Правда и фантазии "Кода да Винчи"

— Браун говорит, что за три века охоты на ведьм инквизиция сожгла "пять миллионов женщин" (включая повитух) (см. с. 152). При таких масштабах странно, что в Западной Европе вообще хоть кто-то остался. И кто только рожал в те века (XVI–XVIII) европейцев в таких количествах, что они расселились по всему земному шару?! "Когда историки наконец стали систематически изучать огромный массив протоколов инквизиций, были получены совершенно иные результаты, и постепенно начало вырабатываться новое представление о них. Сейчас, пожалуй, уже можно говорить о всеобщем признании двух принципиальных выводов, хотя исследования еще не завершены. Во-первых, средиземноморские инквизиции были менее кровожадными, нежели европейские светские суды раннего Нового времени. Между 1550-м и 1800 гг. перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3 000 из них были приговорены к смерти",— пишет американский историк, книга которого в русском переводе увидела свет благодаря "Фонду Сороса" [1].Жаль и одного сожженного человека. Но все же 3 000 и 5 млн — это не одно и то же.Ну и нелишне будет еще раз напомнить, что в Средние века ведьм не казнили. Печально знаменитая книга "Молот ведьм" появилась на свет лишь в 1486 г. "Первый случай преследования ведьмы… произошел в 1498 г" [2].. Массовая же "охота на ведьм" была отнюдь не средневековым феноменом, а новоевропейским. Разгар "охоты на ведьм" — это середина XVI — начало XVII вв.В России же первый закон, предписывающий костер за колдовство,—это... "Устав морской", изданный Петром I в 1720 г.: "И оному токмо молитися и на него надежду плагати надлежит во всяких делех и предприятиях. Того ради чрез сие все идолопоклоннства, чародейства с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется или сему подобной суеверный и богохулительныи, оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах и кошками наказан или весма сожжен имеет быть.Толкование: Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижницам и тем, которые чрез отраву вред какой учинят, или во оных писмах или словах хула имени Божию или отвержение от оного найдется. А ежели во оных писмах или словах хулы имени Божию и отвержения от оного нет, но точию суеверныя бредни, то надлежит по изобретению дела того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями и притом церковным публичным покаянием" (Устав морской. 4, 1) [3].Норма эта была взята из Новошведского военного артикула 1683 г. (откуда и ее незамеченный (?) Петром лютеранский пафос: "Молиться только Богу" — означает оставить без молитв Божию Матерь и святых…).Как справедливо заметил Ю. Лотман — "через окно в Европу тянуло гарью" [4]. См.: Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. С. 84; ср. также с. 85 и 99. ^ Лозинский С. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. С. 287. ^ Законодательство Петра I. М., 1997. С. 299. ^ Лотман Ю. Об "Оде, выбранной из Иова" Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. № 3. С. 259. ^

— Достоверен ли образ императора Константина, нарисованный в романе Брауна?

— Читаем: "Он всю жизнь прожил язычником, и крестили его только на смертном одре, когда он был слишком слаб, чтоб протестовать. К несчастью для него, Римскую империю в те времена охватили беспорядки на религиозной почве. Христиане воевали с язычниками, и конфликт настолько разросся, что Риму угрожал раскол на два отдельных государства. И вот в 325 г. … он решил объединить Рим под знаменем одной религии. А именно — христианства" (с. 280).Верно тут только одно: Константин действительно крестился лишь на смертном одре. Но так поступали многие христиане той поры — из-за страха осквернить свою душу грехами, совершенными после крещения. Племянник Константина, император Юлиан Отступник, попробовавший вернуться к язычеству, никогда не утверждал, что его убеждения те же, что и у его великого дяди.Раздел Рима на два государства начал гонитель христиан — Диоклетиан. Причем деление он предложил по чисто географическим признакам, а отнюдь не по религиозным. Кстати, именно Диоклетиан, сам того не ведая, и выступил в роли "сепаратора" , отделившего канонические Евангелия от апокрифов. Зная роль Писания в жизни христиан, он в 303 г. приказал епископам сдать в римские судилища свитки Евангелий. Епископы же воспользовались малой осведомленностью римских чиновников в вопросах богословия—и вместо подлинных, ценимых Церковью Евангелий принесли подделки — апокрифы, украшенные, однако, тем словом, которое значилось в императорском эдикте [1]. Так что большая часть апокрифических рукописей сгорела совсем не в тех кострах, что разжигали "христианские фанатики", а на задних дворах языческих римских канцелярий.Христиане времен обращения Константина были весьма далеки от того, чтобы быть половиной населения империи. Оценки историков колеблются в диапазоне от пяти процентов [2] до двенадцати процентов [3] населения. Причем восточная половина империи была христианизирована значительно больше, чем западная. Константин же до 323 г. оставался правителем Запада; следовательно, он не мог смотреть на христиан как на политическую силу. Известно предание о святителе Василии Великом: когда он пришел в Неокесарию, в этом большом городе было только семнадцать верующих, а к кончине святителя осталось лишь семнадцать язычников.При этом не нарастала, а напротив, угасала религиозная враждебность разных религиозных групп империи. За три века соседи успели хорошо узнать христиан и перестали возмущаться их "неверием" в официальных богов. Империя по инерции, по привычке время от времени вспоминала о Церкви и имитировала наведение единомыслия. Но народный антихристианский энтузиазм уже угас. Решительность же христианских мучеников вызывала у римлян уважение.Никаких "беспорядков" не было. Диоклетиан провел умную административную реформу. Христиане же лояльно относились даже к гонителям.Самое большее проявление бунта, на которое они решились, известно из свидетельства современника: "Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. человек… прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие" (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 8, 5).