Вечный источник бессмертия

По окончании пасхальной вечери, Иисус, научая Своих учеников тому, как должны они пользоваться великими дарами и преимуществами, подает им удивительный пример смирения. Он встает из-за стола, слагает с Себя одежды, опоясывается полотенцем, вливает воду в умывальницу, умывает и отирает ноги ученикам. Затем, возлегши, Иисус объяснил, для чего это сделал: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14 - 15).

После, снова предсказав ученикам скорое Свое отшествие из мира, преподав наставления и указав предателя (Лк. 22, 16 - 27; Мф. 26, 21 - 25), Иисус совершает то, что было тогда предметом Его сильного желания: устанавливает таинство Причащения. Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука - и апостол Павел следующим образом свидетельствуют об этом великом деле.

Евангелист Матфей повествует: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26 - 28).

Евангелист Марк рассказывает: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чаилу, возблагодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14, 22-24).

Евангелист Лука свидетельствует: И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чаилу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк.22,19-20).

Апостол Павел пишет коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: "приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание". Также и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (1 Кор. 11, 23-25).

Видите, братия, сколько имеем мы свидетельств из уст богодухновенных апостолов об установлении этого Таинства! Кратко передают они нам это великое дело, но так оно и совершено всемогущим Господом Спасителем: просто, без украшений. И, дополняя один другого в малых чертах, в главном все совершенно согласны между собою.

В немногих словах как много открывается благоговейной веры! Соедините обетование Господа о даровании Таинства Евхаристии с тем, что прочитали мы из Писания о самом установлении, и увидите, в каком необъятном величии представляет нам Слово Божие это спасительное Таинство.

В нем, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Оно есть жертва за живых и умерших. Оно есть спасительная пища для достойно вкушающих ее.

1. Точное изложение православной веры. 4.IV. Гл.17.

2. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. VI, 56. XIII, 23.

3. Свт. Кирилл Александрийский. Там же. XX, 17.

4. Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. XI. 16. 23.

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5.