Правда и фантазии "Кода да Винчи"

— А что такое масоны?

— Ну, прежде всего это не ругательство. С социологической точки зрения это по-своему даже нужная структура. В традиционном обществе было всего две иерархические пирамиды: военная (дворянская) и церковная. Сегодня их множество: государственно-административная (с десятками независимых друг от друга министерств), военная, церковная, научная, массмедийная, банковская, торговая, рекламная, промышленная... Человек делает карьеру в своей иерархии. Доходит до уровня принятия решений. И тут ему оказывается мало газетной информации. Ему нужен более широкий кругозор, нужен доступ к сведениям хотя бы "для служебного пользования" из пирамидки смежников. Нужны контакты с соседями по иерархическому этажу. И где же их завести? Вот тут и подходят разные "клубы по интересам". Играешь в гольф, а попутно обсуждаешь совсем не спортивные проблемы.Но ряд из этих закрыто-элитарных клубов оказался связан с более древней "клубной" традицией, пропуском в которую было принятие религиозных воззрений, альтернативных по отношению к господствующему христианству.

— Есть ли такие люди среди более-менее известных деятелей культуры и истории?

— Прежде всего — это создательница "Теософского общества" Е. Блаватская. В собрании ее писем опубликован ее масонский диплом. Центральный пассаж в этом дипломе звучит так: "Мы, Трижды Прославленный Верховный Великий Генеральный Магистр, и мы, Верховные Великие хранители, 33-й и последней степени Верховного Святилища Англии, Уэльса и пр., награжденные великой Звездой Сириуса и пр., и пр., Великие Командующие Трех Легионов Рыцарей Масонства, данной нам высшей властью, которой мы объявляли и провозглашали, объявляем и провозглашаем нашего Брата, Е. П. Блаватскую, Подмастерьем, Кавалером Ордена, Совершенной Мастерицей, Великой Избранной Шотландской Леди, Великой Избранной, Кавалером Розового Креста, Прекраснейшей Госпожой, Совершенной и Почтенной Владычицей и Коронованной Принцессой Обряда Усыновления" [1]. Блаватская о себе: "Мой масонский опыт — если называть этим словом членство в нескольких Восточных организациях и эзотерических братствах—ограничен исключительно Востоком. Тем не менее это не мешает мне, подобно всем другим Восточным "Масонам", знать обо всем, что связано с Западным масонством, включая те бесчисленные глупости, которые напридумывали о масонском братстве за последние полстолетия, и, учитывая получение от "Верховного Великого Магистра" диплома… называть себя Масоном" [2]. "Перед тем, как покинуть нас, индиец дал нам несколько десятков имен живущих в Индии людей, причем все они были либо каббалистами, либо масонами, но не из дурацких Лож Европы и Америки, а из Великой Восточной Ложи, в которую англичане не допускаются" [3]. "Теперь об Инициации. Г-ну ван Столку... гораздо лучше было бы поехать за этим в Англию, а не во Францию. Во Франции у нас двадцать восемь или тридцать теософов, но я не верю, что они уже образовали отделение. Леймари… инициировали несколько раз , г-н Синнет... рассказывает, что, когда в мае он был в Париже, Леймари перепутал знаки и пароли" [4].Многие масоны рассматривали свое масонство как обычную игру. Но Блаватская всем сердцем приняла масонскую доктрину и мистику. "Я посвятила всю жизнь мою изучению древней каббалы и оккультизма" [5]. "Зохар" (главная книга каббалистов) для Блаватской — "бездонный склад сокровенной мудрости и тайн" [6]. Дежурный перечень ее авторитетов звучит так: "Оккультисты, розенкрейцеры средних веков и даже средневековые каббалисты говорили…" [7].В понимании Блаватской, единственно приличное приближение к "Всеобщему Братству" — масонство [8]. Причем Блаватская всегда уточняет, что есть масонство хорошее и плохое. Дурное масонство — это то, которое признает Бога Творца и видит в Боге Личное начало [9].Для профанов она говорила, что проповедует соединение и взаимообогащение всех религий. Но попробуйте найти хоть одну строчку среди ее тысяч страниц, в которой она признала бы, что христианство хоть чем-то обогатило языческий религиозно-магический опыт...Соратник Блаватской — Г. Олькотт — также был масонским "посвященным": он состоял в Коринфском ордене системы "Королевская Арка", о чем свидетельствует выданный ему масонский диплом за № 159, датируемый 12 января 1860 г. А на дипломе "Масона-Магистра Гугенотской Ложи" № 448, выданном 20 декабря 1861 г., находится подпись Олькоттав качестве "Старшего Смотрителя" [10].Известно о принадлежности к масонству другой виднейшей проповедницы теософии — А. Безант [11]. Принадлежал к масонам и Р. Штейнер [12].