И уж совсем неприкрытой ложью являются слова Брауна о том, что "христиане воевали с язычниками" (с. 280). Обратите внимание на построение фразы. Можно было сказать, что "язычники воевали с христианами". Можно было бы сказать о "взаимной вражде язычников и христиан". Но Браун построил фразу так, что активно-нападающей, агрессивной стороной выглядят именно христиане. А ведь до Константина проявления этой вражды было очевидно асимметричны: христиане методами философской полемики критиковали языческую религию (тем же, кстати, занимались многие языческие комедиографы и философы), а языческий мир преследовал христиан пытками и казнями. В фильме, увы, это еще более подчеркнуто: толпа христиан, вооруженных копьями и крестами, бросается на беззащитных язычников, убивает их и сбрасывает прекрасные статуи с языческих храмов... Вот именно до обращения императора Константина ничего такого не было и быть не могло.Еще один "достоверный" тезис Брауна — утверждение, будто на I Вселенском Соборе по указке Константина решались вопросы, какие Евангелия считать подлинными, какие — мнимыми. Однако ни о чем таком не говорит ни один из источников IV в.Ни "Жизнь Константина" Евсевия Кесарийского, ни "Церковная история" Феодорита Кирского, ни "Церковная история" Сократа Схоластика, ни "Церковная история" Созомена, ни творения святителя Афанасия Великого не упоминают о том, будто на этом Соборе обсуждался вопрос библейского канона.Святитель Афанасий Великий, активнейший участник I Собора, в 367 г. пишет специальное послание (39-е праздничное), в котором перечисляет книги Нового Завета, но и в нем он никак не упоминает, будто этот перечень имеет какое-то отношение к Собору.Вопрос о границах библейского канона не вызывал соборных дискуссий вплоть до Лаодикийского собора 363 г. и III Карфагенского собора 397 г. Если бы Вселенский Собор уже решил этот вопрос в 325 г., то было бы странно обращение к этому же вопросу позднейших частных соборов, вдобавок без малейших ссылок на предыдущее авторитетное решение.Все это очень легко проверяется и по древнейшим источникам, и по научной литературе.Версия о том, что Никейский Собор формировал библейский канон, впервые зазвучала в сочинении "Libellus synodicus", изданном в 1601 г. страсбургским богословом И. Паппусом. Уже отсюда понятно, что это никак не современник Собора 325 г. Впрочем, некоторые историки полагают, что Паппус переработал более древний оригинал — греческую рукопись IX в. В любом случае "в нем несомненная историческая правда перемешана с различными домыслами и интерполяциями автора, в духе позднейшего католицизма" [4], этот источник "довольно подозрителен и стоит на плохом счету у серьезных, независимых ученых" [5].Ни один другой источник не дает оснований полагать, что на I Соборе обсуждался вопрос о каноне Нового Завета. См.: Мецгер Б. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М, 1998. С. 226. ^ См.: Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. // Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1998. Т. 5. С. 48, примечание. ^ См.: Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I–VIII вв.). СПб., 1910. Вып. 1. С. 83. ^ Покровский А. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914. С. 114. ^ Там же. С. 113. ^

— Но ведь имеет же писатель право на фантазию!

— На такую фантазию — вряд ли. Те, кто с помощью такого довода защищают Брауна, не станут так же реагировать на книги Г. Климова (в них в "художественной" форме обличается "жидовско-педерастическая мафия"). Форма фэнтэзи не спасает от их критики современную сказку "Дети против волшебников" Н. Зерваса (в которой также усматривают антисемитизм). Да и классические сказки Н. Вагнера ("Сказки Кота-Мурлыки" и другие) тоже подвергались вполне реалистической идейной порке. Обличать антисемитские нотки в художественной литературе (в произведениях Н. Гоголя или Ф. Достоевского) считается в порядке вещей. А протестовать против злой лжи в антихристианской сказке Брауна отчего-то нельзя!Представьте себе, что некто написал книгу о том, что Любавичский ребе — транссексуал и "лесбиян", втайне верящий в Иисуса Христа. И еще он писал доносы в царскую охранку, а мама у него вообще была полькой... Есть ли шанс на то, что фантастика с таким сюжетом будет издана миллионным тиражом, ляжет на лучшие полки всех книжных магазинов западного мира и по ней будет снято несколько художественных и "документальных" фильмов? Будет ли столь же неотступна и навязчива ее реклама?Отдельная проблема еще и в том, что реклама вокруг "Кода" строится на калейдоскопе взаимоисключающих заверений: то вдруг заявляется, что это — "просто фантастика, и поэтому не ругайте нас", но через минуту те же самые рекламные агенты начинают вещать, что наконец-то Браун установил великую истину, и теперь нам известна правда о христианстве. За неделю до выхода "Кода да Винчи" в прокат Первый телеканал (ОРТ) дважды показал полуторачасовой рекламный ролик фильма. Сей "документальный фильм" о фильме "художественном" был построен по принципам зомбирования и промывки мозгов. Одни и те же тезисы повторялись регулярно, безо всякого развития сюжета. При этом раз в десять минут говорилось, что вообще-то фантастику не стоит принимать близко к сердцу, зато все остальное время утверждалось, что наконец-то истина раскрыта.Если бы у издателей и рекламщиков не было пропагандистской цели, то, наверно, они могли бы поместить небольшое послесловие, носящее характер более научный и более корректный по отношению к христианам.Я не против свободы творчества, в том числе такого, которое озвучивает идеи, оппонирующие христианству. Браун имел право выставить напоказ свои фантазии. Правда, скажи мне, о чем твои фантазии, и я скажу — кто ты. Браун в своих грезах видит "сексуальную жизнь Христа". Тяжелый комплекс. Не знаю, излечимый ли. Но это право Брауна — свои сны, фантазии, комплексы и травмы детской поры демонстрировать в Интернете. Мне важен вопрос иной — почему и кто решил, что эти фантазии надо навязывать всему миру. Возмущаюсь я не столько романом Брауна, сколько несоразмерной ничему рекламной кампанией, внедряющей этот роман в умы людей. Тираж брауновской книги приближается к тиражу "Гарри Поттера", но книжка Дж. Роулинг все же неизмеримо живее и талантливее…

— Бурная кампания вокруг "Кода да Винчи", для многих неожиданная, но многих же и заинтриговавшая, непроизвольно наводит на мысль о возможных ее зачинщиках. Проще говоря, cui prodest — кому выгодно?

