Сокровенный Афон

- Вам кто-нибудь помогает?

- Нет, я сам всё читаю и пою. Люблю служить один. Всю ночь молишься Так хорошо! Душа радуется. Очень часто после службы вижу ангелов. Они мне многое открывают, подсказывают.

- И часто вы их видите? - насторожился Антон.

- Да каждый день вижу. Вот и сегодня утром один сказал мне: Пойди на пристань. Приедут русские паломники. Я спустился, а тут как раз и вы приехали.

- ???

Кто являлся старцу?

Только сейчас я обратил внимание на то, что до настоящего момента отшельник ни разу не присел. Когда мы беседовали в его капитанской рубке, он все время стоял, опершись плечом на дверной косяк. И когда мы ели - тоже не садился за стол, заботливо ухаживая за нами. Зато теперь, когда он, наконец, уселся против меня на лавку, я с удивлением заметил, что со схимником творится что-то неладное. Руки отшельника непрестанно и быстро двигались, как бы совершенно независимо от него. Стоило ему только присесть на лавку, как все, что находилось вокруг, стало с какой-то невероятной скоростью перемещаться в разных направлениях, снова возвращаясь обратно и вновь перемещаясь. Пока он говорил, руки сами собой (отшельник даже не глядел на них) молниеносно и многократно перекладывали с места на место книгу, лежавшую на лавке, бронзовый подсвечник, шариковую ручку, школьную тетрадь, носовой платок и яблоко, непрестанно меняя все это местами, хотя надобности в этом не было никакой. Схимник продолжал говорить, а я со все б!ольшим недоумением продолжал следить за его суетливо двигающимися руками, с ужасом осознавая, что наблюдаю клинический симптом психического автоматизма в моторном варианте. Мне давно уже было ясно, что этот характернейший симптом шизофренического процесса означает лишь одну из форм усиленного воздействия демонов на человека и, в частности, непосредственно на двигательную кору головного мозга. Но каким образом и почему демоны получили такую большую власть над отшельником, который столько лет самоотверженно провел в трудах и молитвах, борясь со всеми видами греха, - было еще не понятно. Тем временем Антон, тоже почуявший беду, попытался осторожно прощупать схимника вопросами.

- М-да-а! - задумчиво промычал он. - Но знаете ли, отче, ежедневное общение с ангелами - довольно подозрительное занятие! Во всяком случае, никто из святых не имел такого постоянного общения. А не могут ли они оказаться на самом деле бесами?

Схимник отчаянно замотал головой, потрясая плоскими лепешками свалявшихся волос, замахал на Антона руками и почти закричал в испуге:

- Что ты, что ты! Какие бесы! Это настоящие ангелы! Ты знаешь, какую благодать я испытываю при их появлении?!

- Но ведь и бесы, - не отступал Антон, - как известно, могут принимать вид ангелов света. И любые псевдоблагодатные ощущения, неотличимые от истинных, они тоже могут дать почувствовать человеку. Недаром же блаженный Августин называл сатану обезьяной Господа Бога.

- Нет, нет, нет! Это не бесы! Это ангелы! - схимник нервно дернулся и вскочил с лавки.

- Да почему вы так в этом уверены? - продолжал невозмутимо допытываться Антон.

- Их крылья и одежда усыпаны крестами! Вот почему! Не могут демоны являться с крестами!