О божественных тайнах и о духовной жизни

Бывает также, что благодаря божественному действию человек испытывает столь сильное духовное наслаждение в Боге, что он, по благодати Божией>, изменяется, и обычное для него> делание добродетелей обновляется и превращается> в нечто более высокое по чину.10 И тогда>, благодаря восхитительному вкусу этого духовного наслаждения> и обретению более> возвышенного знания, прежний образ служения его отвергается, когда узревает он нечто более усладительное и достославное, чем то, над чем он трудился прежде. И по временам наполняется мысль его молитвенными движениями11 и от внешнего чувственного служения уходит внутрь,12 как это свойственно всем подвижникам.13 Происходит же это в соответствии со степенью, временем и силой подвижничества. Но бывает и изменение> от сильного нападения демонов> или от приступов болезней и недомогания.

6. Мы тоже, братья мои, при всяком изменении, которое усматривается в нашем образе жизни, должны тотчас поспешить увидеть причину его и узнать>, откуда взялся тот измененный обычай и тот новый способ, который не похож на обычный путь иноков и на их общее правило. И благодаря этому или радость наша увеличится, или мы будем смущены, притом по справедливости, когда окажется, что> действуем мы недолжным образом.14 И таким образом во всякое время будем мы подвизаться сознательно,15 возвышаясь над тем пониманием, которое телесным образом смотрит на внешнюю сторону помыслов,16 на слова и действия; и сразу же, в самом начале, умудримся мы относительно того, чьими детищами являются эти изменения>.

7. Плохим признаком является появление следующего: когда человек оставляет положенные богослужебные часы17 без уважительных причин. Но если пренебречь этими часами заставила человека молитва, или если сила продолжительности ее и великое сокрушение18 заставили его прекратить исполнение> их, или если> промедление из-за наслаждения ею побудило его пренебречь часом службы, тогда человек этот совершил отличную сделку19 благодаря изменению, произведенному> завидным товаром, который попал в его руки. И межи его прошли по прекрасным местам, как написано.20 Все это> - при условии, что не из-за легкомысленного умонастроения21 и презрительного отношения пренебрег он часом службы, но что, напротив, сладость молитвы и наслаждение ею насильно подчинили его божественной любви, в чем и заключается полнота22 нашего служения, которое тогда уже> не подвластно и не подчинено правилу. И если постоянно случаются с человеком такие вещи, которые суть признак дарований и великая дверь к чистой молитве,23 тотчас поднимается он до уровня совершенных, особенно если сопровождает его благоговейное внешнее положение тела> и если> глубокий страх являет он перед Богом> во время молитвы.

8. Но если кто-либо, не приобретя вторичного, оставляет первичное, тогда ясно, что он обманут демонами и что из-за них может он совершенно отпасть от своего спасения;24 с этого времени начинает он незаметно скатываться вниз.

9. Должно нам знать также и то, что неуместно для новоначальных стремление к подобным открытиям,25 даже если они преуспели в обучении,26 а также для тех, кто без строгого трезвения и сознательного безмолвия27 хочет узреть эти вещи> в самих себе.28

10. Не бывает собранности разума и чистоты молитвы без огромного трезвения в словах и делах, а также без> хранения чувств. И знание, которое от благодати, не может появиться, кроме как если в безмолвии приобрел человек> великую рассудительность.

11. В соответствии с честью, которую оказывает человек Богу в час молитвы как телом, так и разумом, открываются для него врата помощи, ведя к очищению мыслей29 и озарению в молитве.

12. Великой благодати свыше удостаивается благодаря сокровенному промышлению Божию> тот человек, который являет благоговейное и почтительное положение тела> при молитве, простирая руки к небу, но оставаясь при этом> в скромной позе, или припадая лицом к земле. Кто постоянно украшает молитву свою этими внешними формами, тот немедленно и легко удостаивается действия Святого Духа, ибо велик Господь в глазах его, и показывает он благоговение в жертвах, приносимых Господу> в те часы, которые отведены для него законом свободы.

