Православная антропология

154. anim. (О душе и ее действии) (М. 91.357С).

155. Творения. Кн.1. С.161.

156. Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Ч.1. С.92.

157. str.(Cтpоматы) 6.8 (GCS vol.15,1906 p.466.13; М. 9.289С).

158. hom. (Беседы) 3.7 (М. 31.213С).

159. const. (Подвижнические уставы) 2.2 (М. 31.1340D).

160. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.673С).

161. paed. (Педагог) 3.1 (GCS 1 vol.12, 1905 p.236.4; М. 8.556А).

162. temp. (Сотницы о воздержании и добродетели к Феодулу) 2.24 (М. 93.1520A).

163. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.227.

164. Франк С.Л. Реальность и человек. С.91.

165. d.n. (О божественных именах) 4.11 (М. 3.708D).

166. schol.d.n (Схолии к "О божественных именах") 4.11 (М. 4.261C,D).

167. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.681В).

168. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.361.

Глава 6. Душа и тело

6.1. Связь души с телом

Тайна связи между телом и душой волновала многие умы - и богословов, и философов. Есть ли в природе принцип, более таинственный, нежели связь души и тела, принцип, благодаря которому предполагаемая духовная субстанция приобретает над материальной такую власть, что самая утонченная мысль может действовать на самую грубую материю. Так восклицает философия, ощущая в этой тайне средоточие проблемы духа и материи.

"Таинственно и связал (Бог) персть с умом и ум с духом" [1], -

говорит святитель Григорий Богослов, подразумевая под перстью тело и плоть, а под умом - умную, духовную природу души.

Несмотря на различение тела и плоти, о котором мы уже говорили (см. главу четвертую "Тело и плоть человека"), здесь мы будем то и другое называть телом, т.е. понятием более емким, кроме случаев, где это особо оговаривается. Точно так же и у святых отцов вместо "тело" могут встречаться "плоть", "персть", а вместо "душа" - "дух", "ум". Ясно, что здесь рассматривается связь сущностей, которые противоположны друг другу по природе, по происхождению, как это мы видели в разделе 3.3 "Состав природы человека".

6.1.1. Происхождение души и тела

Душа и тело происходят из одного начала, одновременно. Но это не абсолютный принцип, а лишь утверждение, что ни душа сама по себе, ни тело само по себе не предваряют друг друга в происхождении и не существуют друг без друга.

Святитель Григорий Нисский говорит:

"Ни душа прежде тела, ни тело без души... но единое начало у обоих" [2].

"Не предшествуют души телам, как учат манихеи..." [3] -

полемизирует Псевдо-Афанасий. Так же и преподобный Иоанн Дамаскин:

"...Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом - другое, как пустословит Ориген" [4].