Правда и фантазии "Кода да Винчи"

— Так писала или нет Мария Магдалина Евангелие?

— А вы всегда верите рекламе? Если в рекламе чудодейственной мази появляется дяденька в белом халате, вы так вот прям сразу и верите, что это и в самом деле представитель Академии медицинских наук? А Грабовому вы верите? Он ведь себя Христом называет... Вот и гностические апокрифы написаны грабовыми II–IV вв.Странно, что Браун не зацитировал тот гностический текст, где уж совсем прямо излагаются сексуальные фантазии "духовных христиан". Я имею в виду "Вопросы Марии". Правда, рукопись этой книжки пока не найдена, и историкам она известна лишь по цитации ее духовным писателем конца IV столетия, святителем Епифанием Кипрским. Итак, хотите альтернативной, недогматической, гностической "духовности"? — Таки кушайте:"И книг у них много. В них излагаются какие-то "Вопросы Марии"... О Самом Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе не стыдятся говорить, что показывал Он развратные извращения... ибо в "Вопросах Марии", называемых "Большими" (сочинены у них и другие, "Малые"), представляют такое бывшее ей от Него откровение, преподанное Им на горе: Он помолился и взял женщину, что сбоку, и начал с ней совокупляться... и, действуя таким образом, Он перехватил Свое извергнутое семя, дабы показать, что "мы вынуждены поступать так, дабы жить"; и, когда Мария в смущении упала наземь, Он привел ее в сознание и сказал ей: "Зачем сомневаешься, маловерка?". И сказал, что это есть сплетение к Евангелию, и что "если земное говорило вам, и не поверили, то как небесному поверите?", и что [выражение]: когда увидите Сына Человеческого, идущего туда, где был прежде (ср.: Ин. 6, 62) — значит извергнутое семя, получившее участь, откуда и вышло. А насчет сказанного: если не будете есть Мою Плоть и пить Мою Кровь — и учеников, смутившихся и говоривших: кто может такое слушать? (ср.: Ин. 6, 53–60),—говорят, что было слово о безобразии. Потому они и встревожились, и пошли назад, ибо еще не были, говорят, в полноте основания. А реченное Давидом: будет он как древо, посаженное при исходе вод, которое приносит плод свой во время свое (ср.: Пс. 1, Заговорят, сказано о безобразиях человеческих: на исходе вод и плод свой даст,— сказано, говорят, об удовольствии извержения; а [слова]: лист не вянет (ср.: Пс. 1, 3) — [означают], что мы не допускаем, что, говорят, сама земля пропадет, а они сами будут. Ибо полагают, что багряницы Раав на дверях не было (см.: Нав. 2), но, говорят, багряница суть кровь менструальная, и сказанное: пей воды от сосудов жизни — говорит об этом. Говорят же, что плоть гибнет и не воскресает, и она принадлежит князю. Но о силе, заключенной в менструальной крови и в семени, утверждают: это душа, и мы ее, собирая, поедаем. При совокуплении же призывают имя некоего Барбарона (????????) и молятся, говоря: приношу тебе должное, дабы принести должное. Так и приносят: тут же и совокупляются, по-иному подкладываясь, дабы и другой не поднялся, пока не опустится до 365 форм соития… делая так, каждое из имен призывают. Когда же бремя падений — постыдных совокуплений и призваний имен — доходит до числа 730, тогда такой [падший] доходит наконец до дерзости, что говорит: я есмь Христос с тех пор, как сошел свыше чрез имена князей. Если же кто, говорят еретики, пребудет в этом гносисе и соберет себя в мире посредством месячных очищений и похотливых истечений, то он уже не удерживается здесь, но минует сказанных выше князей, доходит же, говорят, до Сабаота, попирает главу его (такова необузданная хула еретиков) и в таком случае переходит в высшую область, где матерь живущих, Барберо или Барбело… и таким образом душа спасается. Некоторые из них, не приближаясь к женам, собственными своими руками растлевают себя, и растление свое берут в руки, и так съедают, клеветнически приводя на сие во свидетельство слова: руки мои сии нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили (ср.: Деян. 20, 34); и еще: делая своими руками, чтобы иметь возможность подавать неимущим (ср.: Еф. 4, 28). А девами называют тех, которые при законном брачном общении никогда не дожидаются, по естественному обычаю, принятия в себя семени, и хотя всегда сообщаются и блудодействуют, но прежде исполнения удовольствия удаляют от общения злотворного растлителя своего и сказанную выше скверну собирают в снедь, как в подражание ухищренному поведению Силома с Фамарью, а в рассуждении девства употребляют это искусство, что хотя растлеваются, но не принимают в себя смешения и истечения сего растления" (Святитель Епифаний Кипрский. Панарион. 26, 8–11).