13. Вы должны знать, братья мои, что во всем служении нашем Бог весьма желает внешних форм, конкретного почитания и видимых способов выражения благоговения> - не ради Себя, но ради нас. Он Сам не получает пользы от подобных вещей> и не теряет ничего, когда ими пренебрегают; но они - из-за немощи естества нашего. Если бы они не требовались, Он Сам не принимал бы этих внешних форм и положений тела> на Себя во время Своей земной жизни,30 говоря таким образом с нами в Святых Писаниях. Сам Он ничем не может быть обесчещен, ибо честь принадлежит Ему по естеству Его. Но у нас складывается> непочтительное отношение к Нему из-за привычной небрежности31 и дерзкого, неуважительного поведения. И отпадаем мы от благодати по собственной воле, ибо сами становимся виновниками> отпадения. Подвергаемся мы также непрестанным нападениям и постоянному обольщению со стороны> демонов по мере того> как приобретаем естественную склонность к удобству и пороку.32

14. Ибо многие пренебрегли всем этим в помыслах своих и вообразили, будто достаточно для Бога одной молитвы сердца; будто когда лежат они на спине или сидят в непочтительной позе>, тогда, дескать, достаточно лишь внутренней памяти о Боге>. Не позаботились они об украшении внешней стороны своего служения продолжительными стояниями, соответствующими их телесной силе, или почтительной собранностью чувств. Преклоняя колена к земле, не бывают они подобны приближающимся к огню и не принимают на себя благоговейное положение ни внутренне, ни наружно, и не воздают честь Господу, почитая Его всеми членами тела> и благоговением на лице. Ибо они не учли силы своего противника, отчего и впали в прелесть и поддались ее действиям,33 не поняв, что они пока еще смертные и бывают движимы своей душой, которой свойственно> оступаться, и что они еще не достигли духовного состояния, и что воскресение еще не произошло и они еще не приобрели непоколебимости.34 Пока живо тело, пока человеческое> естество нуждается в труде и ежеминутном упражнении в чем-то новом, они уже> возжелали проводить жизнь в духовном состоянии и отделиться от того, что в мире страстей по необходимости ежедневно происходит. Воображая себя мудрыми, они совершили постыдные дела35 тем, что признак гордости и презрения по отношению к Богу появился в них. И из-за молитвы, которая есть источник всякой жизни, обрели они погибель, потому что сочли возможным проявить пренебрежение по отношению к тому Всечестному, Который не может быть презираем и Который чтим всякой тварью.36

15. Мы не принуждаем больных или немощных подчиняться закону и не говорим, что следует подвергать человека тому, что ему не по силам. Ибо все, что совершается> со страхом и трепетом, необходимым при общении с Богом>,37 пусть даже оно совершается вне обычного закона, бывает для Бога как избранное приношение.38 И не только не осуждает Он того, кто так поступает, но ничтожные и несущественные вещи, сделанные по доброй воле ради Него, принимает Он наравне с великими и совершенными деяниями. И даже если они предосудительны, они принимаются с состраданием, и прощаются совершители их - без всякого осуждения - Богом, Который знает все, Которому все известно прежде, чем оно происходит, и Который знал о нуждах естества нашего прежде, чем Он создал нас. Ибо Бог благ и милосерден: не в обычае у Него судить слабости естества и дела, совершенные> по необходимости, даже если они предосудительны; однако Он осуждает нас>, когда добрыми делами, которые мы могли сделать, мы пренебрегли. Он не осуждает наклонность естества к чему-либо, даже к великому и добровольному греху, но осуждает Он действие и воздает по справедливости, если знает, что за этим воздаянием> последует сокрушение, страдание разума и хотя бы малый шаг39 к исправлению, даже если те же самые вещи могут повторяться десятки тысяч раз.

16. Особенно если человек не предает себя полностью погибели, но страдание овладевает им, когда видит он свое порабощенное положение,40 ведущее его в никуда,41 и когда презирает он себя, склоняется к исправлению и печалится о своих проступках и ошибках,42 не только не отвергается он всесовершающей Волей, - да не будет! - но без сомнения он весьма близок к помилованию.43

17. Сказав все это, мы, тем не менее, осуждаем тех, кто извращает порядок44 молитвы по своему произволению, тех, чей безумный разум притворяется совершенным, и при помощи своего ложного знания укореняются45 они в самовольных действиях.46

18. Ибо в молитве сердце приобретает большее дерзновение к Богу>, чем в службе. Однако полное пренебрежение последней причиняет гордыню, а из-за гордыни отпадает человек от Бога. Видишь ли, само то, что человек принуждает себя подчиниться закону, - хотя по своему образу жизни он является свободнорожденным, - смиряет душу его, а демону гордыни не дает возможности внушить ему47 какой-либо злой помысел. Постоянно думая о себе как ничтожном и неспособном к свободе, смиряет и уничижает он гордыню помысла. Нет лучшей48 узды, чем эта, чтобы вложить ее в уста разума, который превозносится.