Не забудем также, что масонские симпатии и антипатии, интересы и предубеждения передавались не только "посвященным", но и их детям — в тех семьях, где воспитывались "волчата" [13].Е. Блаватская, например, происходит из рода, который уже не в первом поколении был связан с масонами. По материнской линии Блаватская состоит в родстве с семейством князей Долгоруких [14]. Члены этого рода с екатерининских времен упоминаются в связи с масонским движением [15]. От прадеда, князя П. Долгорукова, Блаватская унаследовала огромную библиотеку по оккультизму, в которой с детства и набиралась оккультной премудрости. "Мой прадед со стороны матери, князь Павел Васильевич Долгорукий, имел странную библиотеку, содержавшую тысячи книг по алхимии, магии и прочим оккультным наукам. Я прочла их с острейшим интересом прежде, чем мне исполнилось пятнадцать. Вся чертовщина Средних веков нашла себе прибежище в моей голове, и скоро уже ни Парацельс, ни К. Агриппа ничему уже не могли меня научить. Знаете, почему я вышла за старого Блаватского? Потому что, в то время как все молодые люди смеялись над "магическими" суевериями, он верил в них! Он так часто говорил со мной о эриванских колдунах, о таинственных науках курдов и персов, что я приняла его, чтобы использовать как ключ к ним" [16].Другая семья, также не в одном поколении связанная с масонско-розенкрейцеровскими кругами,— это род Голенищевых-Кутузовых. Имена членов этой фамилии встречаются в масонских кружках с конца XVIII в [17]. К этому роду принадлежала Е. Рерих [18]. "У меня имелся ритуальный кинжал, принадлежавший Воронцову, и в детстве я любила повторять отрывки из привезенных им из Индии ритуальных напевов, каким-то образом дошедших до моей семьи" [19].Н. Рерих также унаследовал благоговейный и живой интерес к оккультизму у своих предков.Дед Н. Рериха — Федор Иванович Рерих "входил в Рижскую масонскую ложу, руководителем которой был великий мастер барон Унгерн-Штернберг, предок известного русского белогвардейского генерала барона Унгерна" [20]. Знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу Рериху (отцу художника), хранится в Государственном музее Востока (и демонстрировался в московской Государственной библиотеке иностранной литературы на выставке, посвященной розенкрейцерам в России). Сам Н. Рерих в розенкрейцеровскую ложу "вступил в 1930-х гг., в Америке, получив сразу высшую степень посвящения" [21].Не случайно в учении Агни Йоги очень тепло упоминаются розенкрейцеры: "Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их" (Знаки Агни Йоги. 473).На деле связь Рериха с масонами была небескорыстной: "В субботу вечером папа был у масона 32-й степени — химика Хилле… Дал адрес одн[ой] дамы в N [ew] Y[ork]. Видимо, папа часто сидит на сеансах. И сеансы эти много помогли нашему консулу Волкову и д-ру де Бей. Папа пишет: "Наш Ал [лал] М[инг] во многом мне помог, конечно, он не насыпал долларов, но зато у меня масса друзей и учеников"" [22]."Сеансы", о которых идет речь,— это спиритические сеансы, а "Аллал Минг" — это дух, являвшийся с таким именем ("Он духов третьего плана Водитель" [23]). В понимании же этого "Алл ал а Минга", который в своих последующих "явлениях" принял имя "Махатмы Мории", "лучшие люди" — это "масоны, раввины, квакеры" [24] (а также: "Прав Рерих, уча обратиться к евреям... Обратитесь к Рокфеллеру опять, повторяю" [25]). Так что налицо замкнутый круг: масоны рекомендуют вызывательниц духов, духи рекомендуют масонов…Масоны проявляли интерес к карьере Рериха еще в России. Е. Рерих вспоминает, что "непосредственно после революции имя его было именем кандидата на пост министра изящных искусств, который тогда предполагало создать Временное правительство" [26]. Если учесть, что Временное правительство было правительством чисто масонским, то приглашение им именно Рериха в свой круг характеризует не столько художественные вкусы членов правительства, сколько мир рериховских контактов…Розенкрейцеры считали Рериха своим [27]. И ныне на официальном русском сайте ордена розенкрейцеров Н. Рерих упоминается в списке наиболее выдающихся личностей, бывших членами ордена или имевших непосредственную связь с ним: "Николай Рерих (1874–1947 гг.), художник, писатель, гуманист, философ, исследователь, археолог, борец за Мир, будучи в течение долгих лет членом Ордена Розы и Креста и посланником Братства, представлял Орден на различных собраниях" [28].