Православная антропология
147. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 13.61 (GCS vol.10,1903 p.293.13; М. 14.516С).
148. ог.37 (Слово 37-е) 3 ( М. 36.308В).
149. hom. in Eph. (Беседы на Послание к Ефесянам) 18.3 (М. 62.124).
150. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. С.7,8.
151. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.269.
152. orat. (Слово к эллинам) 15 (М. 6.837А).
153. haer. (Пять книг о баснословии еретиков) 5.9 (М. 83.480В).
154. anim. (О душе и ее действии) (М. 91.357С).
155. Творения. Кн.1. С.161.
156. Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Ч.1. С.92.
157. str.(Cтpоматы) 6.8 (GCS vol.15,1906 p.466.13; М. 9.289С).
158. hom. (Беседы) 3.7 (М. 31.213С).
159. const. (Подвижнические уставы) 2.2 (М. 31.1340D).
160. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.673С).
161. paed. (Педагог) 3.1 (GCS 1 vol.12, 1905 p.236.4; М. 8.556А).
162. temp. (Сотницы о воздержании и добродетели к Феодулу) 2.24 (М. 93.1520A).
163. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.227.
164. Франк С.Л. Реальность и человек. С.91.
165. d.n. (О божественных именах) 4.11 (М. 3.708D).
166. schol.d.n (Схолии к "О божественных именах") 4.11 (М. 4.261C,D).
167. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.681В).
168. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.361.
Глава 6. Душа и тело
6.1. Связь души с телом
Тайна связи между телом и душой волновала многие умы - и богословов, и философов. Есть ли в природе принцип, более таинственный, нежели связь души и тела, принцип, благодаря которому предполагаемая духовная субстанция приобретает над материальной такую власть, что самая утонченная мысль может действовать на самую грубую материю. Так восклицает философия, ощущая в этой тайне средоточие проблемы духа и материи.
"Таинственно и связал (Бог) персть с умом и ум с духом" [1], -
говорит святитель Григорий Богослов, подразумевая под перстью тело и плоть, а под умом - умную, духовную природу души.
Несмотря на различение тела и плоти, о котором мы уже говорили (см. главу четвертую "Тело и плоть человека"), здесь мы будем то и другое называть телом, т.е. понятием более емким, кроме случаев, где это особо оговаривается. Точно так же и у святых отцов вместо "тело" могут встречаться "плоть", "персть", а вместо "душа" - "дух", "ум". Ясно, что здесь рассматривается связь сущностей, которые противоположны друг другу по природе, по происхождению, как это мы видели в разделе 3.3 "Состав природы человека".