Православная антропология
161. paed. (Педагог) 3.1 (GCS 1 vol.12, 1905 p.236.4; М. 8.556А).
162. temp. (Сотницы о воздержании и добродетели к Феодулу) 2.24 (М. 93.1520A).
163. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.227.
164. Франк С.Л. Реальность и человек. С.91.
165. d.n. (О божественных именах) 4.11 (М. 3.708D).
166. schol.d.n (Схолии к "О божественных именах") 4.11 (М. 4.261C,D).
167. myst. (Мистагогия) 5 (М. 91.681В).
168. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.361.
Глава 6. Душа и тело
6.1. Связь души с телом
Тайна связи между телом и душой волновала многие умы - и богословов, и философов. Есть ли в природе принцип, более таинственный, нежели связь души и тела, принцип, благодаря которому предполагаемая духовная субстанция приобретает над материальной такую власть, что самая утонченная мысль может действовать на самую грубую материю. Так восклицает философия, ощущая в этой тайне средоточие проблемы духа и материи.
"Таинственно и связал (Бог) персть с умом и ум с духом" [1], -
говорит святитель Григорий Богослов, подразумевая под перстью тело и плоть, а под умом - умную, духовную природу души.
Несмотря на различение тела и плоти, о котором мы уже говорили (см. главу четвертую "Тело и плоть человека"), здесь мы будем то и другое называть телом, т.е. понятием более емким, кроме случаев, где это особо оговаривается. Точно так же и у святых отцов вместо "тело" могут встречаться "плоть", "персть", а вместо "душа" - "дух", "ум". Ясно, что здесь рассматривается связь сущностей, которые противоположны друг другу по природе, по происхождению, как это мы видели в разделе 3.3 "Состав природы человека".
6.1.1. Происхождение души и тела
Душа и тело происходят из одного начала, одновременно. Но это не абсолютный принцип, а лишь утверждение, что ни душа сама по себе, ни тело само по себе не предваряют друг друга в происхождении и не существуют друг без друга.
Святитель Григорий Нисский говорит:
"Ни душа прежде тела, ни тело без души... но единое начало у обоих" [2].
"Не предшествуют души телам, как учат манихеи..." [3] -
полемизирует Псевдо-Афанасий. Так же и преподобный Иоанн Дамаскин:
"...Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом - другое, как пустословит Ориген" [4].