Interpretation of the Gospel of John

Стих 25… Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.[1117] Подобно тому как верить без всякого рассуждения и как попало свойственно легкомысленному, так и исследовать до мелочи и через меру испытывать — свойственно тупоумному. За это и порицается Фома. В то время, как все ученики, заслуживающие полного доверия, утверждали, что видели Господа, Фома не поверил, не столько, впрочем, не доверяя им, сколько считая невозможным самое Воскресение. Он сам хочет видеть Господа; мало того, хочет видеть раны от гвоздей. Но и на этом пытливость Фомы не останавливается: он хочет вложить палец в раны от гвоздей и руку в бок Спасителя, чтобы это не было призраком. Он, как известно, слышал от других учеников, что Спаситель только показал им Свои руки и бок. И так осязание Фома считает более достоверным, чем зрение.

Стих 26. И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними…[1118] внутрь дома, где они собирались.

Стих 26… Прииде Иисус дверем затворенным…[1119] Пришел, чтобы убедить неверившего Фому, так как не пренебрегает и одним, хотя бы он был и тупоумным сравнительно с другими. Но почему же Иисус Христос не убедил Фому тогда, когда он высказывал вышеприведенные требования, а спустя восемь дней? Потому что, наставляемый в течение всего этого времени другими учениками, Фома легче мог быть убежден.

Стих 26… И ста посреде (их) и рече: мир вам…,[1120] как и прежде сказал. Опять Иисус Христос делает все то же самое, что сделал и в отсутствие Фомы.

Стих 27. Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя…[1121] Так как Фома ничего не говорил, то Иисус Христос предупреждает его и дает ему то, чего он хотел, показывая этим, что даже тогда, когда Фома высказывал эти требования, Он и присутствовал, и слышал, как Бог. Поэтому Иисус Христос употребляет даже те самые слова.

Стих 27… И не буди неверен, но верен. Это говорит Он в порицание Фоме за то, что он возражал прежде ученикам не потому, что хотел точнее удостовериться, а потому что не верил Воскресению.

Стих 28. И отвеща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой. Видя на руках Спасителя раны от гвоздей и на боку Его рану от копья, Фома тотчас же поверил, не домогаясь осязать их. Некоторые, впрочем, утверждают, что Фома, осязав, воскликнул: Господь мой и Бог мой.

Стих 29. Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше.[1122] Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа еще тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Обретоста, говорит Лука, совокупленых единонадесяте и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк. 24, 33). (Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети и т. д., а также, что еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде (Лк. 24, 36 и 41)? Так сказал евангелист на том основании, что ученики тогда испытывали такие чувства не потому, что они не верили, что Иисус Христос воскрес, а потому, что они сомневались, Иисус ли Христос это явился им, и хотели достовернее убедиться в этом). Блаженство, изреченное Иисусом Христом не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь. Поэтому, если кто-либо говорит: «блаженны жившие во времена Иисуса Христа и видевшие Его», пусть припомнит, что — блажени не видевшии, и веровавше. Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Как?… Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников.

Стих 30. Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих…[1123] Речь здесь, конечно, о тех знамениях, которые сотворил Иисус Христос после Воскресения; поэтому евангелист и прибавил: пред ученики Своими. Как прежде Воскресения нужно было много знамений для того, чтобы уверовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, так и после Воскресения нужно было совершить много их для того, чтобы уверовали, что Он воскрес. Или же здесь сказано вообще и о тех чудесах, которые были совершены Иисусом Христом прежде Воскресения, и о тех, которые были совершены Им после Воскресения.

Стих 31. Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий…[1124] Не ради честолюбия, говорит Иоанн, мы записали все это, — иначе мы записали бы и много другого, — а ради одной только необходимости, именно, — чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, предвозвещенный пророками.

Стих 31… И да верующе, живот имате во имя Его,[1125] т. е. через Него, так как Сам Он есть жизнь; живот имате, конечно — вечный.

ГЛАВА XXI

Стих 1. Посем явися паки Иисус ученикам (Своим, востав от мертвых), на мори Тивериадстем…[1126] После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение явися и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом.

Стих 1… Явися же сице…[1127] так, как евангелист далее говорит.