Вечный источник бессмертия

Так же рассуждай и о том, что случается со страшными Тайнами и снедаемой частью: т.е. что она не переходит в тление, подобно обыкновенной пище, но, как говорит святой Иоанн Златоуст, освященные хлеб и вино прелагаются в некую тонкую пару и расходятся во все составы тела нашего. Так же рассуждай и о сих случаях: если Святым Тайнам от небрежения или иного чего случится упасть, сгореть, сгнить, замерзнуть, задержаться в пометах и проч., то не Тело Христово сему подвергается, но внешние виды хлеба и вина. А оная бесстрастная 50 жертва никак не причастна сему, ибо Плоть Христова однажды пострадала за нас; а по воскресении Христовом она не подлежит уже страданиям. Впрочем, иерей не прав в своем небрежении, он тяжко согрешает и подлежит великому наказанию и епитимье, по рассуждению своего архиерея.

И если удивляешься, как в такой малой части Таин - весь полный и целый Христос; то дивись и тому, как в столь малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города. Но, узнав сие, ты не пытайся испытать неиспытуемое Таинство, а с несомненной верой и сердечной любовью воздавай благодарение страшному и сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами, и умом, за неисповедимые дары Его.

В отношении Тела Господня право веруй с Церковью о страшных Таинствах. Телесными очами усматриваешь ты хлеб и вино. Однако веруй крепко, без сомнения тому, что существо их наитием и действием Святого Духа и властью всемогущего Слова Божия изменяется в Тело и Кровь Христовы. Так что ничего иного здесь не остается, а только самые истинные Тело и Кровь Господни, под видами квасного пшеничного новоиспеченного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздьев, то есть ягод.

О, человече! Словом Божиим уверяйся,

И подобии сими в вере укрепляйся.

Выше себе искати, молю тя престати,

И на правоте в Церкви святой добре стати. Слово бо Божие в век присно пребывает,

И вся по Своей Его воле претворяет.

Веруй, яко хлеб Его есть святое Тело,

И вино - Кровь, и яко Божественно дело.

Так заключил свои наставления святитель Димитрий. Истинно так, братия. Слово Божие есть светильник для нас в этом темном мире, где мы теперь духовные предметы видим как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор.13, 12). А вера есть око, которым только и можем при свете Слова Божия созерцать сокровенные спасительные истины. Что открыто Духом Божиим, то принимай с несомненной верой и храни с любовью к Господу Иисусу и Его Всесвятому Духу. Через меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто (Сир. 3, 21 - 22). "Что высоко для тебя, того не домогайся, и что выше сил твоих, того не ищи постигнуть. Но что тебе повелено от Бога, о том всегда помышляй; и нет нужды тебе видеть сокровенные вещи". Таков совет мудрого.

Так и каждому из нас надобно заботиться не о том, чтобы уразуметь неоткрытое нам и непостижимое для нас, но о том, чтобы знать и содержать с несомненною верою то, что в слове Божием открыто нам, и исполнять, что в заповедях Божиих предписано нам. Вот путь к мудрости и ко спасению! Любовь к Господу - славная премудрость, - сказал премудрый сын Сирахов (Сир. 1, 14). Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди, - учит Сам Спаситель (Мф. 19, 17). Аминь.

31. Тайноводственные поучения. 1, 7.

32. Тайноводственные поучения, III, 7.