Парижский Музей Рериха был одним из центров воссоздания русского масонского движения в эмиграции: "В начале 1930-х гг. представители различных идейных групп... создали журнал "Утверждения". Первого мая 1932 г. сотрудники данного периодического органа и Союз российских национал-мессианистов (национал-большевиков) основали Пореволюционный клуб. Собирались члены клуба в помещении друзей Рерих-музея, вероятно, благодаря помощи члена последнего Г. Г. Шклявера, также члена Юпитера" [29]. Что такое "Юпитер" и кто такой Шклявер?В этот период Георгий Гавриилович Шклявер возглавлял парижский Музей Рериха. Именно Шклявер является создателем документа, известного как "Пакт Рериха", говорящего о "Знамени Мира". "План Пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. Главное намерение этого проекта — создать Флаг… План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр. Г. Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха. Согласно составленной им Статьи 1 Пакта…" [30]."Юпитер" же — это масонская ложа "Шотландского Устава", воссозданная в эмиграции в 1926 г. "Юпитер строил свои работы вокруг рассмотрения проблем личности, культуры, масонства, коллектива и их взаимоотношений" [31]. Как видим,— круг тем, весьма близкий к тематике рериховских книг. Заметим также, что и политический курс Г. Шклявера и тех лож и организаций, куда он входил, был единомыслен с рериховским — это был курс "советского патриотизма" [32].Без добротных связей с масонскими кругами проект "Знамени Мира" не был бы поддержан политической верхушкой США и марионетками Штатов из Латинской Америки.Напомню еще, что не только варяжские струги и гималайские вершины живописала рериховская кисть. Н. Рериху принадлежит авторство однодолларовой купюры. Впрочем, у этого эпизода своя история... В феврале 1926 г. в Кашгаре Рерих по просьбе советского консула создает эскиз памятника В. Ленину. Он успел даже поставить постамент на территории советского консульства, прежде, чем китайские власти запретили установку памятника. Постамент был сделан в форме усеченной пирамиды… В жизни Рериха эта форма всплывет позднее еще раз. В 1935 г., во время своего третьего и последнего пребывания в Америке [33], он через своих друзей подает американским чиновникам идею изобразить усеченную пирамиду на однодолларовой зеленой купюре, что и происходит. Так и по сей день красуется на купюре усеченная пирамида, над которой, однако, на этот раз помещена не голова Ленина, а треугольник с изображением глаза — древнейший масонский символ "Строителя Вселенной" [34]. Остается уточнить, что речь здесь идет о традиционных масонских символах.Как русскому эмигранту удалось добраться до создания американских денег [35]? Дерзну предположить, что именно "ложа" предоставила в распоряжение Рериха хорошие связи среди высших госчиновников США. Настолько хорошие, что Н. К. Рерих мог решать — использовать ему возможность встречи с президентом США Ф. Рузвельтом [36] или отклонить: "Друг [37] предложил Н. К. видеть президента, но Н. К. не нашел нужным" [38].Судьба семьи Рерихов в эмиграции поразительна. Согласитесь, редко какой беглый художник может позволить себе выстроить музей своего собственного имени в виде 29-этажного здания (имевшего 300 комнат) и с ежегодным доходом в 100 000 долларов [39]! А ведь происхождение этих денег не может быть объяснено популярностью Н. Рериха. Сверхспроса не было ни на его картины [40], ни на его книги, ни на его лекции [41].И тем не менее Рерих в состоянии брать взаймы фантастические суммы: в 1929 г. он сказал З. Фосдик, что он должен вернуть 900 000 долларов ("5.7.29. Затем Н. К. говорил, что Логв[ан] произнес цифру в 900 000 $, которую непременно нужно ему отдать. Вся кампания и для этого — значит, он забыл о даре" [42]. Доллар 20-х гг. и доллар современный мало похожи друг на друга по своему весу. Сегодня эта сумма выражалась бы в миллионах [43]…И тем не менее: "20.6.29. По приезде Н. К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город... Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду" [44]. Ну кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника: "Очень не понравилась Н. К. паблисити в "Times": все говорят об ученом, исследователе. А о художнике ни слова" [45].Но, может, это честь "крупному ученому" [46] и исследователю… Но где же его ученые труды? Какой ученый труд Рериха взбудоражил Америку? Какое его научное открытие? Неужели его юношеские раскопки севернорусских курганов принесли ему славу ученого с мировым именем? Неужели в тех русских курганах он нашел нечто такое, что через десятилетия принесло ему славу в Америке?Он исследователь-этнограф? Но где в 1929 г. были опубликованы научные труды Трансгималайской экспедиции (и были ли они вообще опубликованы в научных изданиях)?"