— "Код да Винчи" — это типичное конспирологическое произведение, главная идея которого состоит в том, что миром правят тайные ложи.В романе это — "Приорат Сиона", структура вполне масонская, но белая и пушистая. Она влияет на президентов (упоминается имя Миттерана) и банкиров, противостоит христианской Церкви и помогает рекламе книг Лэнгдона ("положительный отзыв Жака Соньера на книгу о поклонении женскому божеству означал не только коммерческий успех. Это подразумевало причастность к ее рекламе такой организации, как Приорат Сиона" [с. 351]).Сопротивление этой могущественной ложе оказывает не менее секретная католическая организация "Opus Dei".В романе Брауна много фантазии. Но сама история раскрутки "Кода да Винчи" подтверждает правоту ее главного тезиса. Ведь с точки зрения художественной роман господина Брауна — очевидная "нулевка": картонные персонажи, у которых отсутствует внутренняя психологическая глубина и достоверность, выложены в сюжете так, чтобы из них сложился заранее задуманный пазл. Все сюжетные повороты клишированы и подгоняются под некую суперцель пропагандистского характера. Перевод кошмарен. Чего стоит хотя бы то, что в оригинале "Opus Dei" именуется "группой", а в русском переводе — "сектой". Научной ценности эта книга тем паче не представляет.Однако рекламная кампания, сопровождавшая выход сначала книги, а теперь и фильма, свидетельствует, что в этот проект были влиты очень серьезные финансы и ресурсы. Вряд ли это были лишь средства автора "Кода да Винчи" или его издателей.Происходящее вокруг романа нельзя охарактеризовать иначе, как очередной залп в многовековой "холодной войне" между масонами и Католической церковью. В рекламной кампании вокруг книги господина Брауна проявила себя реальная масонская структура, действующая в нашем мире.Я не сторонник утверждения, что все, происходящее вокруг, связано с масонами. Не надо доводить себя до такого состояния, чтобы всюду видеть "жидомасонский след" (кстати, след-то очевиден: в любом здании есть две закрытые двери с буквами "Ж" и "М"! Ну не иначе, как они, проклятые, наследили! [1]).Но ненаучно было бы и игнорировать присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной ткани общества, начиная с XVIII в. и вплоть до настоящего времени.Есть открытые масонские издания, в которых они сами хвалят себя (см., например: Берберова Н. Люди и ложи. Харьков; М., 1997).Есть множество интернет-сайтов (например — www.masons.ru, "Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)").Есть открыто существующие вербовочные пункты — "Ротари-клуб" и "Лайонс-клаб". Например, губернатор Ярославской области А. Лисицын официально является главой отделения "Ротари-клуба" в своем регионе (за что, похоже, и был объявлен "лучшим губернатором России") [1].Устав "Великого Востока народов России" был открыто издан в 1913 г. Ну, почти открыто — он был замаскирован под историческое исследование — "Евграф Сидоренко. Италианские угольщики начала XIX в. (опыт исторического исследования). СПб., 1913". Одним из предполагаемых авторов является Виктор Обнинский (странно, что хотя он и покончил с собой в 1916 г., тем не менее в советские годы именно в его честь был назван подмосковный город Обнинск). Желающие подробнее ознакомиться с черновиком этого Устава могут взять общедоступное издание: журнал "История СССР" за 1989 г., № 6 (с. 119–134), и 1990 г., № 1 (с. 139-155). Название публикации: "Русское политическое масонство 1906–1918 гг. (документы из архива Гуверовского института войны, революции и мира). Вступительная статья и комментарий В. И. Старцева" [1].О масонстве президента Миттерана я узнал лишь из книги Брауна. Но в ноябре 2002 г. французский журнал "Le Point" вынес на свою обложку тему номера: "Ширак и франкмасоны" (см.: Le Point. 2002.8 ноября). На фотографиях, сопровождавших соответствующие тексты, были: пять министров-масонов в правительстве Ж. Ширака, масонские лидеры на приеме в Елисейском дворце (19 ноября 2001 г.)... Кстати, по сведениям британской "Таймс", Ширак хлопотал о том, чтобы роль Софи ("правнучки Христа") досталась актрисе Софи Марсо — подруге дочери Ширака. "В качестве ответной услуги Ширак якобы обещал режиссеру... содействие в решении вопросов, связанных со съемками в Лувре" [1].