— Отложим богословские теории. Но разве нет жизненной и исторической правды в тезисе о властолюбии духовенства и связанной с ним духовной деградации христианского мира?

— Еще одна типично просветительско-масонская идея романа, давно уже отброшенная даже атеистическим религиоведением,— это идея о том, что вся эволюция религии есть реализация воли к власти и духовенство разрабатывает догматы ради своей корысти. Тут опять получается противоречие: если все в христианстве взято из язычества, а язычество было таким светлым и феминистическим, то отчего же христианство-то получилось таким "темным"? Неужто и языческие мудрецы и жрецы тоже из корысти создавали свои "символы женского начала"?Сам же тезис о властолюбии духовенства как о движущей силе истории христианства критиковался даже советским "научным атеизмом". В светском религиоведении говорится, вместо этого, об объективных социальных законах и потребностях, о внутренней логике мифа, о долгой кристаллизации тех потенций и интуиции, которые были заложены в данную религию изначально и хотя бы как возможность присутствовали в ней от ее истоков.И совсем уж неприлично выглядит тезис о том, что гностики и языческие мистики давали людям возможность свободного, непосредственного и личного обретения духовного опыта, в то время как властолюбивые попы всё замкнули на себя и свою структуру. У гностиков есть три расы людей: плотские, душевные и духовные. Перейти из одного разряда в другой нельзя. Разница заложена была еще на заре эволюции нашего мира. Духовные — это те, в кого попала частичка духа Софии. Тем, кому не так повезло, остается лишь слушаться гуру. Аналогична иерархия и в других эзотерических течениях: "мастера" окружены благоговейным послушанием "учеников".Но в Церкви эпохи ее борьбы с гностицизмом (II–V вв.) как раз было демократическое избрание священников и епископов. Кстати, хотя бы поэтому в Церкви и не могло быть никаких "тайных учений". Но ни в каком эзотерическом течении — от гностиков до "Приората Сиона" — не было избрания "посвященных" "непосвященными", учениками. "Великий Мастер" сам назначает новых "сенешелей", сам решает, кому открыть последние "тайны".

— Ах да, Вы же религиовед и историю религии изучали еще на кафедре научного атеизма МГУ...

— Да, и поэтому, в частности, очень многое из книги Брауна мне хорошо знакомо. Но к чести моей кафедры вновь скажу: советский "научный атеизм" брежневской поры далеко ушел от атеизма Берлиоза и Иванушки Бездомного.Базовый религиоведческий тезис "Кода да Винчи" состоит в том, что в христианстве все идеи и символы заимствованы из язычества (см. с. 281). Подобная идея была модна в XIX в., но современное религиоведение, в том числе и светское, так уже не считает.Главная идея христианства заключается в том, что Единый Изначальный Бог, Творец космоса, именно свободно, по Своей любви к человеку, а не разрешая внутренние проблемы и интриги, — стал Человеком, пошел на смерть, принес Себя в жертву ради людей. Назовите мне дохристианскую религию, содержащую такую идею, — и я готов заплатить этому человеку 1 000 долларов. В язычестве есть идея о страдающих богах, но эти боги страдают по необходимости: будучи олицетворениями сил природы, они подчиняются природно-циклической необходимости в своих смертях и возрождениях. И даже Озирис сражается с Сетом и проигрывает, а не отдает себя на смерть добровольно. Так что главную идею Евангелия невозможно найти нигде, кроме самого Евангелия.Кстати, христиане никогда не скрывали общие черты (и не стыдились их) выражения своей веры и веры язычников. Если обнаруживалось нечто общее в вере христиан и в вере какого-то языческого народа, богословы с радостью говорили: вот доказательство того, что Христос поистине Желаемый всеми народами (Агг. 2,7). Мудрость Божия все народы готовила к Своему приходу, и потому зернышки христианских идей были заранее посеяны в самых разных культурах. И значит, даже в случае заимствования христианство отовсюду узнает и берет свое. "Христианство от греко-римской культуры избирает и воспринимает свое, то, что принадлежит ему, как "христианство до Христа" в языческом мире, подобно тому как магнит притягивает к себе железные опилки. Здесь следует говорить не о влиянии на христианство, но о влиянии в христианство того, чему было естественно в него вливаться силою внутреннего сродства" [1].И еще, хотя я стараюсь не рассматривать то, что Браун рассказывает о язычниках, и ограничиваю свой анализ только теми его тезисами, которые касаются христиан и христианских же еретиков, все же замечу, что вряд ли Браун сможет на основании древних источников доказать, что поклонники Митры верили в его искупительную смерть и воскресение до начал а проповеди христианства. У Брауна: "В христианстве все заимствовано. Дохристианский бог Митра... был похоронен в склепе на склоне горы и ровно через три дня воскрес" (с. 281). На деле как раз Митра приносит в жертву быка, а вот его никто не убивает. С пещерой на склоне горы он связан, верно, но связан своим рождением, а не смертью. Если же Митра был убит — то хотелось бы от фанатов Брауна узнать, кто же именно его убил… "Митра является единственным богом, не разделяющим трагической судьбы мистериальных божеств, из чего можно сделать заключение, что сценарий митраистской инициации не содержал испытаний смертью и воскресением",— говорит крупнейший знаток истории религий М. Элиаде [2]. Протоиерей Сергий Булгаков. Икона и иконопочитание: Догматический очерк. М., 1996. С. 16. ^ См.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. Т. 2. С. 273. И еще: "Митра был единственным богом мистерий, который "не познал смерти". К тому же митраизм — единственный среди прочих тайных культов — не допускал участия женщин" (Там же. С. 276). ^