Ложи" поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и "раскрутка" Рериха. А сегодня — Брауна. Блаватская Е. Письма. М., 1995. С. 45–46. Блаватская была принята в лондонскую ложу 24 ноября 1877 г. по обряду усыновления, то есть "побочному Обряду", который был создан еще до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин (см.: Там же. С. 53). ^ Там же. С. 48. ^ Там же. С. 246. ^ Блаватская Е. Письма. С. 289. ^ Цит. по: Соловьев Вс. Современная жрица Изиды. М., 1994. С. 298. ^ Блаватская Е. Эзотерическое учение (Тайная Доктрина). М., 1993. Т. 3. С. 173. ^ Блаватская Е. Комментарии к "Тайной Доктрине". М., 1999. С. 107. Выражение "розенкрейцеры средних веков" звучит довольно забавно, если вспомнить, что первое мистико-алхимическое общество розенкрейцеров возникло лишь в 1622 г., а сам Розенкрейц, якобы путешествовавший в Индию в 1378 г.,— не более чем персонаж памфлетов, написанных И. Андреэ в 1613–1616 гг. (см. статью "Розенкрейцеры" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона [СПб., 1899. Т. 27. С. 11]). ^ См.: Блаватская Е. Каббала. Философские труды Соломона бен-Иуда ибн-Гебироля (или Авицеброна) // Избранные статьи. М., 1996. Ч. 2. С. 82. ^ "Масонство, несмотря на... современные нововведения (в особенности — библейский Дух), приносит пользу как в моральном, так и в физическом плане" (Блаватская Е. Истоки обрядности в Церкви и масонстве // Блаватская Е. Новый цикл. М., 2001. С. 83). ^ См.: Блаватская Е. Письма. С. 43. ^ "В специальном французском масонском журнале "Acacia" (Акация) от 6 января 1910 г. на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 г. состоялось торжественное открытие ложи № 351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит — главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного всемирного Масонского совета и делегаткой масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний" (Кудрявцев К. Что такое Теософия и Теософическое общество. СПб., 1914. С. 41). ^ См.: Carlson M. "No Religion Higher Than Truth": A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875–1922. Princeton, 1993. P. 139. ^ "Волчонком" называется сын масона. ^ См.: Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов. М., 1997. № 2–3. С. 381. ^ См.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 41. ^ Блаватская Е. Письма. С. 337–338. Это письмо цитируется в книге Мэрфи с важным добавлением: "В моей голове нашла приют вся черная магия, вся чертовщина Средних веков" (Мэрфи Г. Е. Блаватская. Челябинск, 1999. С. 53). ^ П. Голенищев-Кутузов был розенкрейцером и мастером московской "Ложи Нептуна" (см.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 17). Членство в масонских структурах И. Голенищева-Кутузова весьма вероятно (см.: Там же. С. 130,149). "Масонское Братство принесло огромную пользу России… фельдмаршал князь Мих. Илл. Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном" (Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"... Т. 1. С. 385). Надо заметить, что репутация Кутузова как "спасителя России" небесспорна: "Среди тех генералов, кто неодобрительно и негативно отзывался о М. И. Кутузове, были многие герои 1812 года: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, М. А. Милорадович, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и другие... генералы ставили ему в вину проигрыш Бородинского сражения , оставление без боя Москвы, разлад армейской системы управления, пассивность и бездеятельность в ведении военных действий" (Безотосный В. Российский титулованный генералитет в 1812–1815 гг. // От Москвы до Парижа (1812–1814 гг.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. [Вып. 2]. С. 34). Подробнее см.: Троицкий Н. Михаил Илларионович Кутузов. Факты. Версии. Мифы // М. И. Кутузов и русская армия на 2 этапе Отечественной войны 1812 года: Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Малоярославец, 1995. С. 31–48; Он же. Домыслы вместо правды (ответ Ю. Н. Гуляеву) // От Москвы до Парижа… [Вып. 2]. С. 58–64; Смирнов А. Так где же "домыслы"? // Там же. С. 65–70. ^ Иванов М. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов… № 2–3. С. 362. ^ Рерих Е. Письма. М., 2002. Т. 4: 1936. С. 434. ^ Дубаев М. Рерих. М., 2003. С. 8. ^ Там же. ^ Рерих Е. Письма. М., 1999. Т. 1: 1919–1933. С. 30–31. ^ Агни Йога. Высокий Путь. М., 2002. Ч. 1: 1920–1928. С. 13. ^ Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 639. ^ Агни Йога. Высокий Путь. Ч. 1: 1920–1928. С. 94, 98. ^ Цит. по: Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. СПб., 1999. С. 313. ^ См.: Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 386. ^ http: // www.amorc.org.ru / osnovy.php ^ Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С. 20. ^ Рерих Н. Знамя мира // Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"… Т. 2. С. 138–139. ^ Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. С. 17. ^ См.: Там же. С. 30. ^ Пребывание оказалось последним, поскольку вскоре против Рериха были выдвинуты обвинения в уходе от уплаты налогов. Похоже, что Рерихи оказались слишком навязчивы с советами своих "махатм" руководству США… ^ См.: Decter J. Nicholas Roerich. The Life and Art of a Russian Master. Rochester, 1989. P. 134. ^ Интересная информация для ответа на этот вопрос содержится в книге: Williams R. Russian Art and American Money, 1900–1940. Cambridge, 1980. К сожалению, пока мне не довелось увидеть это издание. ^ Оккультные опыты и симпатии президентов США — тема отдельного исследования. Е. Рерих цитирует некую книжку "Эпизоды из американской истории": "Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумическом опыте с медиумом по имени Конклинг….. Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Ее глаза были плотно закрыты. Она остановилась напротив Президента, подняла правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну: "В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации...." Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: "То, что я услышал, оставило глубокое впечатление". Это происходило в конце декабря 1862 г". (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерихов с Рихардом Рудзитисом. Минск, 2000. Т. 2: 1938–1940. С. 451). ^ "Друг" — это вице-президент США Г. Уоллес. ^ Фосдик З. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника, 1922–1934. М., 1998. С. 612–613. ^ См.: Там же. С. 521. ^ "Все галереи и школы — наши враги" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 526). ^ "Всего устроены четыре несчастные лекции, по 200, 300 $… "Это 1905 г.,— сказал Н. К.,— и то, когда я приехал в Чикаго, и дал пять лекций за минимальную плату — 200 $ за лекцию,— и получил 1000 $, а меня тогда никто не знал. Великому художнику хочется говорить, и он разъезжает повсюду и платит людям, чтоб его слушали"" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 430–431). ^ Фосдик З. Мои Учителя… С. 441–442. ^ При этом, например, в 1923 г. Рерих послал своей матери в СССР только 40 франков, в то время как его гораздо менее известный и богатый брат из Харбина слал матери деньги почти каждый месяц (см.: Дубаев М. Рерих. С. 227). ^ Фосдик З. Мои Учителя... С. 421. ^ Там же. С. 423. ^ Шапошникова Л. Этическая философия Космической Эволюции // Три ключа. Педагогический вестник. М., 1999. Вып. 3. С. 30. ^

— А Вы сами масонов видели?

— Я знаю людей, которых приглашали в масонские ложи. В 1990 г. в Бухаресте я беседовал со священником, которого приглашали в ложу сразу после того, как он окончил университет одновременно по двум специальностям — теология и филология. В межвоенный период Румынией открыто правили ложи. В центре Бухареста до сих пор стоит "масонский храм" (не христианский храм с масонской символикой — таких много, и эту символику несет на себе даже один из приделов храма, где я служу,— а здание, специально построенное для встреч членов ложи). Лишь переворот Й. Антонеску, а потом и наступление коммунистической диктатуры положили этому конец. Выпускник отказался от предложения, от которого отказываться было нельзя. И ему устроили распределение — он стал военным священником в воюющей армии. Дошел до Сталинграда, где и попал в плен. Десять лет карагандинских лагерей. Затем репатриация и еще десять лет лагерей за то, что был офицером королевской армии. Далее его время от времени то отпускали, то снова забирали. На свободу из-под домашнего ареста он вышел уже только в день расстрела Н. Чаушеску. Кстати, в 1990 г., в первые "послереволюционные" месяцы, в главной демократической газете Румынии "Romania Libera" я сам видел объявления в стиле: "Хочешь увидеть мир, поработать в Европе? Вступай в Великий Восток!".Из Румынии же в начале 2000-х гг. вернулся мой бывший студент по МГИМО и рассказал, что на различных приемах румынские высокие чиновники постоянно приглашали его вступить в "Ротари-клуб".Отказываются, впрочем, далеко не все. В апреле 2003 г. в аэропорту города Ларнака встречает меня советник нашего посольства на Кипре. Беседуем о погоде, ждем багаж. И тут я замечаю на лацкане его пиджака небольшую золотую шестеренку с шестью спицами (значок "Ротари-клуба"; см.: http: //www.rotarian.org.ru). Он перехватывает мой взгляд: "Вы знаете, что это такое?".— "Да".