстве Свое Тело и Кровь. Но апостол внушает еще и такое почтение к Таинству, с каким подобает относиться к Телу и Крови Господним.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. С одной стороны, ап. Павел указывает на хлеб и чашу с вином как на внешние, видимые образы Таинства, а с другой - на самое Тело и Кровь Господни, под видом хлеба и вина преподаваемые. Он словно говорит: "Итак, возлюбленные мои, видите, какой хлеб вы вкушаете? какое вино пьете? Этот-то хлеб, силою всемогущей благодати Господней, есть Тело Его, а эта чаша есть Кровь Его. Потому кто будет есть хлеб сей или пить сию чашу Господню недостойно, тот виновен будет против Тела и Крови Господних и подвергнется осуждению как недостойно вкушавший Тело и Кровь Господни".

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Итак, да испытывает человек себя, каков он, да очистит себя от сознаваемых грехов искренним покаянием и да устроит свои мысли, чувства, желания и дела так, чтобы ему достойно приступить к сей трапезе Господней, и, приготовившись, пусть с благоговением ест хлеб сей и пьет из чаши сей.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. Кто ест и пьет недостойно, не воздавая должного почтения Телу Господню, тот ест и пьет в осуждение себе. И далее апостол показывает, как осуждение за недостойное вкушение Тела и Крови Господних раскрывалось в то же время видимым образом - в недугах, болезнях и даже преждевременной смерти. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. То есть за недостойное вкушение этого святейшего Таинства Тела и Крови Господних, - говорит апостол, - многие из вас слабы и больны, и немало умирает.