Вечный источник бессмертия

Прочтем наставления, не меняя мысли, а изменив только некоторые слова для ясности и удобопонятности.

Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства: как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в Тело, а вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинными Телом и Кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его: "Может ли Бог сделать больше человека и выше разума его". И когда сомневающийся ответит: "Может", скажи ему: "Почему же не может дать нам Своей Плоти в пищу? Словом Господним утверждены небеса (Пс. 32, 6). Тем же словом Божиим превращает Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свои".

И если удивляешься тому, как Тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах; то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос - в одно время и на небе, и на земле в пречистых Тайнах. Как один всемогущий и всесильный, Он и на небе находится истинно и по естеству, и на земле властью Божества совершает великие и преславные дела непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого.

И опять если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части и не больший в другой; удивляйся и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос.

Удивляешься, как Тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос? Удивляйся и тому, что когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале.

Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки; удивляйся и тому, что, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это света первой свечи.

И если спросишь о том, как Христос, вошедший внутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается; то и я спрошу: "Солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли через это или нет?" Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: "Да". Тем более не оскверняется Христос - Свет всякой чистоты - и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери в горнице учеников, затворенные и твердо заключенные.

Так же рассуждай и о том, что случается со страшными Тайнами и снедаемой частью: т.е. что она не переходит в тление, подобно обыкновенной пище, но, как говорит святой Иоанн Златоуст, освященные хлеб и вино прелагаются в некую тонкую пару и расходятся во все составы тела нашего. Так же рассуждай и о сих случаях: если Святым Тайнам от небрежения или иного чего случится упасть, сгореть, сгнить, замерзнуть, задержаться в пометах и проч., то не Тело Христово сему подвергается, но внешние виды хлеба и вина. А оная бесстрастная 50 жертва никак не причастна сему, ибо Плоть Христова однажды пострадала за нас; а по воскресении Христовом она не подлежит уже страданиям. Впрочем, иерей не прав в своем небрежении, он тяжко согрешает и подлежит великому наказанию и епитимье, по рассуждению своего архиерея.

И если удивляешься, как в такой малой части Таин - весь полный и целый Христос; то дивись и тому, как в столь малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города. Но, узнав сие, ты не пытайся испытать неиспытуемое Таинство, а с несомненной верой и сердечной любовью воздавай благодарение страшному и сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами, и умом, за неисповедимые дары Его.

В отношении Тела Господня право веруй с Церковью о страшных Таинствах. Телесными очами усматриваешь ты хлеб и вино. Однако веруй крепко, без сомнения тому, что существо их наитием и действием Святого Духа и властью всемогущего Слова Божия изменяется в Тело и Кровь Христовы. Так что ничего иного здесь не остается, а только самые истинные Тело и Кровь Господни, под видами квасного пшеничного новоиспеченного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздьев, то есть ягод.

О, человече! Словом Божиим уверяйся,

И подобии сими в вере укрепляйся.

Выше себе искати, молю тя престати,

И на правоте в Церкви святой добре стати. Слово бо Божие в век присно пребывает,