— "И как Вы к этому относитесь?".— "Плохо!".— "Ой, ну Вы знаете, мы дипломаты, мы должны всюду бывать, со всеми знакомиться, а такого рода странные организации как раз есть прекрасное место для завязывания неформальных контактов…". Аналогичный ответ я получил от одного профессора МГИМО, когда спросил его, зачем он пишет заведомо ложные и хвалебные рецензии на деятельность Международного центра Рерихов: "МГИМО — это часть МИДовской структуры. Я человек несвободный, а разные оккультные кружки есть прекрасное место для работы дипломатов…".Один политтехнолог, активно работавший на Б. Ельцина в президентской кампании 1996 г., а затем уехавший на Запад, говорил мне в марте 2005 г.: "Здесь, если твой бизнес достигает годового оборота в 2 млн евро, тебе предлагают вступить в "Ротари". Если ты отказываешься — тебе мило улыбаются, прощаются, ободряюще хлопают по плечу. Но затем вдруг у тебя на пустом месте начинаются проблемы. То поставщик задержал комплектующие. То кредита ни в одном банке взять нельзя. То складских помещений найти не можешь... В общем, через два года ты уже на нуле. Но никто не объяснит тебе, из-за чего вдруг ты пошел под гору".

— А если это не масоны, а просто дельцы, которым все равно, на чем делать деньги.

— То это еще хуже. В опусе Брауна историки насчитали более 600 ошибок. Это сочинение двоечника. Злого двоечника. Зачем же навязывать миру этот увечный текст? Когда я говорю о масонах, я тем самым стараюсь оправдать промоутеров Брауна. В этом случае у них есть хоть какая-то логика, какие-то свои вера и цель, ради которых они впихивают Брауна в глаза и уши человечества. И в каком-то приближении идея эта все же гуманистическая: мол, ради счастья свободного человечества мы ведем борьбу с мракобесием.Но если промоутеры это делают только ради денег, то это просто сволочи. Значит, не масонский гуманизм вдохновляет их, не культ Человека, а нутряное презрение к людям. "Пипл хавает". Руководство Первого канала российского телевидения пусть само выбирает, кем оно желает слыть — масонами или бездонно жадными подонками.25 мая я участвовал в передаче "Судите сами" (Первый канал, ведущий Максим Шевченко, эфир в полночь 26 мая 2006 г.). Эфир был прямой — но только для Дальнего Востока. Из московского же эфира (через восемь часов передача шла уже в записи) были вырезаны все мои вопросы, которые я адресовал именно этой корпорации. И упоминание о двукратном показе рекламного фильма о "кине" "Код да Винчи". И упоминание о ежедневной оккультно-антихристианской передаче "Малахов плюс Малахов". И упоминание о том, что даже в рекламной паузе, разбившей саму нашу дискуссию, был рекламный ролик "Кода да Винчи".Но верхом режиссерской цензуры оказались манипуляции со звуком. В передаче участвовал Еремей Парнов, автор самой черной метки, которую получила горбачевская "перестройка" при своем рождении,—уже упомянутой мной книги "Трон Люцифера" (М.: Политиздат, 1985; тираж 100 000 экземпляров). Это был первый учебник по магии, пришедший на смену учебникам по атеизму. Имя на обложке было именно такое, непаспортное,— "Еремей Парнов", что заставляло предполагать, что это просто русский дедушка из брянских лесов, чуть ли не "дед Берендей". В передаче Иеремия Иудович лгал, говоря, что "Приорат Сиона" — это иллюминаты, а иллюминаты — это масоны, родившиеся и умершие в XVIII в., а потому сегодня никаких тайных структур, кроме "Opus Dei", в мире не существует… Так вот, каждый раз, когда я к нему вежливо обращался по имени-отчеству, в московском эфире микшировали звук, так что у зрителя не было шанса узнать, как же зовут знатока масонства, отрицающего само наличие предмета своей компетентности. Так что существуют среди наших демократов люди, о которых не то что фантазировать, а даже и простых анкетных данных сказать нельзя. Впрочем, одно из жестких правил "Ротари-клуба" — это запрет называть по отчеству [1]. У "братьев" — только имена. "За что же, интересно, штрафуются ротарианцы? — За малейшее опоздание на заседание своего клуба. За неприличное слово. За то, что забыл приколоть к пиджаку ротарианский значок. За то, что назвал одноклубника по отчеству,— у нас принято обращаться друг к другу предельно демократично, только по имени... Да мало ли за что еще!" ("Не надо изобретать вечный двигатель": Интервью с Владимиром Донским, вице-губернатором ротарианского округа 5010, в состав которого входят Сибирь, Дальний Восток, Аляска и часть Канады (http: // www.kto.irkutsk.ru/ cgi-bin/article.pl?id=54). ^

— Какая реакция на историю с "Кодом да Винчи", на Ваш взгляд, была бы наиболее адекватной и успешной?