—Но об инквизиции Браун ведь сказал правду?

— Браун говорит, что за три века охоты на ведьм инквизиция сожгла "пять миллионов женщин" (включая повитух) (см. с. 152). При таких масштабах странно, что в Западной Европе вообще хоть кто-то остался. И кто только рожал в те века (XVI–XVIII) европейцев в таких количествах, что они расселились по всему земному шару?! "Когда историки наконец стали систематически изучать огромный массив протоколов инквизиций, были получены совершенно иные результаты, и постепенно начало вырабатываться новое представление о них. Сейчас, пожалуй, уже можно говорить о всеобщем признании двух принципиальных выводов, хотя исследования еще не завершены. Во-первых, средиземноморские инквизиции были менее кровожадными, нежели европейские светские суды раннего Нового времени. Между 1550-м и 1800 гг. перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3 000 из них были приговорены к смерти",— пишет американский историк, книга которого в русском переводе увидела свет благодаря "Фонду Сороса" [1].Жаль и одного сожженного человека. Но все же 3 000 и 5 млн — это не одно и то же.Ну и нелишне будет еще раз напомнить, что в Средние века ведьм не казнили. Печально знаменитая книга "Молот ведьм" появилась на свет лишь в 1486 г. "Первый случай преследования ведьмы… произошел в 1498 г" [2].. Массовая же "охота на ведьм" была отнюдь не средневековым феноменом, а новоевропейским. Разгар "охоты на ведьм" — это середина XVI — начало XVII вв.В России же первый закон, предписывающий костер за колдовство,—это... "Устав морской", изданный Петром I в 1720 г.: "И оному токмо молитися и на него надежду плагати надлежит во всяких делех и предприятиях. Того ради чрез сие все идолопоклоннства, чародейства с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется или сему подобной суеверный и богохулительныи, оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах и кошками наказан или весма сожжен имеет быть.Толкование: Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижницам и тем, которые чрез отраву вред какой учинят, или во оных писмах или словах хула имени Божию или отвержение от оного найдется. А ежели во оных писмах или словах хулы имени Божию и отвержения от оного нет, но точию суеверныя бредни, то надлежит по изобретению дела того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями и притом церковным публичным покаянием" (Устав морской. 4, 1) [3].Норма эта была взята из Новошведского военного артикула 1683 г. (откуда и ее незамеченный (?) Петром лютеранский пафос: "Молиться только Богу" — означает оставить без молитв Божию Матерь и святых…).Как справедливо заметил Ю. Лотман — "через окно в Европу тянуло гарью" [4]. См.: Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. С. 84; ср. также с. 85 и 99. ^ Лозинский С. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. С. 287. ^ Законодательство Петра I. М., 1997. С. 299. ^ Лотман Ю. Об "Оде, выбранной из Иова" Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. № 3. С. 259. ^

— Достоверен ли образ императора Константина, нарисованный в романе Брауна?

