Вечный источник бессмертия

18. Св. Игнатий Богоносец. Послания к Смирнской Церкви.

19. Апология 1. Гл. 66. См. Христианское чтение. 1825 г. Ч. 17.

20. Т.е. тлению без надежды на воскресение.

21. Против ересей. Кн. IV. Ч. 18. Гл. 4. 5.

22. Кн. V. Ч. 2. Гл. 3.

23. Тайноводственные поучения. IV. 1, 2, 3, 6.

24. Lib. de natura Die curiose non scrutanda.

25. Беседа 82 на евангелиста Матфея.

26. По апостольскому преданию, в Таинстве Евхаристии должно употреблять не одну воду, как у энкратитов, и не одно вино, как у армян и якобитов, но вино, растворенную водою. См. Постановления апостольские.8,12 Св. Иустин Философ. Апология 1. Свт. Ириней Лионеский. Кн. 5. Гл. 2. Литургия свт. Василия Великого. в которой читается: "прием, растворив".

27. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.14. Гл.13.

28. Gelasii Cyziceni Commentar. actorum concilii Nicaeni Cap. XXXI. Diatyposis.5.

29. Episyol. Synodica Cyrilli Alex, ad Nestor. Constantinop. episc. a Syn. Alexandr. et Ephes. Approb.

30. Cone. Nic. II. Act. VI. Lect. Epiphan. Diac.

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

О преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, или о пресуществлении.

Братия, о великом чуде, всегда совершающемся в Таинстве Евхаристии - о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - ныне будем беседовать. Не с тем, чтобы раскрыть тайну сокровенную и сделать ее удобопонятною, но с тем, чтобы более научиться веровать и, веруя, более благоговеть пред необъятным величием Та-инства.

Что значит сие преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, это понятно для нашего разумения. Это значит, что действием освящения хлеб перестает быть хлебом, а делается Телом Христовым, и вино перестает быть вином, а делается Кровью Христовой. Древние Отцы и учители объясняли сие действие преложения различно. Сначала говорили: хлеб и вино прелагаются, изменяются, преобразуются, претворяются в Тело и Кровь Христовы 31 и тому подобное. Потом вошло в употребление слово "пресуществление", и стали говорить и писать, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы 32.

Впрочем, новое слово выражает ту же древнюю истину, которую показали мы, и означает тоже самое действие, которое понимается под словом "преложение". То есть оно показывает, что вещество хлеба и вина в Евхаристии, по освящении их, перестает быть существом хлеба и вина, но становится существом Тела и Крови Христовых. Сим учением о преложении, или пресуществлении, полнее раскрывается та истина, опровергающая многие ложные учения, что в Таинстве Евхаристии предлагаются Тело и Кровь Христовы под видами хлеба и вина таким образом, что существа хлеба и вина уже нет. Остаются же только их виды, или образы, обладающие их свойствами - формой, вкусом и т.п.

Как совершается сие преложение, или пресуществление? Это непостижимая тайна и есть дело Божественной премудрости и всемогущества. Истинно, это есть величайшее чудо, в действительности которого мы не должны сомневаться, ибо имеем на сие несомненные и неоспоримые доказательства. Однако образ совершения его непостижим - он есть предмет благоговейной веры. Истину предложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы несомненно доказывают и Священное Писание, и учение Святых Отцов и учителей Церкви, и всеобщая вера право верующей Церкви Христовой.

В Священном Писании, как прежде вы, братия, слышали, предложено ясное учение о том, что в Евхаристии, под видами хлеба и вина, содержатся истинное Тело и Кровь Христовы. Иисус Христос, устанавливая сие Таинство и преподавая ученикам Своим хлеб, сказал: Сие есть Тело Мое, - а подавая чашу с вином, произнес: Сия есть Кровь Моя. Видели мы прежде, рассматривая сии слова, что их не должно разуметь иначе как только в точном, буквальном смысле. Ибо Спаситель не говорил: это есть образ или покров Моего Тела и Моей Крови, а прямо сказал: Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя. Как св. апостолы и евангелисты приняли от Самого Иисуса, веруя, что всесильный Господь преподал им истинные Тело и Кровь и установил Таинство Тела и Крови Своих, так они и передали Церкви Христовой в слове писаном и неписаном на все времена. Вы также видели, как апостол Павел, наученный Господом и Его Святым Духом, ясно и убедительно раскрыл сию истину в Послании к коринфянам.

Чаша благословения, которую благословляем, - писал апостол, - не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10, 16). Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чаилу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. И, 27). Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).