Так что при чтении книги Брауна не стоит впадать в крайности. Не надо считать, что Господь Бог ушел в отпуск, передав власть над миром масонам. Но и не надо считать, что слово "масон" употребляют только неумные люди, а на самом деле масонов не было и нет…И вот теперь мы видим, какими путями реализуется одна из главных и нескрываемых целей масонов — маргинализация традиционной христианской Церкви. Подробнее об этом можно узнать в замечательной подборке документов на эту тему — книге "Правда о масонах", автором которой является ученик Рерихов А. Клизовский, относившийся к масонскому движению с большой симпатией."Конвент Великого Востока" в 1903 г. заявил: "Триумф Галилеянина длился 20 веков. Иллюзия длилась слишком долго... Он исчезает в свою очередь, Бог лжец. Он присоединяется в пыли веков к другим божествам Индии, Египта, Греции и Рима, которые тоже видели много обманутых ими существ, лежащих ниц перед их алтарями. Братья-масоны, нам должно быть приятно, что мы не чужды этому падению ложных богов!". В 1922 г. "Конвент Великой Ложи Франции" призывал: "Энергично будем поддерживать в каждом свободу совести, но без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества. Будем работать, будем ткать нашими быстрыми и ловкими пальцами саван, который покроет в один прекрасный день все религии; таким образом мы добьемся во всем мире уничтожения духовенства и предрассудков, внушаемых ими" [1]. И хотя в 1922 г. в России "уничтожение духовенства" стало уже практикой, это не повлекло за собой изменения масонско-"гуманистических" доктрин.В истории с "Кодом да Винчи" мы имеем возможность наблюдать, как ведется агитпропагандистская война сейчас. Это их ответ на "Страсти Христовы" католика Мэла Гибсона. Впрочем, именно у этих дверей и произойдет полный крах "Кода да Винчи". Мужская комната обозначается тут тем символом, который Браун считает исключительно женским (треугольник вершиной вниз) а вот женская комната обозначена "мужским мечом" (треугольник вершиной вверх). ^ "Идейным вдохновителем и создателем ярославского "Ротари-клуба" "Лидер" стал глава региона Анатолий Лисицын. Он узнал о деятельности такой организации во время одной из зарубежных командировок. Судя по официальной информации, ему приглянулась благотворительная деятельность, которой активно занимаются ротарианцы по всему миру. Зная, что активными членами этого клуба в России являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, Анатолий Лисицын решил также воспользоваться преимуществами данной всемирной структуры. Дав согласие стать президентом "Ротари-клуба", ярославский губернатор привлек в него близких соратников, ведущих бизнесменов и промышленников региона. Все они — богатейшие люди Ярославской области, контролирующие десятки промышленных предприятий и крупных компаний, имеющие серьезный политический авторитет и влияние в регионе. Вряд ли эти уважаемые люди не знают, что всемирная сеть "Ротари-клубов", объединенная в организацию "Ротари интернэшнл", считается международной масонской ложей. Это движение называют наиболее рационалистической и самой молодой американской формацией масонства. "Ротари-клуб", насчитывающий более 1 млн членов, относят к так называемому белому масонству, к объединениям, через которые масоны стремятся воздействовать на общество" (Соловьев Е. Белое масонство появилось в Ярославле // Независимая газета. 2001. 8 декабря). ^ Информация в Интернете: http://biblionne.narod.ru/ books/645 .html. ^ Сулькин О. Голливудские взломщики // Итоги. 2006. 15 мая. С. 67. ^ Цит. по: Клизовский А. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова "Православный мир и масонство". 2-е изд. Рига, 1990. С. 12. ^

— А что такое масоны?

— Ну, прежде всего это не ругательство. С социологической точки зрения это по-своему даже нужная структура. В традиционном обществе было всего две иерархические пирамиды: военная (дворянская) и церковная. Сегодня их множество: государственно-административная (с десятками независимых друг от друга министерств), военная, церковная, научная, массмедийная, банковская, торговая, рекламная, промышленная... Человек делает карьеру в своей иерархии. Доходит до уровня принятия решений. И тут ему оказывается мало газетной информации. Ему нужен более широкий кругозор, нужен доступ к сведениям хотя бы "для служебного пользования" из пирамидки смежников. Нужны контакты с соседями по иерархическому этажу. И где же их завести? Вот тут и подходят разные "клубы по интересам". Играешь в гольф, а попутно обсуждаешь совсем не спортивные проблемы.Но ряд из этих закрыто-элитарных клубов оказался связан с более древней "клубной" традицией, пропуском в которую было принятие религиозных воззрений, альтернативных по отношению к господствующему христианству.

— Есть ли такие люди среди более-менее известных деятелей культуры и истории?