— Мне представляется, что со стороны Московского Патриархата самым корректным ходом было бы связаться с Гоблином и профинансировать скорейший выход гоблиновского перевода "Кода да Винчи".Кроме того, нормальной реакцией христианской и научной общественности на эту картину могла бы быть развернутая контрпропагандистская компания. Сама книга — это фэнтези, придумка от начала до конца,— по сути, попса, и об этом надо напоминать. Но книга может стать поводом к тому, чтобы привлечь интерес к реальной истории христианства.Вот пример "православного" айкидо: в 60-х гг. XX в. Уполномоченный Совета по делам религий (то есть официальный гонитель Церкви) вызывает к себе некоего батюшку и говорит: "Вы должны произнести проповедь на тему "Гагарин в космос летал, Бога не видал!". Не произнесете — лишу регистрации и прихода, сошлю туда, куда Макар телят не гонял!". У священника дом, семья, дети. Куда ж ему деваться. Ответствует: "Хорошо". И вот в назначенный день батюшка выходит на амвон и молвит: "Братья и сестры! Говорят, Гагарин в космос летал, Бога не видал! А Бог Гагарина видел и благословил его!".Запретить людям "нюхать дерьмо", увы, нереально. Но нужно хотя бы давать им научно проверенную информацию. Браун предоставил нам повод поговорить о раннем христианстве и современном масонстве. Если мы воспользуемся этим поводом, то миллионам людей станет понятно, что Церковь атакуема до сих пор и что прощание с коммунизмом отнюдь не означает, что христианству гарантировано спокойное будущее в западном мире.Американский католический политолог П. Бьюкенен справедливо сказал: "Если вы захотите узнать, кто управляет современными культурными процессами, спросите себя: "Кого недопустимо оскорбить?". Таким образом, вся эта шумиха, сопровождавшая экранизацию романа Дэна Брауна, непрозрачно намекает нам о том, чей "бог" дозволяет обман и чья вера разрешает нападение" [1]. Оскорблять нельзя: геев, евреев и, с недавней поры, мусульман. Христианам еще предстоит борьба за включение своих святынь в список не подлежащих окарикатуриванию.Пока же каждый год к Рождеству и Пасхе "Приорат Сиона" радует нас открытиями.К католической Пасхе 2006 г. все СМИ задыхались от восторга по поводу новоопубликованного "Евангелия Иуды". Мол, опять Церковь не права, а вот Иуда оказался парень что надо!К католическому Рождеству 2002 г. столь же бурными были восторги по поводу "реконструкции облика Иисуса Христа". Довольно страшная образина смотрела с телеэкранов и полос газет под шапкой: "Ученые составили фоторобот Христа". На самом деле речь шла о реконструкции анонимного черепа, найденного в палестинском захоронении начала нашей эры, эры по Р.Х. С тем же успехом можно разрыть любую русскую могилу XX в. и сказать, что найденный в ней череп дает представление об облике Анны Ахматовой.А то вдруг молнией облетает мир весть о том, что, "согласно Талмуду и другим древним еврейским источникам", евреи ходатайствовали перед римскими властями о помиловании Христа и вовсе не добивались Его казни (и это при том, что, несмотря на всю фантастичность своих повествований, эти источники как раз с радостью спешат сообщить об участии еврейских старейшин в казни Иисуса)…В этих условиях пикеты у кинотеатров не помогут. Тот, кто решил пойти,— все равно пойдет. Пикетчики, скорее, привлекут и равнодушных. Лучше было бы заказать разбор книги Брауна религиоведам и богословам, сделать на основании этих рецензий брошюрку (а еще лучше — пародию) и раздавать ее у входа в киношки. Название брошюрки я бы предложил такое: "Палочки для счистки с ушей "браун-лапши"". Я даже предложил бы домашнее задание: "Браун в любых линиях, расходящихся вверх, видит "женский символ". Вот пусть, вооружившись его методой, читатель "расфрейдует" российский герб".