Вечный источник бессмертия

В немногих словах как много открывается благоговейной веры! Соедините обетование Господа о даровании Таинства Евхаристии с тем, что прочитали мы из Писания о самом установлении, и увидите, в каком необъятном величии представляет нам Слово Божие это спасительное Таинство.

В нем, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Оно есть жертва за живых и умерших. Оно есть спасительная пища для достойно вкушающих ее.

1. Точное изложение православной веры. 4.IV. Гл.17.

2. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. VI, 56. XIII, 23.

3. Свт. Кирилл Александрийский. Там же. XX, 17.

4. Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. XI. 16. 23.

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5.

6. Свт. Игнатий. К ефесянам, 5.

7. Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. XXVII.

8. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5.

9. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на евангелиста Иоанна. LXXXV п. 3.

10. Постановления св. апостолов. VIII, 13.

11. Св. Киприан. Письмо LXIII к Цецилии.

12. Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. X, 16; XI, 22, 27, 30.

13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I.

14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы.

Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы - сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании.

Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26 - 29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии.

Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .