Приношение современному монашеству

"Не желай слышать о несчастии, постигшем человека, враждебного тебе. Слушающие произвольно такие поведания пожинают плоды своего произволения" [458].

"Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Говорит Писание: нечестивый и беззаконницы же изженутся [459]; оно же говорит: еси же хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут" [460].

"Во время скорби постарайся заметить действие сластей: они, утешая в скорби, бывают нам приятны" [461].

"Некоторые называют мудрыми понимающих и объясняющих различные предметы в видимом мире: мудры - обладающие своими пожеланиями" [462].

"Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, произвольно приведя в движение страсть и насадив ее в сердце" [463].

"Когда престанешь исполнять на деле плотские похотения, по учению Писания, тогда, при помощи Господа, удобно прекратится и в душе невидимое действие страстей" [464].

"Бог вменяет нам и дела и намерения. В Писании сказано: Господь воздаст коемуждо по деянием его [465]; также сказано: даст ти Господь по сердцу твоему" [466].

"Незанимающийся постоянно рассматриванием своей совести не возложит на себя и телесных подвигов для стяжания благочестия" [467].

"Невозложивший на себя произвольно подвигов для стя{стр. 144}жания благочестия тем сильнее будет подвергаться скорбям невольным" [468].

"Совесть есть книга естественного закона. Читающий эту книгу, исполнением на деле требований ее, опытно познает, что Бог вспомоществует человеку" [469].

"Познавший волю Божию и исполняющий ее по силе малыми трудами избежит трудов великих" [470].

"Хотящий победить искушения без молитвы и терпения не возможет отразить их от себя, - запутается в них еще более" [471].

"Благое направление совести приобретается молитвою, и чистая молитва - правильно настроенною совестию. Одно служит последствием другому естественно" [472].

"Иаков устроил Иосифу пеструю одежду, и Господь дарует кроткому разум истины, по свидетельству Писания. Научит Господь, - говорит оно, - кроткия путем Своим" [473].

"Господь сокровен в заповедях Своих, - и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его" [474].

"Мир Христов есть избавление от страстей: он не может быть получен иначе, как действием Святого Духа" [475].

"Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровию Его, говорит: егда сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: и еже должни бехом сотворити, сотворихом [476]. Из этих слов явствует, что Царство Небесное не есть возмездие за дела, но дар по благоволению Божию, уготованный верным рабам" [477].

"Христос умре грех наших ради, по Писанием [478], и тем, которые служат Ему благоугодно, дарует свободу: добре, рабе благий и верный, - говорит Он, - о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" [479].

"Почитающий Господа исполняет поведенное Им. Согрешивший же, то есть преслушавший Господа, терпеливо пере{стр. 145}носит попущаемые скорби, как свойственные себе, как свою принадлежность" [480].

"Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему. Совершается это по смотрению о нас Божию" [481].

"Скорби, постигающие человеков, суть порождения соделанных ими согрешений и живущих в них страстей. Если будем претерпевать эти скорби при помощи молитвы, то последует за наведенными скорбями наведение благого положения" [482].