На научном же уровне с подобными вещами даже трудно спорить — как трудно спорить с бредом наркомана. Ложь запустить легко. Догнать ее трудно. В книге Брауна нет ни одной научной ссылки — а для опровержения необходимо перелопатить массу научных изданий и изложить результаты работы научным же языком (а отнюдь не языком детектива) . История показывает, что, когда серьезные ученые берутся опровергать фантастов, подобных А. Фоменко или Э. Мулдашеву, опровержения читает гораздо меньшее число людей по сравнению с прочитавшими изначальную мифологизированную сказку.Научный анализ сразу же показывает, что перед нами — злая сказка, ставящая своей целью оскорбить веру миллиардов людей, живущих на нашей планете.И вот именно в этом и заключена ложь этой так называемой фантастики. Если бы человек фантазировал на менее святую для многих людей тему, можно было бы заявлять, что это — его личное дело. Но когда группа людей, стоящая за господином Брауном, навязывает такие фантазии всему человечеству, то ситуация должна восприниматься уже по-иному.Протесты христиан, оскорбленных очередным кощунством, у нас сегодня принято парировать ссылкой на свободу выбора. Если я начинаю возмущаться в ответ на предлагаемую мне кощунственную передачу или книгу, тут же раздается голос В. Познера: "Но Вы же свободный человек? Вы вправе переключиться на другой канал". Свободу одного таким образом, действительно, защитить можно, но ведь встает вопрос о защите свободы миллионов. Я, конечно, переключу телевизор на другой канал, но тысячи людей, в том числе и дети из христианских семей, вряд ли сделают то же, будучи просто привлечены картинкой, и сами даже не смогут понять, какую ядовитую вещь они при этом проглатывают. Кроме того, хорошо ли, если моим соседям внушат мысль о том, что моя святыня строится на лжи, корыстолюбии и невежестве? http: // www.theconservativevoice.com/article/14611. html ^

— А не слишком ли много чести этой поделке, что и Вы, и другие церковные деятели так на нее реагируете и, по сути, делаете ей рекламу?

— Если мы говорим, нас обвиняют в том, что мы делаем ей рекламу. Если бы промолчали — сказали бы, что нам нечего ответить и Браун всех нас на лопатки положил. Так что лучше уж говорить. И думать.

— Есть ли грех в просмотре фильма?

— Греха в этом нет, греховно убийство времени. Все равно как в картишки поиграл. Мало ли на что смотрит человек. Вопрос в том, как он себя соотносит с увиденным. Врач смотрит на самые интимные места и (надеюсь) не грешит в своих мыслях. Мне, как ассенизатору, приходится читать самые отвязные сектантские трактаты — однако не для того, чтобы с ними согласиться. Но если человек будет мысленно постоянно возвращаться к прочитанному, переваривать его с целью приятия и в конце концов и примет "Код да Винчи" как свою мировоззренческую концепцию и потому удалится от Церкви, то это будет… Нет, не грех. Это будет чем-то хуже греха — дуростью... Поэтому весть об этом происшествии меня не очень огорчит. Ведь если человек не в состоянии отличить научный трактат от фантастики, то он просто дурак. А дураки Церкви не нужны. Это я мягко сказал.Том Хэнкс, сыгравший роль Лэнгдона в этом фильме (по-моему, напрасно: не стоило православному христианину участвовать в рекламно-масонском проекте), в интервью "Sun Entertainment" сказал еще резче: "Это не документальный фильм. Люди, принимающие его за правду, возможно, более опасны, чем те, кто просто рассуждает над возможностью такого развития событий" [1].— Будете ли Вы смотреть фильм?— Только не в кинотеатре! Зачем же давать деньги врагам Церкви? "Лицензию" тоже покупать не буду. Подожду, пока кто-нибудь из раскаявшихся прихожан не принесет мне пиратскую копию. Все же в фильме Хэнкс пробует отстоять истину: он вступает в диспут с Тибингом и говорит, что Константин не ввел догмат о Божественности Христа, а просто подтвердил ту веру, которая у христиан была и в прежние столетия. В книге этого эпизода нет. Вместо 5 млн сожженных ведьм, он говорит о 50 000 арестованных. ^