Вечный источник бессмертия

Посмотрите на Израиля по плоти - на тех иудеев, которые и доныне едят жертвы - не участники ли они жертвоприношений? Так и вы, общаясь с язычниками в идоложертвенных трапезах, участвуете с ними в идолослужении. Но язычники, принося жертвы, делают угодное бесам, а не Богу; я же не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Поскольку нельзя вам пить чашу Господню и чашу бесовскую, нельзя вам участвовать в трапезе Господней и в трапезе бесовской".

Видите, братия, сколь доступно говорит апостол о том, что в Таинстве Евхаристии предлагаются нам Тело и Кровь Христовы как бескровная жертва, как таинственная спасительная трапеза! Святой Павел, наученный Господом и бывший в общении с прочими апостолами, говорит о Таинстве Тела и Крови Господних как о величайшем даре Божием, таинственно соединяющем христиан в одно тело! Он противопоставляет сей чудный дар и жертвам языческим, и жертвам иудейским и так превозносит его! Нет общения света со тьмою (см. 2 Кор. 6, 14) - вкушающим сию трапезу нельзя общаться с язычниками.

Послушайте еще, какое апостол в том же послании внушает благоговение к Евхаристии - Телу и Крови Господа: Я принял от Самого Господа то, что и передал вам, что Господь Иисус в ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чаилу после вечери, говоря: "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание". Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господних. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает (1 Кор. 11, 23 - 30).

Итак, апостол Павел не только повторяет то, что писали евангелисты, то есть, как Господь установил это спасительное Таинство в последнюю ночь перед Своими страданиями; он не только убедительно изображает, как благой Господь предлагает нам в этом Таинстве Свое Тело и Кровь. Но апостол внушает еще и такое почтение к Таинству, с каким подобает относиться к Телу и Крови Господним.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. С одной стороны, ап. Павел указывает на хлеб и чашу с вином как на внешние, видимые образы Таинства, а с другой - на самое Тело и Кровь Господни, под видом хлеба и вина преподаваемые. Он словно говорит: "Итак, возлюбленные мои, видите, какой хлеб вы вкушаете? какое вино пьете? Этот-то хлеб, силою всемогущей благодати Господней, есть Тело Его, а эта чаша есть Кровь Его. Потому кто будет есть хлеб сей или пить сию чашу Господню недостойно, тот виновен будет против Тела и Крови Господних и подвергнется осуждению как недостойно вкушавший Тело и Кровь Господни".

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Итак, да испытывает человек себя, каков он, да очистит себя от сознаваемых грехов искренним покаянием и да устроит свои мысли, чувства, желания и дела так, чтобы ему достойно приступить к сей трапезе Господней, и, приготовившись, пусть с благоговением ест хлеб сей и пьет из чаши сей.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот в суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. Кто ест и пьет недостойно, не воздавая должного почтения Телу Господню, тот ест и пьет в осуждение себе. И далее апостол показывает, как осуждение за недостойное вкушение Тела и Крови Господних раскрывалось в то же время видимым образом - в недугах, болезнях и даже преждевременной смерти. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. То есть за недостойное вкушение этого святейшего Таинства Тела и Крови Господних, - говорит апостол, - многие из вас слабы и больны, и немало умирает.

Видите, как ясно, по благодати Божией, открыто нам в Священном Писании великое, небесное достоинство Евхаристии! Сам Господь Спаситель прежде установления Таинства предсказал ученикам Своим, что Он даст в пищу верующим Свое Тело и Свою Кровь, и потом, на последней вечере, преподал ученикам Свое Тело и Кровь под образом хлеба и вина. С какой верой приняли, как просто и точно передали нам это событие евангелисты, как прямо свидетельствует о Божественном величии этого Таинства святой апостол Павел!

Да видим, братия, и да помним всегда, как благ и милосерд Господь, Спаситель наш! Как велико и беспредельно человеколюбие Его! Какой бесценный и невыразимо великий дар всегда предлагает Он нам ради нашего спасения! Какую пренебесную, более чем ангельскую пищу уготовляет Он нам! О, премилосердый Господи Иисусе!

Что воздадим мы Тебе за Твое беспредельно великое и благое даяние, Царю и Боже наш! Даруй нам память о Твоей великой благости. Да будут всегда в мыслях и сердцах наших дары Твои! Пусть, сознавая наше недостоинство и ничтожество пред Тобою, благоговейно благодарим и славим Тебя, Спасителя нашего, и покланяемся Твоему величию вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда! Аминь.

15. См. в следующей беседе свидетельство св. Иоанна Дамаскина и примечание к нему.

16. См. Беседа 47, 2; см. также; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы 48 на евангалиста Ионна; свидельтесво из жеяний III Вселенского (Ефесского) Собора.

17. См. Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Евангелие от Иоанна. Беседа 47, 2.

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