Вечный источник бессмертия

Святитель Амвросий Медиоланский пишет : "Не скажешь ли: как ты утверждаешь, что я принимаю Тело Христово? Это еще и остается доказать нам. Итак, сколько употребить нам примеров для доказательства того, что здесь мы видим не образованное природой, но освященное благословением; и того, что сила благословения более, нежели сила природы, поскольку благословением и сама природа изменяется. Посох держал Моисей; бросил его вперед, и сделался змей. Моисей хватает змея за хвост, и тот обращается в посох. Вот смотри, как пророческой благодатью дважды изменилась природа и змея, и посоха".

И далее свт. Амвросий исчисляет другие чудеса, которые Бог совершил через Моисея, Илию и Елисея, и продолжает: "Итак, видим, что больше имеет силы благодать, нежели природа. Впрочем, мы говорим теперь о благодати пророческого благословения. Но если благословение человеческое имело столько силы, что изменяло природу; то что сказать о благословении Божием, в котором действуют слова Самого Господа Спасителя? Ибо Таинство, принимаемое тобой, совершается словами Христа. Если же слово Илии так было сильно, что низвело огонь с неба, то не сильно ли слово Христово изменить виды стихий? О делах всего мира читал ты: Ибо Он сказал - и возникли они; Он повелел - и были созданы (Пс. 148, 5).

Так, слово Христово, способное из ничего создать то, чего не было, не может ли и существующее изменить в то, чем оно не было? Ибо давать вещам новую природу значит не менее, чем изменять их. Несомненно, истинная Плоть Христова - та, которая была распята и погребена. Следовательно, истинным является и Таинство Плоти Его. Сам Господь Иисус взывает: Сие есть Тело Мое. И ты говоришь: "Аминь", т.е. "Истинно"! Что говорят уста, то да исповедует ум; что гласит слово, то да чувствует сердце!"

Святитель Иоанн Златоуст учит: "И ныне предстоит тот же Христос, Который приготовил оную трапезу. И ныне Он же приготовляет ее. Ибо не человек делает то, что предложенное становится Телом и Кровью Христовыми, но Сам распятый за нас Христос. Иерей, исполняя чин, произносит слова. Сила же и благодать - от Бога. Сие есть Тело Мое, - говорит. Эта фраза изменяет предложенное. И как лишь однажды изречено было: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28), - но во всякое время природе нашей дает силу. Так и эти слова, произносимые над каждой трапезой в церквах, доныне и до пришествия Его совершают приготовленную жертву 39" .

Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством, заимствованное от Св. Девы Тело. Но не вознесшееся тело сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божии! Если же ты спросишь, каким образом это может случиться; то довольно тебе услышать, что сие совершается Святым Духом так же, как Господь от Святой Богородицы составил Себе плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более. Знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ претворения невозможно исследовать. При этом нужно сказать, что хлеб, вино и вода через вкушение их естественным образом прелагаются в тело и кровь того, кто ест и пьет, а вовсе не делаются другим телом, отличным от прежнего его тела. Так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа, сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, а одно и то же 40" .

Из приведенных мест, братия, мы хорошо видим, что, с одной стороны, для нашего ограниченного разума непостижимо сверхъестественное действие преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а с другой - легко приемлема эта тайна для веры, утверждающейся на несомненных понятиях о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Теперь изложим кратко те истины, касающиеся Евхаристии, которые на основании учения

Всем Таинстве хранятся Православной Церковью. Примите их со вниманием и удержите с благоговением в памяти, чтобы при размышлении о сем страшном Таинстве не мыслить противно тому, как верует Святая Церковь, и не слушать того, кто станет говорить не так, как она учит.

Итак, во-первых, заметьте, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, когда над приготовленными Дарами - то есть над хлебом и вином - возглашаются слова Иисуса Христа, произнесенные Им при установлении Таинства: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте от нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26: 26, 28). Тогда призывается Дух Святой, и благословляются Святые Дары 41 .

С сего времени освященные Дары имеют только вид хлеба и вина, а в существе суть Тело и Кровь Христовы и таковыми остаются на все по-следующее время, доколе сохраняются в своих видах, как учит Св. Церковь: "Веруем, что жертва сия как до употребления сразу после освящения, так и после употребления, хранимая в священных сосудах для напутствия умирающих, есть истинное Тело Господа, ничем не отличающееся от Его Тела. Так что по освящении жертва всегда остается истинным Телом Господним 42" .

Во-вторых, помните, что Божественные Тело и Кровь, предлагаемые в Евхаристии, всегда являются Самим Иисусом Христом в Божестве Своем. Апостол Павел учит, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Следовательно, где Тело Христово, там всегда присутствует и Христос. Ибо Он уже более не умирает, и потому не оставляет Своего Тела. Спаситель и Сам учил: Я идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Святой Иоанн Дамаскин говорит: "Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством. Сие Таинство называется Причастием, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова. Оно называется еще "общением"; и действительно есть общение, потому что посредством этого Таинства мы сообщаемся со Христом, делаемся причастниками Его Плоти и Божества; а также сообщаемся через него друг с другом. Ибо, причащаясь от единого хлеба, все мы делаемся единым телом Христовым, единой кровью и членами друг друга, будучи сотелестниками Христа" (Еф. 3, 6) .43

В-третьих, Таинство Евхаристии совершается по вселенной в бесчисленных местах, и также освящаемые Дары, или хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь Христовы, разделяются на многие части. Тем не менее Тело Христово всегда одно, и Кровь Христова всегда одна, ибо един Христос и одно имеет Тело, и разделяются не Тело и Кровь Христовы, но только виды хлеба и вина. Почему Вселенская Церковь и говорит: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не расточающийся, но причащающихся (разумеется, достойно) освящающий" .44

Потому, как исповедует Православная Церковь, "хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Его Тело, и одна Его Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах, и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и тоже с Телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах" .45

Таким образом, в каждой доле прелагаемого хлеба и вина находится не какая-то отдельная часть Тела и Крови Господних, но Тело Христово целое и единое; и Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, т.е. с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный Человек. Посему вкушающий и малейшую частицу хлеба и вина, преложенных в Тело и Кровь Христовы, причащается того же целого Тела Божественного, которое есть Сам Христос по Божеству Своему 46.