— Читаем: "Он всю жизнь прожил язычником, и крестили его только на смертном одре, когда он был слишком слаб, чтоб протестовать. К несчастью для него, Римскую империю в те времена охватили беспорядки на религиозной почве. Христиане воевали с язычниками, и конфликт настолько разросся, что Риму угрожал раскол на два отдельных государства. И вот в 325 г. … он решил объединить Рим под знаменем одной религии. А именно — христианства" (с. 280).Верно тут только одно: Константин действительно крестился лишь на смертном одре. Но так поступали многие христиане той поры — из-за страха осквернить свою душу грехами, совершенными после крещения. Племянник Константина, император Юлиан Отступник, попробовавший вернуться к язычеству, никогда не утверждал, что его убеждения те же, что и у его великого дяди.Раздел Рима на два государства начал гонитель христиан — Диоклетиан. Причем деление он предложил по чисто географическим признакам, а отнюдь не по религиозным. Кстати, именно Диоклетиан, сам того не ведая, и выступил в роли "сепаратора" , отделившего канонические Евангелия от апокрифов. Зная роль Писания в жизни христиан, он в 303 г. приказал епископам сдать в римские судилища свитки Евангелий. Епископы же воспользовались малой осведомленностью римских чиновников в вопросах богословия—и вместо подлинных, ценимых Церковью Евангелий принесли подделки — апокрифы, украшенные, однако, тем словом, которое значилось в императорском эдикте [1]. Так что большая часть апокрифических рукописей сгорела совсем не в тех кострах, что разжигали "христианские фанатики", а на задних дворах языческих римских канцелярий.Христиане времен обращения Константина были весьма далеки от того, чтобы быть половиной населения империи. Оценки историков колеблются в диапазоне от пяти процентов [2] до двенадцати процентов [3] населения. Причем восточная половина империи была христианизирована значительно больше, чем западная. Константин же до 323 г. оставался правителем Запада; следовательно, он не мог смотреть на христиан как на политическую силу. Известно предание о святителе Василии Великом: когда он пришел в Неокесарию, в этом большом городе было только семнадцать верующих, а к кончине святителя осталось лишь семнадцать язычников.При этом не нарастала, а напротив, угасала религиозная враждебность разных религиозных групп империи. За три века соседи успели хорошо узнать христиан и перестали возмущаться их "неверием" в официальных богов. Империя по инерции, по привычке время от времени вспоминала о Церкви и имитировала наведение единомыслия. Но народный антихристианский энтузиазм уже угас. Решительность же христианских мучеников вызывала у римлян уважение.Никаких "беспорядков" не было. Диоклетиан провел умную административную реформу. Христиане же лояльно относились даже к гонителям.Самое большее проявление бунта, на которое они решились, известно из свидетельства современника: "Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. человек… прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие" (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 8, 5).И уж совсем неприкрытой ложью являются слова Брауна о том, что "христиане воевали с язычниками" (с. 280). Обратите внимание на построение фразы. Можно было сказать, что "язычники воевали с христианами". Можно было бы сказать о "взаимной вражде язычников и христиан". Но Браун построил фразу так, что активно-нападающей, агрессивной стороной выглядят именно христиане. А ведь до Константина проявления этой вражды было очевидно асимметричны: христиане методами философской полемики критиковали языческую религию (тем же, кстати, занимались многие языческие комедиографы и философы), а языческий мир преследовал христиан пытками и казнями. В фильме, увы, это еще более подчеркнуто: толпа христиан, вооруженных копьями и крестами, бросается на беззащитных язычников, убивает их и сбрасывает прекрасные статуи с языческих храмов... Вот именно до обращения императора Константина ничего такого не было и быть не могло.Еще один "достоверный" тезис Брауна — утверждение, будто на I Вселенском Соборе по указке Константина решались вопросы, какие Евангелия считать подлинными, какие — мнимыми. Однако ни о чем таком не говорит ни один из источников IV в.Ни "Жизнь Константина" Евсевия Кесарийского, ни "Церковная история" Феодорита Кирского, ни "Церковная история" Сократа Схоластика, ни "Церковная история" Созомена, ни творения святителя Афанасия Великого не упоминают о том, будто на этом Соборе обсуждался вопрос библейского канона.Святитель Афанасий Великий, активнейший участник I Собора, в 367 г. пишет специальное послание (39-е праздничное), в котором перечисляет книги Нового Завета, но и в нем он никак не упоминает, будто этот перечень имеет какое-то отношение к Собору.Вопрос о границах библейского канона не вызывал соборных дискуссий вплоть до Лаодикийского собора 363 г. и III Карфагенского собора 397 г. Если бы Вселенский Собор уже решил этот вопрос в 325 г., то было бы странно обращение к этому же вопросу позднейших частных соборов, вдобавок без малейших ссылок на предыдущее авторитетное решение.Все это очень легко проверяется и по древнейшим источникам, и по научной литературе.Версия о том, что Никейский Собор формировал библейский канон, впервые зазвучала в сочинении "Libellus synodicus", изданном в 1601 г. страсбургским богословом И. Паппусом. Уже отсюда понятно, что это никак не современник Собора 325 г. Впрочем, некоторые историки полагают, что Паппус переработал более древний оригинал — греческую рукопись IX в. В любом случае "в нем несомненная историческая правда перемешана с различными домыслами и интерполяциями автора, в духе позднейшего католицизма" [4], этот источник "довольно подозрителен и стоит на плохом счету у серьезных, независимых ученых" [5].Ни один другой источник не дает оснований полагать, что на I Соборе обсуждался вопрос о каноне Нового Завета. См.: Мецгер Б. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М, 1998. С. 226. ^ См.: Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. // Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1998. Т. 5. С. 48, примечание. ^ См.: Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I–VIII вв.). СПб., 1910. Вып. 1. С. 83. ^ Покровский А. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914. С. 114. ^ Там же. С. 113. ^