— Прежде всего — это создательница "Теософского общества" Е. Блаватская. В собрании ее писем опубликован ее масонский диплом. Центральный пассаж в этом дипломе звучит так: "Мы, Трижды Прославленный Верховный Великий Генеральный Магистр, и мы, Верховные Великие хранители, 33-й и последней степени Верховного Святилища Англии, Уэльса и пр., награжденные великой Звездой Сириуса и пр., и пр., Великие Командующие Трех Легионов Рыцарей Масонства, данной нам высшей властью, которой мы объявляли и провозглашали, объявляем и провозглашаем нашего Брата, Е. П. Блаватскую, Подмастерьем, Кавалером Ордена, Совершенной Мастерицей, Великой Избранной Шотландской Леди, Великой Избранной, Кавалером Розового Креста, Прекраснейшей Госпожой, Совершенной и Почтенной Владычицей и Коронованной Принцессой Обряда Усыновления" [1]. Блаватская о себе: "Мой масонский опыт — если называть этим словом членство в нескольких Восточных организациях и эзотерических братствах—ограничен исключительно Востоком. Тем не менее это не мешает мне, подобно всем другим Восточным "Масонам", знать обо всем, что связано с Западным масонством, включая те бесчисленные глупости, которые напридумывали о масонском братстве за последние полстолетия, и, учитывая получение от "Верховного Великого Магистра" диплома… называть себя Масоном" [2]. "Перед тем, как покинуть нас, индиец дал нам несколько десятков имен живущих в Индии людей, причем все они были либо каббалистами, либо масонами, но не из дурацких Лож Европы и Америки, а из Великой Восточной Ложи, в которую англичане не допускаются" [3]. "Теперь об Инициации. Г-ну ван Столку... гораздо лучше было бы поехать за этим в Англию, а не во Францию. Во Франции у нас двадцать восемь или тридцать теософов, но я не верю, что они уже образовали отделение. Леймари… инициировали несколько раз , г-н Синнет... рассказывает, что, когда в мае он был в Париже, Леймари перепутал знаки и пароли" [4].Многие масоны рассматривали свое масонство как обычную игру. Но Блаватская всем сердцем приняла масонскую доктрину и мистику. "Я посвятила всю жизнь мою изучению древней каббалы и оккультизма" [5]. "Зохар" (главная книга каббалистов) для Блаватской — "бездонный склад сокровенной мудрости и тайн" [6]. Дежурный перечень ее авторитетов звучит так: "Оккультисты, розенкрейцеры средних веков и даже средневековые каббалисты говорили…" [7].В понимании Блаватской, единственно приличное приближение к "Всеобщему Братству" — масонство [8]. Причем Блаватская всегда уточняет, что есть масонство хорошее и плохое. Дурное масонство — это то, которое признает Бога Творца и видит в Боге Личное начало [9].Для профанов она говорила, что проповедует соединение и взаимообогащение всех религий. Но попробуйте найти хоть одну строчку среди ее тысяч страниц, в которой она признала бы, что христианство хоть чем-то обогатило языческий религиозно-магический опыт...Соратник Блаватской — Г. Олькотт — также был масонским "посвященным": он состоял в Коринфском ордене системы "Королевская Арка", о чем свидетельствует выданный ему масонский диплом за № 159, датируемый 12 января 1860 г. А на дипломе "Масона-Магистра Гугенотской Ложи" № 448, выданном 20 декабря 1861 г., находится подпись Олькоттав качестве "Старшего Смотрителя" [10].Известно о принадлежности к масонству другой виднейшей проповедницы теософии — А. Безант [11]. Принадлежал к масонам и Р. Штейнер [12].Не забудем также, что масонские симпатии и антипатии, интересы и предубеждения передавались не только "посвященным", но и их детям — в тех семьях, где воспитывались "волчата" [13].Е. Блаватская, например, происходит из рода, который уже не в первом поколении был связан с масонами. По материнской линии Блаватская состоит в родстве с семейством князей Долгоруких [14]. Члены этого рода с екатерининских времен упоминаются в связи с масонским движением [15]. От прадеда, князя П. Долгорукова, Блаватская унаследовала огромную библиотеку по оккультизму, в которой с детства и набиралась оккультной премудрости. "Мой прадед со стороны матери, князь Павел Васильевич Долгорукий, имел странную библиотеку, содержавшую тысячи книг по алхимии, магии и прочим оккультным наукам. Я прочла их с острейшим интересом прежде, чем мне исполнилось пятнадцать. Вся чертовщина Средних веков нашла себе прибежище в моей голове, и скоро уже ни Парацельс, ни К. Агриппа ничему уже не могли меня научить. Знаете, почему я вышла за старого Блаватского? Потому что, в то время как все молодые люди смеялись над "магическими" суевериями, он верил в них! Он так часто говорил со мной о эриванских колдунах, о таинственных науках курдов и персов, что я приняла его, чтобы использовать как ключ к ним" [16].Другая семья, также не в одном поколении связанная с масонско-розенкрейцеровскими кругами,— это род Голенищевых-Кутузовых. Имена членов этой фамилии встречаются в масонских кружках с конца XVIII в [17]. К этому роду принадлежала Е. Рерих [18]. "У меня имелся ритуальный кинжал, принадлежавший Воронцову, и в детстве я любила повторять отрывки из привезенных им из Индии ритуальных напевов, каким-то образом дошедших до моей семьи" [19].Н. Рерих также унаследовал благоговейный и живой интерес к оккультизму у своих предков.Дед Н. Рериха — Федор Иванович Рерих "входил в Рижскую масонскую ложу, руководителем которой был великий мастер барон Унгерн-Штернберг, предок известного русского белогвардейского генерала барона Унгерна" [20]. Знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу Рериху (отцу художника), хранится в Государственном музее Востока (и демонстрировался в московской Государственной библиотеке иностранной литературы на выставке, посвященной розенкрейцерам в России). Сам Н. Рерих в розенкрейцеровскую ложу "вступил в 1930-х гг., в Америке, получив сразу высшую степень посвящения" [21].