Вечный источник бессмертия

Видите, как ясно, по благодати Божией, открыто нам в Священном Писании великое, небесное достоинство Евхаристии! Сам Господь Спаситель прежде установления Таинства предсказал ученикам Своим, что Он даст в пищу верующим Свое Тело и Свою Кровь, и потом, на последней вечере, преподал ученикам Свое Тело и Кровь под образом хлеба и вина. С какой верой приняли, как просто и точно передали нам это событие евангелисты, как прямо свидетельствует о Божественном величии этого Таинства святой апостол Павел!

Да видим, братия, и да помним всегда, как благ и милосерд Господь, Спаситель наш! Как велико и беспредельно человеколюбие Его! Какой бесценный и невыразимо великий дар всегда предлагает Он нам ради нашего спасения! Какую пренебесную, более чем ангельскую пищу уготовляет Он нам! О, премилосердый Господи Иисусе!

Что воздадим мы Тебе за Твое беспредельно великое и благое даяние, Царю и Боже наш! Даруй нам память о Твоей великой благости. Да будут всегда в мыслях и сердцах наших дары Твои! Пусть, сознавая наше недостоинство и ничтожество пред Тобою, благоговейно благодарим и славим Тебя, Спасителя нашего, и покланяемся Твоему величию вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда! Аминь.

15. См. в следующей беседе свидетельство св. Иоанна Дамаскина и примечание к нему.

16. См. Беседа 47, 2; см. также; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы 48 на евангалиста Ионна; свидельтесво из жеяний III Вселенского (Ефесского) Собора.

17. См. Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Евангелие от Иоанна. Беседа 47, 2.

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

Учение Св. Отцов о Таинстве Тела и Крови Христовых.

Беспредельно великая милость Христа Спасителя открывается нам в Таинстве Евхаристии! Кто не подивится тому чудному закону естественной любви, по которому мать своим молоком питает дитя? Можем ли мы без конца не удивляться беспредельной любви Господа? Можем ли без конца не благодарить Его, нашего Создателя и Спасителя, размышляя о Таинстве Тела и Крови Христовых? Каким великим чудом любви Божией является то, что Богочеловек Иисус под видами хлеба и вина дает нам в спасительную пищу Свои Тело и Кровь! Поэтому как бы долго мы ни беседовали об этом величайшем даре любви Христовой, никто не должен скучать продолжительностью: дар Божий достоин того, чтобы мы всегда помнили о нем и благодарили Господа Иисуса вместе с Отцом и Святым Духом.

Послушаем, братия, ныне, как Святые Отцы Церкви учили о сем Божественном Таинстве. В их учении повторяется и объясняется то, что Сам Господь Спаситель передал Своим апостолам. Ведь апостолы предали своим преемникам, пастырям и учителям Церкви слышанное от Иисуса Христа и то, чему Дух Святой поучал их. Святая Церковь хранит эти сокровища для спасения чад своих. Для сокращения беседы прочтем только немногие места из писаний знаменитых Отцов Церкви и некоторые места из деяний Вселенских Соборов, раскрывающие ту же истину.

Обличая заблуждения еретиков-докетов, которые учили, будто Иисус Христос имел не истинное человеческое Тело, но только призрак, или видимость тела, святой Игнатий Богоносец писал Церкви Смирнской: "Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не исповедуют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшая за грехи наши, которую воскресил Отец по благости" 18.

Святой Иустин Мученик в защитительном послании римскому сенату писал о Таинстве Причащения так: "Пища сия называется у нас Евхаристией. Причащаться ей никому другому не позволяется, как только тому, кто верует, что наше учение истинно, тому, кто омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как завещал Христос. Мы принимаем ее не как простой хлеб и не как простое питие; но сознавая, что как Иисус Христос, воплотившись ради нашего спасения, имел плоть и кровь, - так, по оставленному нам учению, и пища сия, над которой произнесено благодарение словами Его, питающая нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в писаниях своих, которые называются Евангелиями, передали, что так заповедал им Иисус. После того мы всегда между собою совершаем воспоминание об этом и, имея достаток, помогаем неимущим" 19.

Святой Ириней, опровергая еретиков, не признавших вочеловечения Иисуса Христа, писал: "Как они могут признавать, что хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело Господа их, и сия чаша есть чаша Крови Его, если не признают, что Он Сын Творца мира, Его Слово, силою Которого приносит плод дерево, текут источники и земля дает сперва траву, потом колос, наконец, полное зерно в колосе? И как опять говорят, что наше тело подвергается тлению 20 и не участвует в жизни, когда оно питается Телом и Кровью Господа? Посему или пусть переменят свое мнение, или пусть откажутся от приношения помянутых Таин. Наше учение соответствует Евхаристии, и Евхаристия утверждает наше учение. Мы приносим Ему принадлежащее Ему, согласно возвещая общение и единение и исповедуя воскресение плоти и духа. Подобно тому как земной хлеб, по призвании над ним Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного. Так и тела наши, приемлющие Евхаристию, уже не тленны, но имеют надежду воскресения в жизнь вечную" 21.

Святой Ирин ей пишет также: "И растворенная чаша, и приготовленный хлеб приемлют Слово Божие, и бывает Евхаристия Тела и Крови Христовых, которыми питается и поддерживается существо плоти нашей. Как же говорят, что плоть, питаемая Телом и Кровью Господа и становящаяся членом Его, не участвует в даровании Божием, которое есть, по слову ап. Павла, жизнь вечная? А он говорит в Послании к ефесянам: Потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Как виноградное семя, положенное в землю, в свое время приносит плод, и зерно пшеничное, павшее в землю и разрушившееся, силою Духа Божия вырастает во множестве; после сего же и то, и другое, по премудрости Божией, служит на пользу людей и, принимая Слово Божие, становится Евхаристией - Телом и Кровью Христовыми. Так и наши тела, питающиеся от Божественной трапезы, будучи положены в землю и разрушившись в ней, в свое время восстанут; ибо Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога Отца, Который смертному сему усваивает бессмертие и тленному дарует нетление; ибо сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)" .22