— Но ведь имеет же писатель право на фантазию!

— На такую фантазию — вряд ли. Те, кто с помощью такого довода защищают Брауна, не станут так же реагировать на книги Г. Климова (в них в "художественной" форме обличается "жидовско-педерастическая мафия"). Форма фэнтэзи не спасает от их критики современную сказку "Дети против волшебников" Н. Зерваса (в которой также усматривают антисемитизм). Да и классические сказки Н. Вагнера ("Сказки Кота-Мурлыки" и другие) тоже подвергались вполне реалистической идейной порке. Обличать антисемитские нотки в художественной литературе (в произведениях Н. Гоголя или Ф. Достоевского) считается в порядке вещей. А протестовать против злой лжи в антихристианской сказке Брауна отчего-то нельзя!Представьте себе, что некто написал книгу о том, что Любавичский ребе — транссексуал и "лесбиян", втайне верящий в Иисуса Христа. И еще он писал доносы в царскую охранку, а мама у него вообще была полькой... Есть ли шанс на то, что фантастика с таким сюжетом будет издана миллионным тиражом, ляжет на лучшие полки всех книжных магазинов западного мира и по ней будет снято несколько художественных и "документальных" фильмов? Будет ли столь же неотступна и навязчива ее реклама?Отдельная проблема еще и в том, что реклама вокруг "Кода" строится на калейдоскопе взаимоисключающих заверений: то вдруг заявляется, что это — "просто фантастика, и поэтому не ругайте нас", но через минуту те же самые рекламные агенты начинают вещать, что наконец-то Браун установил великую истину, и теперь нам известна правда о христианстве. За неделю до выхода "Кода да Винчи" в прокат Первый телеканал (ОРТ) дважды показал полуторачасовой рекламный ролик фильма. Сей "документальный фильм" о фильме "художественном" был построен по принципам зомбирования и промывки мозгов. Одни и те же тезисы повторялись регулярно, безо всякого развития сюжета. При этом раз в десять минут говорилось, что вообще-то фантастику не стоит принимать близко к сердцу, зато все остальное время утверждалось, что наконец-то истина раскрыта.Если бы у издателей и рекламщиков не было пропагандистской цели, то, наверно, они могли бы поместить небольшое послесловие, носящее характер более научный и более корректный по отношению к христианам.Я не против свободы творчества, в том числе такого, которое озвучивает идеи, оппонирующие христианству. Браун имел право выставить напоказ свои фантазии. Правда, скажи мне, о чем твои фантазии, и я скажу — кто ты. Браун в своих грезах видит "сексуальную жизнь Христа". Тяжелый комплекс. Не знаю, излечимый ли. Но это право Брауна — свои сны, фантазии, комплексы и травмы детской поры демонстрировать в Интернете. Мне важен вопрос иной — почему и кто решил, что эти фантазии надо навязывать всему миру. Возмущаюсь я не столько романом Брауна, сколько несоразмерной ничему рекламной кампанией, внедряющей этот роман в умы людей. Тираж брауновской книги приближается к тиражу "Гарри Поттера", но книжка Дж. Роулинг все же неизмеримо живее и талантливее…

— Бурная кампания вокруг "Кода да Винчи", для многих неожиданная, но многих же и заинтриговавшая, непроизвольно наводит на мысль о возможных ее зачинщиках. Проще говоря, cui prodest — кому выгодно?

— "Код да Винчи" — это типичное конспирологическое произведение, главная идея которого состоит в том, что миром правят тайные ложи.В романе это — "Приорат Сиона", структура вполне масонская, но белая и пушистая. Она влияет на президентов (упоминается имя Миттерана) и банкиров, противостоит христианской Церкви и помогает рекламе книг Лэнгдона ("положительный отзыв Жака Соньера на книгу о поклонении женскому божеству означал не только коммерческий успех. Это подразумевало причастность к ее рекламе такой организации, как Приорат Сиона" [с. 351]).Сопротивление этой могущественной ложе оказывает не менее секретная католическая организация "Opus Dei".В романе Брауна много фантазии. Но сама история раскрутки "Кода да Винчи" подтверждает правоту ее главного тезиса. Ведь с точки зрения художественной роман господина Брауна — очевидная "нулевка": картонные персонажи, у которых отсутствует внутренняя психологическая глубина и достоверность, выложены в сюжете так, чтобы из них сложился заранее задуманный пазл. Все сюжетные повороты клишированы и подгоняются под некую суперцель пропагандистского характера. Перевод кошмарен. Чего стоит хотя бы то, что в оригинале "Opus Dei" именуется "группой", а в русском переводе — "сектой". Научной ценности эта книга тем паче не представляет.Однако рекламная кампания, сопровождавшая выход сначала книги, а теперь и фильма, свидетельствует, что в этот проект были влиты очень серьезные финансы и ресурсы. Вряд ли это были лишь средства автора "Кода да Винчи" или его издателей.Происходящее вокруг романа нельзя охарактеризовать иначе, как очередной залп в многовековой "холодной войне" между масонами и Католической церковью. В рекламной кампании вокруг книги господина Брауна проявила себя реальная масонская структура, действующая в нашем мире.Я не сторонник утверждения, что все, происходящее вокруг, связано с масонами. Не надо доводить себя до такого состояния, чтобы всюду видеть "жидомасонский след" (кстати, след-то очевиден: в любом здании есть две закрытые двери с буквами "Ж" и "М"! Ну не иначе, как они, проклятые, наследили! [1]).Но ненаучно было бы и игнорировать присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной ткани общества, начиная с XVIII в. и вплоть до настоящего времени.Есть открытые масонские издания, в которых они сами хвалят себя (см., например: Берберова Н. Люди и ложи. Харьков; М., 1997).Есть множество интернет-сайтов (например — www.masons.ru, "Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)").Есть открыто существующие вербовочные пункты — "Ротари-клуб" и "Лайонс-клаб". Например, губернатор Ярославской области А. Лисицын официально является главой отделения "Ротари-клуба" в своем регионе (за что, похоже, и был объявлен "лучшим губернатором России") [1].Устав "Великого Востока народов России" был открыто издан в 1913 г. Ну, почти открыто — он был замаскирован под историческое исследование — "Евграф Сидоренко. Италианские угольщики начала XIX в. (опыт исторического исследования). СПб., 1913". Одним из предполагаемых авторов является Виктор Обнинский (странно, что хотя он и покончил с собой в 1916 г., тем не менее в советские годы именно в его честь был назван подмосковный город Обнинск). Желающие подробнее ознакомиться с черновиком этого Устава могут взять общедоступное издание: журнал "История СССР" за 1989 г., № 6 (с. 119–134), и 1990 г., № 1 (с. 139-155). Название публикации: "Русское политическое масонство 1906–1918 гг. (документы из архива Гуверовского института войны, революции и мира). Вступительная статья и комментарий В. И. Старцева" [1].О масонстве президента Миттерана я узнал лишь из книги Брауна. Но в ноябре 2002 г. французский журнал "Le Point" вынес на свою обложку тему номера: "Ширак и франкмасоны" (см.: Le Point. 