Не случайно в учении Агни Йоги очень тепло упоминаются розенкрейцеры: "Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их" (Знаки Агни Йоги. 473).На деле связь Рериха с масонами была небескорыстной: "В субботу вечером папа был у масона 32-й степени — химика Хилле… Дал адрес одн[ой] дамы в N [ew] Y[ork]. Видимо, папа часто сидит на сеансах. И сеансы эти много помогли нашему консулу Волкову и д-ру де Бей. Папа пишет: "Наш Ал [лал] М[инг] во многом мне помог, конечно, он не насыпал долларов, но зато у меня масса друзей и учеников"" [22]."Сеансы", о которых идет речь,— это спиритические сеансы, а "Аллал Минг" — это дух, являвшийся с таким именем ("Он духов третьего плана Водитель" [23]). В понимании же этого "Алл ал а Минга", который в своих последующих "явлениях" принял имя "Махатмы Мории", "лучшие люди" — это "масоны, раввины, квакеры" [24] (а также: "Прав Рерих, уча обратиться к евреям... Обратитесь к Рокфеллеру опять, повторяю" [25]). Так что налицо замкнутый круг: масоны рекомендуют вызывательниц духов, духи рекомендуют масонов…Масоны проявляли интерес к карьере Рериха еще в России. Е. Рерих вспоминает, что "непосредственно после революции имя его было именем кандидата на пост министра изящных искусств, который тогда предполагало создать Временное правительство" [26]. Если учесть, что Временное правительство было правительством чисто масонским, то приглашение им именно Рериха в свой круг характеризует не столько художественные вкусы членов правительства, сколько мир рериховских контактов…Розенкрейцеры считали Рериха своим [27]. И ныне на официальном русском сайте ордена розенкрейцеров Н. Рерих упоминается в списке наиболее выдающихся личностей, бывших членами ордена или имевших непосредственную связь с ним: "Николай Рерих (1874–1947 гг.), художник, писатель, гуманист, философ, исследователь, археолог, борец за Мир, будучи в течение долгих лет членом Ордена Розы и Креста и посланником Братства, представлял Орден на различных собраниях" [28].Парижский Музей Рериха был одним из центров воссоздания русского масонского движения в эмиграции: "В начале 1930-х гг. представители различных идейных групп... создали журнал "Утверждения". Первого мая 1932 г. сотрудники данного периодического органа и Союз российских национал-мессианистов (национал-большевиков) основали Пореволюционный клуб. Собирались члены клуба в помещении друзей Рерих-музея, вероятно, благодаря помощи члена последнего Г. Г. Шклявера, также члена Юпитера" [29]. Что такое "Юпитер" и кто такой Шклявер?В этот период Георгий Гавриилович Шклявер возглавлял парижский Музей Рериха. Именно Шклявер является создателем документа, известного как "Пакт Рериха", говорящего о "Знамени Мира". "План Пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. Главное намерение этого проекта — создать Флаг… План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр. Г. Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха. Согласно составленной им Статьи 1 Пакта…" [30]."Юпитер" же — это масонская ложа "Шотландского Устава", воссозданная в эмиграции в 1926 г. "Юпитер строил свои работы вокруг рассмотрения проблем личности, культуры, масонства, коллектива и их взаимоотношений" [31]. Как видим,— круг тем, весьма близкий к тематике рериховских книг. Заметим также, что и политический курс Г. Шклявера и тех лож и организаций, куда он входил, был единомыслен с рериховским — это был курс "советского патриотизма" [32].Без добротных связей с масонскими кругами проект "Знамени Мира" не был бы поддержан политической верхушкой США и марионетками Штатов из Латинской Америки.Напомню еще, что не только варяжские струги и гималайские вершины живописала рериховская кисть. Н. Рериху принадлежит авторство однодолларовой купюры. Впрочем, у этого эпизода своя история... В феврале 1926 г. в Кашгаре Рерих по просьбе советского консула создает эскиз памятника В. Ленину. Он успел даже поставить постамент на территории советского консульства, прежде, чем китайские власти запретили установку памятника. Постамент был сделан в форме усеченной пирамиды… В жизни Рериха эта форма всплывет позднее еще раз. В 1935 г., во время своего третьего и последнего пребывания в Америке [33], он через своих друзей подает американским чиновникам идею изобразить усеченную пирамиду на однодолларовой зеленой купюре, что и происходит. Так и по сей день красуется на купюре усеченная пирамида, над которой, однако, на этот раз помещена не голова Ленина, а треугольник с изображением глаза — древнейший масонский символ "Строителя Вселенной" [34]. Остается уточнить, что речь здесь идет о традиционных масонских символах.Как русскому эмигранту удалось добраться до создания американских денег [35]? Дерзну предположить, что именно "ложа" предоставила в распоряжение Рериха хорошие связи среди высших госчиновников США. Настолько хорошие, что Н. К. Рерих мог решать — использовать ему возможность встречи с президентом США Ф. Рузвельтом [36] или отклонить: "Друг [37] предложил Н. К. видеть президента, но Н. К. не нашел нужным" [38].Судьба семьи Рерихов в эмиграции поразительна. Согласитесь, редко какой беглый художник может позволить себе выстроить музей своего собственного имени в виде 29-этажного здания (имевшего 300 комнат) и с ежегодным доходом в 100 000 долларов [39]! А ведь происхождение этих денег не может быть объяснено популярностью Н. Рериха. Сверхспроса не было ни на его картины [40], ни на его книги, ни на его лекции [41].