2002.8 ноября). На фотографиях, сопровождавших соответствующие тексты, были: пять министров-масонов в правительстве Ж. Ширака, масонские лидеры на приеме в Елисейском дворце (19 ноября 2001 г.)... Кстати, по сведениям британской "Таймс", Ширак хлопотал о том, чтобы роль Софи ("правнучки Христа") досталась актрисе Софи Марсо — подруге дочери Ширака. "В качестве ответной услуги Ширак якобы обещал режиссеру... содействие в решении вопросов, связанных со съемками в Лувре" [1].Так что при чтении книги Брауна не стоит впадать в крайности. Не надо считать, что Господь Бог ушел в отпуск, передав власть над миром масонам. Но и не надо считать, что слово "масон" употребляют только неумные люди, а на самом деле масонов не было и нет…И вот теперь мы видим, какими путями реализуется одна из главных и нескрываемых целей масонов — маргинализация традиционной христианской Церкви. Подробнее об этом можно узнать в замечательной подборке документов на эту тему — книге "Правда о масонах", автором которой является ученик Рерихов А. Клизовский, относившийся к масонскому движению с большой симпатией."Конвент Великого Востока" в 1903 г. заявил: "Триумф Галилеянина длился 20 веков. Иллюзия длилась слишком долго... Он исчезает в свою очередь, Бог лжец. Он присоединяется в пыли веков к другим божествам Индии, Египта, Греции и Рима, которые тоже видели много обманутых ими существ, лежащих ниц перед их алтарями. Братья-масоны, нам должно быть приятно, что мы не чужды этому падению ложных богов!". В 1922 г. "Конвент Великой Ложи Франции" призывал: "Энергично будем поддерживать в каждом свободу совести, но без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества. Будем работать, будем ткать нашими быстрыми и ловкими пальцами саван, который покроет в один прекрасный день все религии; таким образом мы добьемся во всем мире уничтожения духовенства и предрассудков, внушаемых ими" [1]. И хотя в 1922 г. в России "уничтожение духовенства" стало уже практикой, это не повлекло за собой изменения масонско-"гуманистических" доктрин.В истории с "Кодом да Винчи" мы имеем возможность наблюдать, как ведется агитпропагандистская война сейчас. Это их ответ на "Страсти Христовы" католика Мэла Гибсона. Впрочем, именно у этих дверей и произойдет полный крах "Кода да Винчи". Мужская комната обозначается тут тем символом, который Браун считает исключительно женским (треугольник вершиной вниз) а вот женская комната обозначена "мужским мечом" (треугольник вершиной вверх). ^ "Идейным вдохновителем и создателем ярославского "Ротари-клуба" "Лидер" стал глава региона Анатолий Лисицын. Он узнал о деятельности такой организации во время одной из зарубежных командировок. Судя по официальной информации, ему приглянулась благотворительная деятельность, которой активно занимаются ротарианцы по всему миру. Зная, что активными членами этого клуба в России являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, Анатолий Лисицын решил также воспользоваться преимуществами данной всемирной структуры. Дав согласие стать президентом "Ротари-клуба", ярославский губернатор привлек в него близких соратников, ведущих бизнесменов и промышленников региона. Все они — богатейшие люди Ярославской области, контролирующие десятки промышленных предприятий и крупных компаний, имеющие серьезный политический авторитет и влияние в регионе. Вряд ли эти уважаемые люди не знают, что всемирная сеть "Ротари-клубов", объединенная в организацию "Ротари интернэшнл", считается международной масонской ложей. Это движение называют наиболее рационалистической и самой молодой американской формацией масонства. "Ротари-клуб", насчитывающий более 1 млн членов, относят к так называемому белому масонству, к объединениям, через которые масоны стремятся воздействовать на общество" (Соловьев Е. Белое масонство появилось в Ярославле // Независимая газета. 2001. 8 декабря). ^ Информация в Интернете: http://biblionne.narod.ru/ books/645 .html. ^ Сулькин О. Голливудские взломщики // Итоги. 2006. 15 мая. С. 67. ^ Цит. по: Клизовский А. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова "Православный мир и масонство". 2-е изд. Рига, 1990. С. 12. ^