И тем не менее Рерих в состоянии брать взаймы фантастические суммы: в 1929 г. он сказал З. Фосдик, что он должен вернуть 900 000 долларов ("5.7.29. Затем Н. К. говорил, что Логв[ан] произнес цифру в 900 000 $, которую непременно нужно ему отдать. Вся кампания и для этого — значит, он забыл о даре" [42]. Доллар 20-х гг. и доллар современный мало похожи друг на друга по своему весу. Сегодня эта сумма выражалась бы в миллионах [43]…И тем не менее: "20.6.29. По приезде Н. К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город... Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду" [44]. Ну кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника: "Очень не понравилась Н. К. паблисити в "Times": все говорят об ученом, исследователе. А о художнике ни слова" [45].Но, может, это честь "крупному ученому" [46] и исследователю… Но где же его ученые труды? Какой ученый труд Рериха взбудоражил Америку? Какое его научное открытие? Неужели его юношеские раскопки севернорусских курганов принесли ему славу ученого с мировым именем? Неужели в тех русских курганах он нашел нечто такое, что через десятилетия принесло ему славу в Америке?Он исследователь-этнограф? Но где в 1929 г. были опубликованы научные труды Трансгималайской экспедиции (и были ли они вообще опубликованы в научных изданиях)?"Ложи" поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и "раскрутка" Рериха. А сегодня — Брауна. Блаватская Е. Письма. М., 1995. С. 45–46. Блаватская была принята в лондонскую ложу 24 ноября 1877 г. по обряду усыновления, то есть "побочному Обряду", который был создан еще до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин (см.: Там же. С. 53). ^ Там же. С. 48. ^ Там же. С. 246. ^ Блаватская Е. Письма. С. 289. ^ Цит. по: Соловьев Вс. Современная жрица Изиды. М., 1994. С. 298. ^ Блаватская Е. Эзотерическое учение (Тайная Доктрина). М., 1993. Т. 3. С. 173. ^ Блаватская Е. Комментарии к "Тайной Доктрине". М., 1999. С. 107. Выражение "розенкрейцеры средних веков" звучит довольно забавно, если вспомнить, что первое мистико-алхимическое общество розенкрейцеров возникло лишь в 1622 г., а сам Розенкрейц, якобы путешествовавший в Индию в 1378 г.,— не более чем персонаж памфлетов, написанных И. Андреэ в 1613–1616 гг. (см. статью "Розенкрейцеры" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона [СПб., 1899. Т. 27. С. 11]). ^ См.: Блаватская Е. Каббала. Философские труды Соломона бен-Иуда ибн-Гебироля (или Авицеброна) // Избранные статьи. М., 1996. Ч. 2. С. 82. ^ "Масонство, несмотря на... современные нововведения (в особенности — библейский Дух), приносит пользу как в моральном, так и в физическом плане" (Блаватская Е. Истоки обрядности в Церкви и масонстве // Блаватская Е. Новый цикл. М., 2001. С. 83). ^ См.: Блаватская Е. Письма. С. 43. ^ "В специальном французском масонском журнале "Acacia" (Акация) от 6 января 1910 г. на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 г. состоялось торжественное открытие ложи № 351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит — главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного всемирного Масонского совета и делегаткой масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний" (Кудрявцев К. Что такое Теософия и Теософическое общество. СПб., 1914. С. 41). ^ См.: Carlson M. "No Religion Higher Than Truth": A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875–1922. Princeton, 1993. P. 139. ^ "Волчонком" называется сын масона. ^ См.: Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов. М., 1997. № 2–3. С. 381. ^ См.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 41. ^ Блаватская Е. Письма. С. 337–338. Это письмо цитируется в книге Мэрфи с важным добавлением: "В моей голове нашла приют вся черная магия, вся чертовщина Средних веков" (Мэрфи Г. Е. Блаватская. Челябинск, 1999. С. 53). ^ П. Голенищев-Кутузов был розенкрейцером и мастером московской "Ложи Нептуна" (см.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 17). Членство в масонских структурах И. Голенищева-Кутузова весьма вероятно (см.: Там же. С. 130,149). "Масонское Братство принесло огромную пользу России… фельдмаршал князь Мих. Илл. Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном" (Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"... Т. 1. С. 385). Надо заметить, что репутация Кутузова как "спасителя России" небесспорна: "Среди тех генералов, кто неодобрительно и негативно отзывался о М. И. Кутузове, были многие герои 1812 года: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, М. А. Милорадович, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и другие... генералы ставили ему в вину проигрыш Бородинского сражения , оставление без боя Москвы, разлад армейской системы управления, пассивность и бездеятельность в ведении военных действий" (Безотосный В. Российский титулованный генералитет в 1812–1815 гг. // От Москвы до Парижа (1812–1814 гг.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. [Вып. 2]. С. 34). Подробнее см.: Троицкий Н. Михаил Илларионович Кутузов. Факты. Версии. Мифы // М. И. Кутузов и русская армия на 2 этапе Отечественной войны 1812 года: Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Малоярославец, 1995. С. 31–48; Он же. Домыслы вместо правды (ответ Ю. Н. Гуляеву) // От Москвы до Парижа… [Вып. 2]. С. 58–64; Смирнов А. Так где же "домыслы"? // Там же. С. 65–70. ^ Иванов М. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов… № 2–3. С. 362. ^ Рерих Е. Письма. М., 2002. Т. 4: 1936. С. 434. ^ Дубаев М. Рерих. М., 2003. С. 8. ^ Там же. ^ Рерих Е. Письма. М., 1999. Т. 1: 1919–1933. С. 30–31. ^ Агни Йога. Высокий Путь. М., 2002. Ч. 1: 1920–1928. С. 13. ^ Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 639. ^ Агни Йога. Высокий Путь. Ч. 1: 1920–1928. С. 94, 98. ^ Цит. по: Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. СПб., 1999. С. 313. ^ См.: Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 386. ^ http: // www.amorc.org.ru / osnovy.php ^ Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С. 20. ^ Рерих Н. Знамя мира // Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"… Т. 2. С. 138–139. ^ Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. С. 17. ^ См.: Там же. С. 30. ^ Пребывание оказалось последним, поскольку вскоре против Рериха были выдвинуты обвинения в уходе от уплаты налогов. Похоже, что Рерихи оказались слишком навязчивы с советами своих "махатм" руководству США… ^ См.: Decter J. Nicholas Roerich. The Life and Art of a Russian Master. Rochester, 1989. P. 134. ^ Интересная информация для ответа на этот вопрос содержится в книге: Williams R. Russian Art and American Money, 1900–1940. Cambridge, 1980. К сожалению, пока мне не довелось увидеть это издание. ^ Оккультные опыты и симпатии президентов США — тема отдельного исследования. Е. Рерих цитирует некую книжку "Эпизоды из американской истории": "Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумическом опыте с медиумом по имени Конклинг….. Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Ее глаза были плотно закрыты. Она остановилась напротив Президента, подняла правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну: "В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации...." Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: "То, что я услышал, оставило глубокое впечатление". Это происходило в конце декабря 1862 г". (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерихов с Рихардом Рудзитисом. Минск, 2000. Т. 2: 1938–1940. С. 451). ^ "Друг" — это вице-президент США Г. Уоллес. ^ Фосдик З. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника, 1922–1934. М., 1998. С. 612–613. ^ См.: Там же. С. 521. ^ "Все галереи и школы — наши враги" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 526). ^ "Всего устроены четыре несчастные лекции, по 200, 300 $… "Это 1905 г.,— сказал Н. К.,— и то, когда я приехал в Чикаго, и дал пять лекций за минимальную плату — 200 $ за лекцию,— и получил 1000 $, а меня тогда никто не знал. Великому художнику хочется говорить, и он разъезжает повсюду и платит людям, чтоб его слушали"" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 430–431). ^ Фосдик З. Мои Учителя… С. 441–442. ^ При этом, например, в 1923 г. Рерих послал своей матери в СССР только 40 франков, в то время как его гораздо менее известный и богатый брат из Харбина слал матери деньги почти каждый месяц (см.: Дубаев М. Рерих. С. 227). ^ Фосдик З. Мои Учителя... С. 421. ^ Там же. С. 423. ^ Шапошникова Л. Этическая философия Космической Эволюции // Три ключа. Педагогический вестник. М., 1999. Вып. 3. С. 30. ^

— А Вы сами масонов видели?

— Я знаю людей, которых приглашали в масонские ложи. В 1990 г. в Бухаресте я беседовал со священником, которого приглашали в ложу сразу после того, как он окончил университет одновременно по двум специальностям — теология и филология. В межвоенный период Румынией открыто правили ложи. В центре Бухареста до сих пор стоит "масонский храм" (не христианский храм с масонской символикой — таких много, и эту символику несет на себе даже один из приделов храма, где я служу,— а здание, специально построенное для встреч членов ложи). Лишь переворот Й. Антонеску, а потом и наступление коммунистической диктатуры положили этому конец. Выпускник отказался от предложения, от которого отказываться было нельзя. И ему устроили распределение — он стал военным священником в воюющей армии. Дошел до Сталинграда, где и попал в плен. Десять лет карагандинских лагерей. Затем репатриация и еще десять лет лагерей за то, что был офицером королевской армии. Далее его время от времени то отпускали, то снова забирали. На свободу из-под домашнего ареста он вышел уже только в день расстрела Н. Чаушеску. Кстати, в 1990 г., в первые "послереволюционные" месяцы, в главной демократической газете Румынии "Romania Libera" я сам видел объявления в стиле: "Хочешь увидеть мир, поработать в Европе? Вступай в Великий Восток!".Из Румынии же в начале 2000-х гг. вернулся мой бывший студент по МГИМО и рассказал, что на различных приемах румынские высокие чиновники постоянно приглашали его вступить в "Ротари-клуб".Отказываются, впрочем, далеко не все. В апреле 2003 г. в аэропорту города Ларнака встречает меня советник нашего посольства на Кипре. Беседуем о погоде, ждем багаж. И тут я замечаю на лацкане его пиджака небольшую золотую шестеренку с шестью спицами (значок "Ротари-клуба"; см.: http: //www.rotarian.org.ru). Он перехватывает мой взгляд: "Вы знаете, что это такое?".— "Да".— "И как Вы к этому относитесь?".— "Плохо!".— "Ой, ну Вы знаете, мы дипломаты, мы должны всюду бывать, со всеми знакомиться, а такого рода странные организации как раз есть прекрасное место для завязывания неформальных контактов…". Аналогичный ответ я получил от одного профессора МГИМО, когда спросил его, зачем он пишет заведомо ложные и хвалебные рецензии на деятельность Международного центра Рерихов: "МГИМО — это часть МИДовской структуры. Я человек несвободный, а разные оккультные кружки есть прекрасное место для работы дипломатов…".Один политтехнолог, активно работавший на Б. Ельцина в президентской кампании 1996 г., а затем уехавший на Запад, говорил мне в марте 2005 г.: "Здесь, если твой бизнес достигает годового оборота в 2 млн евро, тебе предлагают вступить в "Ротари". Если ты отказываешься — тебе мило улыбаются, прощаются, ободряюще хлопают по плечу. Но затем вдруг у тебя на пустом месте начинаются проблемы. То поставщик задержал комплектующие. То кредита ни в одном банке взять нельзя. То складских помещений найти не можешь... В общем, через два года ты уже на нуле. Но никто не объяснит тебе, из-за чего вдруг ты пошел под гору".

— А если это не масоны, а просто дельцы, которым все равно, на чем делать деньги.